Фон для презентации по адаптивной физической культуре. Презентация на тему "адаптивная физическая культура"

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Правила поведения в спортивном зале для детей детского сада Презентация подготовлена Усенковой С.А. (инструктор по физ. воспит.) п. Белый Яр, МАДОУ « Верхнекетский детский сад» Филиал №3

Собираясь на занятие, не забудь про форму! Ведь заниматься в ней легко, приятно, Да и бодрее себя чувствуешь как то… В ней всегда удобно!

Хочу всех предупредить: в зал без педагога не входить! Успокойтесь, не бегите, педагога подождите.

Правило запомнить просто: Стройтесь в зале все по росту!

Вы животики втяните и все спины разогните!

Посмотрите на картинку и запомните друзья! Под 1 строй шеренги, колонна же под цифрой 2

Повторяй без замедления за педагогом упражнения Будешь слушать, выполнять, сможешь сильным, ловким стать!

На друг друга не кричите, а все дружно помолчите Если будет тишина, все поймете без труда!

Чтобы шишек не набить, нужно правильно ходить Все вы дружно выполняйте и друг друга не толкайте!

И шагая дружно кругом, вы следите друг за другом Упражненья выполняй, никого не обгоняй!

Вы запомните друзья, с физкультурой шутить нельзя! Если правил не соблюдать, можно сильно пострадать!

Ты соседу не мешай, дистанцию сохраняй!

Если в руки взяли палки или длинные скакалки, От соседа отойди, друга ты не повреди!

Смотреть под ноги надо, преодолевая все преграды, Не спеши и не толкайся, на других не отвлекайся!

После занятия физкультурой Все примем водные процедуры!

Хочешь сильным быть и ловким, развивай свою сноровку, Физкультуру посещай и все упражнения выполняй!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

акты испытаний спортивного оборудования и инвентаря, акты-разрешения на проведения занятий в спортивном зале и на прогулочной площадке

Это образец (пример) написания акта испытания спортивного оборудования и инвентаря находящегося в спортивном зале и на улице дошкольного учреждения. В акте дан перечень оборудования и инвентаря, а так...
























1 из 23

Презентация на тему: Адаптивная физическая культура

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Коррекционные цели и задачи адаптивной физической культуры Цель: направлена на восстановление, замещение и компенсацию нарушенных функций, совершенствование мышечно-суставного чувства, развитие самостоятельного и качественного выполнения двигательных действий, максимальное возможное уменьшение степени ограничений жизнедеятельности, подготовка к социальной интеграции. Задачи:1). Достижение соответствующего возрасту уровня физической подготовленности, развития физических качеств, ориентировки в пространстве и координации движений и др.; 2). Применение специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, развивающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку; 3). Преодоление недостатков, возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями;4). Активизация и упражнение зрительных функций в тесной взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой.

№ слайда 3

Описание слайда:

Особенности физического развития детей, имеющих зрительную патологиюОтклонения выражаются в отставании в росте и массе тела, жизненной емкости легких, объеме грудной клетки, в значительном ослаблении мышц, в нарушении осанки, позы, искривлении позвоночника, плоскостопии.Снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора. Типичные нарушения движений тесно связаны с особенностями их психического и интеллектуального развития. Такие недостатки ярче всего проявляются в тех двигательных действиях, которые требуют значительного нервного напряжения и умственной работы. Нарушения развития моторики обнаруживаются, прежде всего, при выполнении дифференцированных и точных движений. Зрительные нарушения отрицательно сказываются на развитии быстроты движения. Выраженное отставание отмечается в беге, прыжках с места, координации точности движений, причем на всех этапах развития, что связано с пространственно-ориентировочной недостаточностью.Движения у детей с нарушением зрения замедлены, угловаты, неловки и неритмичны. Мимика и жестикуляция отличаются бедностью, однообразием и невыразительностью.

№ слайда 4

Описание слайда:

Педагогические особенности физического воспитания детей с нарушением зрения. Физическое воспитание детей с нарушением зрения так же направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, укрепление здоровья и формирование двигательных качеств. Достигается это путем организации коррекционно-направленных занятий, предусматривающих развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряженности и расслабления мышц, что является основной частью адаптивной физической культуры.

