Какой модели социального управления не существует. Понятие и модели социального управления - особенности и характеристики

Модель управления - теоретически выстроенная сов-ть представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система управления, как она воздействует и как должна воздействовать на объект управления, как адаптируется и как должна адаптироваться к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Включает: базов принципы управления, стратегическое видение, целевые установки и задачи, ценности, структуру и порядок взаимодействия, организационная культуру, аналитический мониторинг и контроль, мотивационную политику.

Мы рассматриваем МУ в социальной системе. Социальная система - целостное образование, основными элементами которого являются люди, их устойчивые связи, взаимодействия и отношения. Субъекту управления придется воздействовать на человека или группу людей. Человеческий ресурс – это уникальный ресурс и он требует определенного подхода.

Критерии классификации и соотв им МУ в соц ситемах: по характеру реализации властных полномочий (авторитарная - вся власть в компании аккумулируется в руках руководителя., демократическая - народовластие); по территориальному происхождению и месту широкой адаптации (американская – индивидуализация, достижение результатов, проф. подготовка, японская – коллектив, достижение гармонии, личные неформальные отношения, российская – совмещает в себя 2 модели, но ближе к понятию «коллектив» и т.п.); по принадлежности к соотвествующим школам менеджмента (школа "научного менеджмента" (Тейлор –человек – машина, необх – узучение затрат времени, усилий), школа "рациональной бюрократии"(Вебер – все по инструкции, строая иерархия, организация - машина), школа "человеческих отношений"(Мейо), мотивационная школа (Маслоу - Пирамида: естеств потребн-безопасность-об-во, уважение,самореализация); по роли и месту человека в системе управления (модели на базе теории Х – управление путем принужд, авторит схема и Y – мотивация, отвествен, самоконтроль(МакГрегор), Z – Оучи, совмещает в себя теории «X» и «Y»).

Также модели управления можно классифицировать :1. Субординация , Такая модель социального управления, при которой осуществляется вертикальное упорядочение одним из элементов, являющемся ведущим и определяющим начало деятельности остальных. Вместо сорасполажения здесь действует соподчинение. Такая модель в основном применима к государственной службе, государственным органам. Она существует определенный период времени. 2. Отношения координации - Это такая модель управления, при которой осуществляется горизонтальное упорядочивание, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности характеризуется тождеством между собой и равновеликостью. Пример: взаимоотношения людей в составе семьи - взаимоотношения семей в составе наций. 3. Реординация - Если для субординации характерно наличие властных полномочий у высшего уровня в системе управления относительно более низшего, то это не значит, что у низшего уровня нет полномочий относительно более высшего. Отношения, которые могут возникать в процессе реализации таких полномочий, являются отношениями реординации. Наиболее распространенный случай - когда управляемый объект сообщает о своих намерениях или подает ходатайство, а руководящий субъект обязан на них определенным способом отреагировать. Такая модель социального управления, при которой осуществляется правовое переподчинение одной общности другой, как по горизонтали, так и по вертикали.

В блоке с координацией и субординацией рассматривается реординация (переподчинение). Реординация – упорядочение снизу вверх.

Если для субординации характерно наличие властных полномочий у высшего уровня в системе управления относительно более низшего, то это не значит, что у низшего уровня нет полномочий относительно более высшего. Отношения, которые могут возникать в процессе реализации таких полномочий, являются отношениями реординации.

Наиболее распространенный случай - когда управляемый объект сообщает о своих намерениях или подает ходатайство, а руководящий субъект обязан на них определенным способом отреагировать. К тому же реординационные связи необязательно являются реакцией на то или иное управленческое влияние, а могут возникнуть независимо от них и имеют не просто информационный, а управленческий характер.

Г.В. Атаманчук выделяет обратные управленческие отношения, которые характеризуются, по его мнению, преимущественно как реакция низшего органа на то или иное влияние. Он выделяет два вида обратных связей: объективные и субъективные, которые связаны с местом их возникновения и реализации.