№ слайда 5

Описание слайда:

Общие реабилитационно-педагогические методы (Беккер К.Л., 1975) Стимуляция – метод систематического применения отличных от нормы форм деятельности для всестороннего развития личности;компенсация – метод формирования заменителей;коррекция – метод устранения нарушений;активизация – метод устранения задержек и приближения отклонений к норме;подкрепление – метод сохранения достигнутого уровня. Методы, применяемые в ДОУ IV вида: подачу материала малыми порциями;максимальную расчлененность и развернутость сложных понятий и действий;постоянную опору на чувственный опыт;руководство действиями учащихся до совместного выполнения их педагогом и воспитанником. В процессе АФК необходим индивидуальный и дифференцированный подход к детям, учитывающий клинические формы и характер нарушений зрения, аномалии развития, тяжесть зрительной патологии, а также систематический контроль за динамикой физического развития и двигательных способностей воспитанников, степенью исправления двигательных нарушений.

№ слайда 6

Описание слайда:

Обучение и воспитание двигательных качеств базируется на системе методических принципов.Принцип доступности требует соблюдения следующих правил:а) знать возрастные особенности занимающихся детей; б) изучать и учитывать индивидуальные особенности занимающихся детей;в)соблюдать правило: «от простого к сложному, от известного кнеизвестному». Принцип наглядности обеспечивается демонстрацией отдельных упражнений при технике отдельных элементов в возможно более совершенном исполнении. Правила:а) определить, какая педагогическая задача должна быть решена средствами наглядности;б) организовать восприятие движений с помощью разных органов чувств;в) применяя средства наглядности, учитывать зрительные возможности детей, их предыдущий двигательный опыт и знание занимающихся физическими упражнениями;г) использовать непосредственную и опосредованную демонстрацию как средство исправления двигательных ошибок у детей. Принцип систематичности. При систематических занятиях дети с нарушением зрения достаточно эффективно осваивают навыки, а также получают оптимальную, функциональную подготовку.

№ слайда 7

Описание слайда:

Принцип прочности. Правила:а) не переходить к изучению нового упражнения, пока не будут основательно освоено старое;б) включать в занятие ранее изученные упражнения в новых сочетаниях и вариантах;в) повышать интенсивность и длительность выполнения освоенных упражнений;г) систематически вести учет физической подготовленности и оценивать достижения детей, проводить контрольные занятия, соревнования и выступления. Принцип дифференциально-интегральных оптимумов. Применение физических нагрузок различного содержания в профилактических и коррекционных целях должно строиться на основе глубокого знания специалистом функционального состояния зрительного аппарата, нервно-мышечной системы, учитывать клинические формы и характер нарушений зрения, аномалий развития, тяжесть зрительной патологии, а также динамику физического развития и двигательных способностей детей. Знание закономерностей функционирования и развития в условиях двигательной деятельности обеспечит применение оптимальных, локальных и интегральных физических нагрузок.

№ слайда 8

Описание слайда:

«Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия» (ВОЗ). Для того чтобы снизить заболеваемость в дошкольных учреждениях и сохранить здоровье детей, в качестве первоочередных мер, необходимо: Повысить квалификацию педагогов в вопросах культуры здоровья. Нормализовать учебную нагрузку с учетом физиологических требований СанПина. Активнее вовлекать родителей и общественность в дело повышения здоровья воспитанников. Повысить двигательную активность детей на занятиях по физическому воспитанию и в самостоятельной деятельности. На всех занятиях проводить физкультминутки, в которые вводить элементы лечебной физкультуры.Необходимо вести систематическую работу по профилактике близорукости. Обучать детей, педагогов, родителей здоровому образу жизни. Активизировать работу психолога детского сада. Задача специалистов ДОУ - сформировать культуру здорового образа жизни и гармонично развитого человека у детей.

№ слайда 9

Описание слайда:

При офтальмологическом обследовании воспитанников с целью определения группы физической подготовки:Остроту зрения монокулярно и бинокулярно без коррекции и с оптимальной коррекцией.Рефракцию (в пограничных случаях в условиях атропиновой циклоплегии). Состояние бинокулярного зрения с помощью цвето-теста.Состояние защитного аппарата, сред и глазного дна. При показаниях проводят дополнительные исследования: поле зрения, биомикроскопию, ультразвуковую биометрию, КЧСМ, тонометрию.

№ слайда 10

Описание слайда:

Использование оптической коррекциина занятиях АФКПри оценке пригодности ребенка к занятиям физической культурой ключевым вопросом является возможность пользования оптической коррекцией. В большинстве случаев АФК могут допускаться очки (желательно с пластмассовыми линзами, гибкими проволочными заушниками и резинкой, охватывающей затылок) или контактные линзы. Чаще всего дети с близорукостью выключаются из общей физической подготовки, что недопустимо, так как именно АФК является одним из мощных факторов профилактики близорукости, ее прогрессирования и осложнений. При близорукости основным фактором, определяющим решением не допуска к занятиям является наличие осложнений: кровоизлияний в глазу, центральной или периферической витреохориоретинальной дистрофии, отслойки сетчатки и др. При обострениях воспалительных заболеваний, прогрессирующем снижении зрительных функций необходимо постараться выяснить, связано ли ухудшение с занятиями физической культурой и при наличии малейшего подозрения на такое влияние, занятия следует отменить.

№ слайда 11

Описание слайда:

Тест по ЗДПО с «гусеницей-пирамидкой».Дополнительно в ДОУ IV вида тифлопедагогами проводится тест по ЗДПО два раза в год (сентябрь, май), позволяющий объединить большое количество оценочных методик по развитию зрительно-двигательных функций и ориентировке в пространстве. ЗДПО – это такая ориентировка, в которой функции зрения играют существенную роль в координированном движении, а значит, при ее проведении можно ясно увидеть и достоверно констатировать трудности действий ребенка в трехмерном пространстве. Это возможно, если соединить воедино движение в пространстве и развитие зрительного анализатора.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Адаптивная физическая культура как средство реабилитации детей с нарушением зрения.«... зрячий избалован зрением в деле познания формы, величины, положения и передвижения окружающих его предметов, поэтому он не развивает драгоценной способности руки давать ему те же самые показания, а слепой к этому вынужден», - писал великий физиолог И.М. Сеченов.

№ слайда 14

Описание слайда:

Организационно-методические рекомендации обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения Занятия АФК являются необходимой составной частью превентивных, реабилитационных и лечебных мероприятий для детей с поражением зрения. Представляется очевидным, что значение физкультурных занятий для детей с нарушением зрения даже более важно и необходимо, чем для лиц с нормальным зрением. Офтальмологические рекомендации для детей, имеющих зрительную патологию, должны ориентировать педагогов на допустимость определенных видов нагрузки, а не на какой-либо конкретный вид двигательной деятельности с учетом направленности коррекционно-образовательного процесса. Непременное условие для занятий физической культурой детей с нарушением зрения - это четкое определение противопоказаний, систематический врачебный контроль за состоянием органа зрения.

№ слайда 15

Описание слайда:

1. Любая деятельность, а особенно физическая, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением со стороны взрослого.2. В спортивном зале и на спортивной площадке должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья детей:а) все оборудование: гимнастическая стенка, комплексы, лесенки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы убранства должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей возможность падения;б) инвентарь, используемый детьми, необходимо располагать на высоте, не превышающей уровня их груди.3. Помещение, в котором организуется физкультурная деятельность, должно быть чистым, светлым, хорошо проветриваемым. Освещенность должна соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам.4. Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5кг. (для ребенка старшего дошкольного возраста).

№ слайда 16

Описание слайда:

1. Оборудование, которым пользуются дети, должно по своим размерам соответствовать их возрастным показателям.2. В пользование детям даются только исправные и безопасные предметы.3. Запрещается использование в работе оборудования и инвентаря, предназначенных для взрослых; нецелесообразно, педагогически неоправданно и опасно применение предметов, выпускаемых промышленностью для игровой деятельности детей.4. Все оборудование и инструменты должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом, исправном состоянии. Все колющие, режущие предметы должны храниться в недоступном для детей месте.

№ слайда 17

Описание слайда:

1. Врачебный контроль осуществляется медицинским персоналом детского сада. Основная задача врачебного контроля заключается в содействии укреплению здоровья детей, совершенствованию физического и нервно-психического развития.2. Медицинский контроль включает:а) врачебные обследования, оценку состояния здоровья, физического развития детей в процессе занятий;б) медико-педагогические наблюдения за проведением различных форм физического воспитания, контроль за содержанием, методикой проведения физкультурного занятия, соответствия возрастным возможностям детей;в) санитарный надзор за местами проведения занятий, закаливающих мероприятий, за гигиеническим состоянием оборудования, инвентаря, а также костюма и обуви занимающихся;г) санитарно-просветительную работу среди персонала и родителей дошкольного учреждения.Организация медицинского контроля предусматривает совместную работу медицинской сестры, заведующего, старшего воспитателя.3. Врачебное обследование и оценка состояния здоровья детей осуществляются врачом при ежегодных углубленных медицинских осмотрах. Для более точной оценки необходимо иметь характеристику развития движений каждого ребенка. Оценка состояния здоровья дается на момент обследования.