Объективные обратные связи отображают уровень, глубину, адекватность восприятия объектами, которыми осуществляется управление, влияние компо-нентов субъекта государственного управления, настоящую роль последних в их функционировании и развитии. Отсутствие или неполнота смысловых и правдивых объективных обратных связей не дает возможность определять рациональность и эффективность организации и деятельности субъекта государственного управления и отрабатывать мероприятия по их повышению. Субъективные обратные связи характеризуют рациональность собственной, внутренней организации и деятельности субъекта государственного управления в целом, его подсистем, звеньев и отдельных компонентов. Они дают возможность понять и оценить, что происходит в результате его собственной активности, каково его реальное отношение к высшему уровню и тому подобное .

Таким образом, реординация – это одна из организационно-технических форм человеческих взаимодействий, наряду с субординацией и координацией, проявляющаяся в вертикальном упорядочении снизу вверх (управляемый предпринимает организационные действия, на которые обязан реагировать управляющий, например, вносит предложение, подает жалобу, отказывается выполнять распоряжение ввиду его незаконности и т. д.).

Каждой субординационной связи в вертикальных управленческих отношениях соответствует реординационная связь. К реординационным связям можно отнести полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по назначению и определению процедуры выборов и референдумов, изданию законодательных актов, определяющих порядок деятельности партий, объединений, контроль за исполнением этих норм и т.д.

Таким образом, можно выделить три модели социального управления. Первая модель – координация (с лат. означает сорасположение). Это такая модель управления, при которой осуществляется горизонтальное упорядочивание, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности характеризуется тождеством между собой и равновеликостью. Пример: взаимоотношения людей в составе семьи - взаимоотношения семей в составе наций.

Вторая – субординация (от лат. - соподчинение). Такая модель социального управления, при которой осуществляется вертикальное упорядочение одним из элементов, являющемся ведущим и определяющим начало деятельности остальных. Вместо сорасполажения здесь действует соподчинение. Такая модель в основном применима к государственной службе, государственным органам. Она существует определенный период времени.

И третья модель – реординация (с лат. - переподчинение). Такая модель социального управления, при которой осуществляется правовое переподчинение одной общности другой, как по горизонтали, так и по вертикали.

Все эти виды управленческих отношений тесно переплетаются между собой, с их помощью элементы государственно-управленческой системы создают определенную целостность и единство. Один и тот же орган исполнительной власти может быть субъектом сразу многих управленческих отношений.

Учтя особенности, характерные для определенных видов управленческих отношений, можно глубже и детальнее оценить их содержание. А это даст возможность совершенствовать их в интересах обеспечения более эффективной деятельности системы управления.

Министерство образования и науки РФ

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра «Экономики труда и управления персоналом»

Контрольная работа

По дисциплине «Социология управления»

Вариант работы № 3 «Модели и методы социального управления»

Исполнитель:

Дегтева Мария Игоревна

Факультет: «М и М»

Спец - ть: « Г и МУ»

Группа: 517

№ з./ кн 04МГБ01586

Пр - тель:

Кохова Ирина Владимировна

Москва - 2009

Введение

Организационные структуры управления и типы этих структур

Объекты и субъекты социального управления

Методы управления, их использование в управлении социальными процессами

Совершенствование методов социального управления

Заключение

Список литературы

Введение

Известно, что обоснованность теоретических выводов и ценность практических рекомендаций в решении любой задачи находится в прямой зависимости от правильного понимания явлений и процессов более общего характера, от методологии исследования, ее мировоззренческих и общенаучных основ. Поэтому, данная работа посвящена рассмотрению моделей и методов социального управления.

В данной работе, говоря о методах и моделях социального управления, мы рассмотрим общее понятие о методах и моделях, существующих в теории и практике социологии управления. Для эффективной деятельности мы должны применять методы, наиболее соответствующие цели, и ориентироваться на модели, наиболее точно отражающие существующую ситуацию. и, стало быть, их выбирать, разрабатывать и совершенствовать.

Данная работа выполнена на компьютере в программной среде Windows версии XP Professional, с использованием программных пакетов Microsoft Word и Microsoft Excel.