№ слайда 18

Описание слайда:

ПЕРВАЯ ГРУППА - объединяет здоровых детей, не имеющих отклонений в развитии по всем выбранным для оценки признакам здоровья, не болевших или редко болевших в период наблюдения.ВТОРАЯ ГРУППА - здоровые дети, имеющие биологический или социальный анализ, некоторые функциональные изменения.ТРЕТЬЯ ГРУППА - объединяет больных детей с наличием хронических заболеваний.ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА - дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации.ПЯТАЯ ГРУППА - дети, больные тяжелыми хроническими заболеваниями, с тяжелыми врожденными пороками развития.

№ слайда 19

Описание слайда:

Медико-педагогические наблюдения включают оценку соответствия содержания и методики проведения различных форм физического воспитания возрастным и функциональным возможностям детей. Врач, медицинская сестра, заведующий, старший воспитатель осуществляя медико-педагогический контроль, должны предварительно познакомиться с конспектом, составленным воспитателем. Для оценки правильности построения физкультурного занятия следует пользоваться методом индивидуального хронометража. При проведении хронометража определяется также двигательная активность детей, общая и моторная плотность занятия. При определении общей плотности занятия учитывается время, затрачиваемое на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения, расстановку, уборку спортивного инвентаря, за вычетом времени, затраченного на простои детей, неоправданные ожидания, восстановление нарушенной дисциплины. Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах. Общая плотность должна составлять не менее 80-90%. Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затраченного ребенком на выполнение движений, ко времени всего занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85%. При медико-педагогическом контроле важное место должно быть уделено наблюдениям за осуществлением общего двигательного режима в детском учреждении. Двигательный режим включает всю динамическую деятельность детей, как организованные формы работы, так и самостоятельную двигательную деятельность. Общий двигательный режим должен являться средством укрепления здоровья детей.

№ слайда 20

Описание слайда:

№ слайда 21

Описание слайда:

Организация физического воспитания детей в семье и ДОУ Чрезвычайно важна в воспитании детей роль здорового образа жизни семьи. Элементарные знания о слагаемых здорового образа жизни (рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, достаточная двигательная активность, использование закаливающих средств, умение правильно, без нервного напряжения организовать своё поведение) доступны уже самым маленьким детям. На конкретных примерах надо убеждать родителей, что любой ребёнок, даже родившийся ослабленным, может и должен стать физически крепким, гармонически развитым, если приложить к этому усилия. Такое построение работы требует от педагогов постоянного самообразования и самосовершенствования.

№ слайда 22

Описание слайда:

Классификация упражнений и игр для коррекции нарушений зрительной функции у детей с косоглазием и амблиопиейЦель: непрерывное слежение глазами за движениями предметов.Забрасывание мяча в кольцо.Метание в цель.«Следи за маятником».«Подбрось кольцо и поймай».Слежение за мигающими лампочками на световом линейном табло (справа – налево; слева – направо; снизу – вверх; сверху – вниз).«Настольный баскетбол».«Настольный теннис».Прокатывание мяча в ограниченном пространстве.Кольцеброс. Цель: расслабить конвергенцию, развивать направление взора ребенка вдаль и вверх (сходящиеся косоглазие).Зажги фонарик.Подбрось вверх воздушный шар.Найди шар (большой, маленький).Подбрось мяч и поймай.Кто дальше бросит предмет.Достань предмет.Чей мяч?

№ слайда 23

Описание слайда:

Цель: усилить аккомодацию, развивать направление взора вблизь и вниз (расходящиеся косоглазие).Построй пирамидку.Мяч об пол.Составь рисунок на полу.Игры «Ближе – дальше».Прокатывание мяча друг другу.Перенеси предмет.Кто больше соберетЦель: закрепить бинокулярное зрение, выработать стереоскопическое видение.Попади в ворота.Сбей кеглю.Набрось кольцо.Надень шарики на стержень.Городки.Игра «Кольцеброс» (напольный, настольный).