Организационные структуры управления и типы этих структур

Социальная система - это структурное целостное образование, основные элементы которого - люди, их взаимодействие, связи и взаимоотношения.

Специфика социальных систем состоит в следующих аспектах:

Иерархичность построения. Это порядок соподчинения, соотношение целого и частей, свойства самоорганизации.

Целостность - состояние единого и целого

Интеграция - проникновение элементов друг в друга и создание единого целого

Системный эффект качества, т.е. суммарный эффект действия всей системы. Он не равен сумме действий ее отдельно взятых элементов, он обычно больше.

Социальная система и все ее элементы связаны с внешней средой (она формирует и проявляет свои свойства во взаимодействии с внешней средой)

Социальная система, как и любая другая система вообще, требует управления. Социальное управление в общественных системах не сводится к деятельности органов власти, занимающихся социальными проблемами. В разработке социальных планов и реализации процессов социального управления участвуют три стороны: власть (три ее ветви), общество (политические институты) и население (социально-профессиональные объединения граждан, организации и т.п.).

Любая система, в т.ч. и социальная, имеет свою структуру.

Структура - это внутреннее строение целостного объекта. Социальная структура общества - это совокупность социальных групп. Она отражает состав и связи элементов целого. Поведение объекта зависит не столько и не только от числа его элементов, сколько от количества и разнообразия связей между ними. Под организационной структурой управления понимают обычно структуру управляющей системы, в экономическом субъекте - состав и связи подразделений и должностей аппарата управления.

Формирование организационной структуры организационного управления начинается с постановки целей. Затем формируются функции социального управления. Необходимо также сразу позаботиться о механизме подстройки к новым задачам. Другое требование - устойчивость организационного механизма, позволяющего исполнителям профессионально освоить их рабочие функции и задачи. Например, если кампания разрабатывает программу для решения корпоративных социальных задач, то создается соответствующая организационная структура управления такими социальными программами, как:

Развитие персонала

Охрана здоровья и безопасность условий труда

Природоохранная деятельность и ресурсосбережения

Развитие местного сообщества

Добросовестная деловая практика

Социально ответственная реструктуризация и др.

Каждая программа включает в себя комплексы социально значимых задач и социальных условий их исполнения.

Для разработки организационной модели социального программного управления необходимо ответить на четыре вопроса:

Каковы социальные цели и результаты программ управления;

Необходимы ли изменения в существующих отношениях, делегировании прав и обязанностей для достижения целей;

Нужны ли изменения в действующих рабочих процедурах, и какие;

Как будет оцениваться и контролироваться осуществление и использование программных результатов.

Типы организационных структур социального управления:

Формальная

Регламентирована в различных организационно - распорядительных документах (структура и штатная численность сотрудников, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и др.) Данная структура никогда не объясняет полностью и не определяет поведение людей.

Бюрократическая

Тип организации с сильно формализованной структурой. Отличительные черты:

Жестко регламентированные правила и положения (в процессе работы проявление инициативы возможно только в рамках установленных «от» и «до»);

Строгая субординация;

Иерархия не персонифицированных должностей и т.п.

Неформальная

Отражает взаимоотношения между группами и людьми, выполняющие свои роли и функции в иерархии управления. Здесь имеют значение мотивы взаимного уважения, сотрудничества, сходства систем ценностей индивидов, социально значимых параметров. Огромную роль в неформальной структуре и в обеспечении ее единства с целями формальной организации играют коллегиальные органы.

Иерархические структуры (адаптивные):

Функциональная структура

Применяют в условиях:

Относительно ограниченная номенклатура продукции;

Неизменные технологии;

Стабильный спрос;

Относительно низкий уровень конкуренции;

Массовое производство;

Стабильная внутренняя социальная среда;

Прогнозируемые социальные процессы и явления

Эффективна, пока руководство способно осуществлять межфункциональную координацию и контроль. Ее недостатки заключаются в неэффективности в условиях динамичной и агрессивной социальной и рыночной среды, быстрой сменой различных событий, требующих адекватной реакции управления.