Принципы – составная база методологии, представляющая собой базовые теоретические положения, отражающие сущность и закономерности обучения, воспитания, всестороннего развития личности, отношения общества к этому процессу.

Существует три вида принципов АФК: социальные, общеметодические и социально – методические.

1. Социальные принципы – отражают детерминацию культурного и духовного развития личности включая пациента с ограниченными функциональными возможностями.

2. Общеметодические принципы – особенности реализации дидактических принципов: сознательности, активности, наглядности, доступности, систематичности, прочности при формировании знаний, двигательных умений, развитий физических качеств и способностей у пациентов с психическими, сенсорными и двигательными нарушениями.

3. Социально – методические принципы – построена на основе интеграции принципов смежных дисциплин и

законов онтогонистического развития, доминирующими признаками являются биологические, психические особенности объекта педагогических воздействий, которые взаимосвязаны с двигательной сферой и существенно влияют на ее развитие.

Социальные принципы АФК

1. Принцип гуманистической направленности – современные тенденции гуманизации физкультурного образования предполагают смену ориентиров государственной политики от «подготовки здорового и физически развитого населения» на подготовку личности. Гуманистическое отношение общества к личности инвалида находится в переходной стадии.

Это касается образования, трудоустройства, социализации, создание условий равной личности, экономической независимости.

2. Принцип непрерывности физкультурного образования

– сохранение потребности в двигательной активности на протяжении жизни, что является залогом непрерывного физкультурного образования.

3. Принцип социализации – это процесс освоения социально – культурного опыта, подготовка к самостоятельной жизни в обществе, активное участие в полезной деятельности. Социализация начинается с рождения и продолжается всю жизнь.

4. Принцип интеграции: а) социальная интеграция – активное включение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в жизнь общества;

б) педагогическая интеграция – обучение детей и взрослых с дефектами в учреждениях системы образования вместе со здоровыми.

Цель интегрирования обучения – подготовить людей с ограниченными возможностями к этому сближению, а здоровых – принять их.

5. Принцип приоритетной роли микросоциума – дефект по своей сути - явление биологическое, но его результат всегда социален, так как влияет не только на судьбу самого человека, но и на судьбу его близких. Необходимы просветительская работа, создание коррекционно – оздоровительных программ и методических рекомендаций, обучение родителей, консультативная помощь семьям с проблемными детьми.

Общеметодические принципы АФК

1. Принцип научности предполагает знание проблем, теории, концепций, основных законов, стратегических идей и тенденций, методологии АФК:

а) знание биологических и психологических закономерностей функционирования организма с патологическими нарушениями;

б) умения применять знания на практике, обеспечивая обоснованный выбор содержания, форм и методов, опираясь на законы и принципы обучения, воспитания и развития, добиваясь эффективности педагогического процесса.

2. Принцип сознательности и активности – лица, приобретшие инвалидность в период жизни, имеют возможность сознательно и активно использовать средства АФК.

3. Принцип наглядности – комплексное использование всех органов чувств при восприятии физических упражнений и активизацию сохранных функций в процессе их выполнения.

4. Принцип доступности – соблюдение посильной меры трудности во избежание физических, моральных, эмоциональных перегрузок.

Доступность зависит от трудностей в процессе выполнения заданий: координационной сложности, длительности и интенсивности физических упражнений, применяемых методов, трудностей общения, условий внешней среды, приспособленности спортивных сооружений, инвентаря, оборудования, экипировки. Все должно применяться с учетом двигательных возможностей занимающихся.

5. Принцип систематичности и последовательности

постепенное и систематическое формирование мотивационных убеждений в необходимости физических упражнений для здоровья, уверенности в своих силах, самоутверждения. Требования систематичности и последовательности сохраняются на каждом занятии, позволяют контролировать педагогический процесс и управлять им – своевременное начало и продолжительность

Специально – методические принципы АФК

1. Принцип диагностирования – для любого вида АФК означает учет основного дефекта, времени поражения, медицинского прогноза, показаний и противопоказаний к занятиям физическими упражнениями, а также учет сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений.

2. Принцип дифференциации и индивидуализации

дифференцированный и индивидуальный

подход означает учет особенностей присущих человеку (пол, возраст, телосложение, двигательный опыт, свойства характера, темперамент, волевые качества, состояние сохранных функций – двигательных, сенсорных, психических и интеллектуальных).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Адаптивная физическая культура – новое направление в системе реабилитации лиц, имеющих ОВЗ Работу выполнил учитель физической культуры МАОУ СОШ № 27 г. Балаково Саратовской области Мясников Андрей Юрьевич 2016 г.

Понятие «ОВЗ» ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие.

Адаптивная физическая культура - это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации интеграции в обществе.

АФК как средство комплексной реабилитации Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалида) и общества. Это деятельность и результаты по созданию готовности человека к жизни; оптимизации его состояния и развития; процесс и результат человеческой деятельности

Адаптивная - это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные функциональные сдвиги в организме, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Основным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности. Впервые в Санкт-Петербургской Академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открылся факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры

Актуальность работы Д ля детей-инвалидов с умственной отсталостью из-за необратимого поражения ЦНС физическое и психическое развитие протекает на дефектной основе, при этом недоразвитыми оказываются костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы, высшие психические функции: речь, мышление, внимание, память, эмоции и личность в целом.

Цель: рассмотреть адаптивную физическую культуру как новое направление в системе реабилитации лиц, имеющих ОВЗ.

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует: осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека; способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни; способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок; потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества; желание улучшать свои личностные качества; стремление к повышению умственной и физической работоспособности. Задачи АФК:

заключается в содействии формированию у учащихся знаний, умений и навыков по адаптивной физической культуре. Так, в процессе занятий необходимо информировать занимающихся о том, какое значение имеет систематическое выполнение физических упражнений в жизни человека (оздоровительное и прикладное), какие бывают виды упражнений, о технике их выполнения, о нормативах, о гигиенических особенностях выполнения некоторых из них и многое другое. Основные функции учителя адаптивной физической культуры заключается в том, что наряду с познавательными способностями у занимающихся тем или иным видом, необходимо развивать интеллектуальные способности, способствующие быстроте и точности ориентации в получаемой информации связана с организацией: уроков АФК; физкультминуток (физкультпауз) и семинаров по их проведению с учителями начальной школы и учителями-предметниками; подвижных игр на динамических переменах; спортивных часов в группах продленного дня; спортивно-физкультурных праздников школы; прогулок и туристских походов направлена на воспитание личностных качеств учащихся Это чувства коллективизма, трудолюбия, смелости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности и др. Воспитанию их способствует само содержание занятий по АФК и педагогическое мастерство учителя АФК: владение методами убеждения, умения использовать воспитательную силу личного примера, а также использовать метод практического приучения, который обеспечивает выработку конкретных навыков поведения, положительных привычек в общении с окружающими Образовательная Развивающая Организаторская Воспитательная

Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в раз витии Единство диагностики и коррекции. Принцип дифференциации (объединение детей в относительно однородные группы) и индивидуализации (учет особенностей, присущих одному человек) Принцип учета возрастных особенностей Принцип адекватности педагогических воздействий (решение коррекционно-развивающих, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов, методических приемов) Принцип оптимальности педагогических воздействий (разумно сбалансированная величина психофизической нагрузки) Принцип вариативности (бесконечное многообразие не только физических упражнений, но и условий их выполнения, способов регулирования эмоционального состояния) Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с ребенком и его окружением, прежде всего с родителями

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ Методические рекомендации Методические рекомендации рекомендованы экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации для использования в образовательном процессе общеобразовательных учреждений (2012 г) Для занятий физической культурой обучающиеся распределяются на 4 медицинские группы К основной медицинской группе для занятий физической культурой относят обучающихся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой относят обучающихся: с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, часто болеющих, после перенесенных заболеваний и травм К специальной медицинской группе «А» (оздоровительной) и группе «Б» (реабилитационной) для занятий физической культурой относят обучающихся с выраженными отклонениями в состоянии здоровья.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ Занятия физической культурой обучающихся основной медицинской группы проводятся в соответствии с учебными программами физического воспитания в полном объеме; разрешено посещение спортивных секций, кружков, участие в соревнованиях, подготовка и сдача нормативов ФП соответственно возрасту, сдача практической части экзамена по предмету «Физическая культура». Занятия физической культурой обучающихся подготовительной медицинской группы проводятся в соответствии с учебными программами физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных умений и навыков, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований. При отсутствии противопоказаний с разрешения врача может проводится подготовка и сдача нормативов ФП соответственно возрасту, посещение спортивных секций со значительным снижением интенсивности и объема физических нагрузок. Занятия физической культурой обучающихся специальной медицинской группы «А» проводятся в соответствии с программами физического воспитания обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья. Занятия физической культурой обучающихся специальной медицинской группы «Б» проводятся в медицинском учреждении (детская поликлиника, врачебно-физкультурный диспансер и др.).