Дивизионные структуры

Применяют в условиях:

Активного развития номенклатуры социальных услуг, продукции;

Многофункциональности действий;

Рыночного многообразия;

Эффективна, если выгода от реализации социальных услуг (продукции) превышает издержки от дублирования функций. Социально эффективна, если социальный результат от работ и продукта социально значим, и удовлетворяет потребителя.

Институциональные аспекты управляющей системы:

Связаны с поддержанием устойчивости форм социальной практики по удовлетворению определенных социальных потребностей;

Основываются на совокупности ценностей и норм в обществе, социальных группах (например - ценностей и норм организационной культуры)

Выполняют функции поддержания целостности социальных ролей и статусов, соответствующих им нормативных (правовых, моральных, ритуальных) и организационных условий

Для достижения этих целей важную роль играет профессиональная подготовка и повышение квалификации управленческих кадров. Научить состраданию и любви к человеку нельзя, но без развитого чувства сопереживания ближнему невозможно осуществить реально социальнозначимые цели социальной политики ни в обществе, ни в организации. Все же, как показывает практика, в социальных организациях, где обеспечивается забота о подборе руководящих кадров и их систематическом обучении, качество социального управления становится выше.

Объекты и субъекты социального управления

Социология - от латинского societas (общество) и греческого logos (учение), т.е. наука об обществе.

Объектом социального управления являются - наиболее общие законы и движущие силы деятельности социальных общностей.

Это социальное управление, представляющее собой взаимодействие управляющих и управляемых субъектов, в процессе которого вырабатываются и реализуются программы эффективного функционирования различных социальных общностей. Это и реальные процессы социального управления, и каким образом оно осуществляется и достигает поставленных целей.

Это социальная сфера общественной жизни.

Субъект социального управления - это должностные лица, организации и социальные институты, которые занимаются разработкой решений, направленных на реализацию основных направлений социальной политики и организацией управляемых субъектов в целях осуществления принятых решений.

Методы управления, их использование в управлении социальными процессами

В практической жизни методы социального управления, в основном, соответствуют методам управления персоналом при соблюдении условия обязательного учета социальных последствий принимаемых решений, их влияния на жизнедеятельность людей.

Специфика подхода к управленческой деятельности с позиции социологии управления состоит в следующем: социология управления исследует социальные изменения и социальные отношения, социальные взаимодействия, поведение людей в системах и процессах управления. Т.е. социология управления позволяет увидеть управление глазами социолога. Это, в частности, означает, что для обеспечения стабильности процессов управления, предупреждения конфликтов в трудовом коллективе, устранения возможного антагонизма между управляющими и управляемыми, для обеспечения единства целей производственного и социального управления необходимо:

рассматривать управление с точки зрения:

а) социальных критериев;

б) анализировать социальные последствия принимаемых решений и их влияние на жизнедеятельность людей, их интересы, потребности, мнения;

2) подходить к изучению системы управления с позиции социального анализа, учитывая:

а) взаимоотношения между людьми при выполнении ими определенных функций;

б) ответственность и исполнительность, дисциплину и результативность труда как отражение определенных отношений, которые возникают в процессе управления;

в) влияние управления на подбор, расстановку персонала организации, на создание необходимых условий трудовой деятельности;

3) изучать управление со стороны внутригруппового регулирования и социальной самоорганизации в отдельных социальных группах, трудовом коллективе в целом, для чего необходимо анализировать:

а) отношения «руководство-подчинение»;

б) социальную структуру организации во взаимосвязи формальной и неформальной структуры, социальные роли и статусы в процессе управления;

в) организационную культуру;

г) организационные конфликты;

д) реальное место индивидуальных, индивидуально-коллективных мотивов, потребностей и интересов в системе управления, учитывать возможности их реализации.

Методы социального управления персоналом показаны в таблице 1.