Особенности психофизического развития детей с ОВЗ В основе оценки физического развития лежат: параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата.

Общие принципы и правила коррекционной работы: Индивидуальный подход к каждому ученику. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Коррекционно-развивающая направленность в АФК коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, передвижении на лыжах, упражнениях с предметами и др.; коррекция и развитие физической подготовленности; коррекция и развитие координационных способностей; коррекция и профилактика соматических нарушений; профилактика, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей; развитие познавательной деятельности; формирование личности ребенка.

Методы и формы проведения АФК метод формирования занятий; метод обучения двигательной деятельности; метод развития физических способностей; метод воспитания личности; метод организации взаимодействия педагога и занимающегося; метод регулирования психического состояния детей.

К реабилитационно-педагогическим относятся: компенсация - метод формирования заменителей, коррекция - метод устранения нарушений, подкрепление - метод сохранения достигнутого уровня.

Основные функции учителя адаптивной физической культуры: необходимо развивать интеллектуальные способности, способствующие быстроте и точности ориентации в получаемой информации; связана с организацией уроков АФК; направлена на воспитание личностных качеств учащихся.

Вывод Наряду со специальными упражнениями необходим общий двигательный режим. На всех занятиях у детей развивается ощущение позы и направления движения, положения частей тела. При занятиях нужно хорошо использовать звуковые и речевые сопровождения. Важное значение имеют слова, фразы, которые нормализуют психологическую деятельность ребенка, улучшают понимание речи, обогащают его словарь. Важно помнить, что ребенок с умственной отсталостью обычно слабо представляет схему своего тела и схему целостного движения, поэтому нужно фиксировать его внимание на той части тела, которая в данный момент в работе, в движении.

Библиотека международной спортивной информации

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Бегидова Т.П. Основы адаптационной физической культуры: Учебное пособие. - М.: Физическая культура и спорт,2007. 2. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов: Учебное пособие / В.С. Ткаченко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. 3. Основы адаптивной физической культуры: Учебн. Пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2007. 4. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2003. 5. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2т. Т.2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика её основных видов / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2005.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


«Занятие физическими упражнениями» - Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта: Цели уроков здоровья. Упражнения оказывают существенное влияние на формирование правильной осанки, красивой походки, воспитывают эстетические понятия, культуру движений. Во время выполнения упражнений радуйтесь хорошей музыке, возможности общения, улыбайтесь друг другу, поддерживайте друг друга во всех ваших начинаниях!

«Физкультурно-спортивный комплекс» - Поручение Президента Российской Федерации. Процесс разработки. Макеты знаков комплекса. Меры привлечения населения к комплексу. Нормативно-правовое регулирование. Информационная площадка. Принципы формирования мотивации. Участники процесса разработки. Структура комплекса. Согласование комплекса. Зачем это нужно обществу.

«Сценарий «Весёлые старты»» - Инвентарь. Олимпийская викторина. Кенгуру. Что представляет из себя олимпийский флаг. Спортивное мероприятие «Веселые старты». Звучат песни на спортивные темы. Торжественное открытие. Переправа. Блок вопросов. Участники мероприятия. Кто дальше. Дружные ребята. Бег с мячами. Представление судей. Спаси команду.

Упражнения для развития грудных мышц. Икроножная мышца. Опорный прыжок через коня в длину. Слайд. Строение мышц. Формы проявления силы. Опорный прыжок. Силовая выносливость. Движения, в которых участвуют грудные мышцы. Сила.

«Физическое воспитание в ВУЗе» - Различие отечественной и «западной» систем физического воспитания в ВУЗЕ. Спортивные секции при ВУЗЕ. Что в процессе и на выходе. Особенности отечественной системы физического воспитания в ВУЗЕ. Инновационные технологии физического воспитания в ВУЗЕ. Сложности в реализации. Основные проблемы физического воспитания в ВУЗе.