Таблица № 1 «Методы социального управления»

Методы социального управления

Административные

Социально - экономические

Социально - психологические

Формирование структуры органов управления

Социально - экономический анализ

Социально-психологический анализ

Утверждение административных норм инормативов

Социально-экономическое обоснование

Социально-психологическое планирование

Правовое регулирование

Социально-экономическое планирование

Создание творческой атмосферы

Издание приказов, указаний и распоряжений

Экономическое стимулирование

Участие работников в управлении

Инструктирование

Мотивация трудовой деятельности

Социальное и моральное стимулирование

Оплата труда

Удовлетворение культурных и духовных потребностей

Отбор, подбор и расстановка кадров

капиталовложения в человеческий капитал

Участие персонала в капитале и прибылях

Формирование коллективов, групп, создание нормального психологического климата

Разработка положений, стандартов и должностных инструкций

Участие персонала в собствености

Установление социальных норм поведения

Налогооблажение

Разработка другой регламентирующей документации

установление экономических норм и нормативов

Развитие у работников инициативы и ответственности

страхование

установление административных санкций и поощрений

Установление материальных санций и поощрений

Установление моральных санкций и поощрений

Административные методы носят прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия.

Социально-экономические методы - это элементы механизма, с помощью которого обеспечивается социально-экономическое развитие организации. Важнейший метод - социально-экономический анализ и планирование, которое объединяет, по существу, все другие методы этой группы. Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты деятельности организации в виде совокупности показателей, установленных в плане социально - экономического развития коллектива.

Социально-психологические методы основаны на активации социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.д.). Специфика этих методов состоит в активном использовании неформальных факторов, интересов личности, социальных группы, общности в процессе управления.

С социологической точки зрения главным при применении этих методов является степень их влияния на социальные компоненты: статус, положение, роль индивида.

Совершенствование методов социального управления

Материалы имеющихся исследований внедрения методов в практику и их совершенствования позволяют сделать вывод о влиянии на этот процесс множества факторов. Представить воздействие основных факторов на применение и совершенствование методов деятельности можем в виде системы (рис. 1).

Рис. 1 «Взаимодействие факторов социального управления»

В различных условиях на деятельность персонала действует система взаимосвязанных и взаимозависимых факторов:

человеческий фактор (ЧФ);

информационный фактор (ИФ);

фактор средств труда (ФСТ);

группа системных факторов (СФ). Состав факторов представлен на рис2 .

Человеческий фактор

Человеческий фактор представляет собой действие интеллектуальных, физических и духовных сил, проявляющихся в профессиональной и духовных сферах деятельности персонала, в готовности воспринимать и использовать подходы к совершенствованию методов деятельности.

Несмотря на большое количество литературы, посвященной человеческому фактору, нет четких рекомендаций по его учету в управленческой практике.

В основном и теоретики, и практики согласились, что человека надо мотивировать, побуждать к деятельности. Изучаются модели мотивации, разработанные в США и других странах, делаются попытки применять их на новом человеческом материале, в новых условиях. С одной стороны -- это хорошо, достижения передового опыта используются, с другой, зная, насколько отличаются системы управления персоналом в США и той же Японии (системы управления, учитывающие национальные особенности народов), применение чужого опыта желает более творческого подхода.

Следовательно, менеджер имеет общую задачу -- обеспечить совпадение целей каждого отдельного человека, группы с целями организации.

Рис. 2 «Система факторов»

Информационный фактор

Процесс управления организацией для персонала, в первую очередь, связан с переработкой информации, циркулирующей в каналах системы управления.

Менеджеру информация необходима для принятия решения. При этом решение должно быть своевременно и обоснованно.

Это требует соответствующей характеристики информации: количества и качества информации, полноты, своевременности, достоверности, точности, плотности и ценности.

Исследование практики привело к выводам о необходимости управления потоками информации. Для учета действия информационного фактора следует привести трудоемкость, ритмичность и интенсивность труда персонала управления, характеристики потоков информации в соответствие с исполняемыми функциями управления органами управления. Необходимый уровень информационного обеспечения при этом должен соответствовать структуре и цели управления.

Успешно это можно реализовать программно-целевым подходом к организации информационного обеспечения.

Фактор средств труда

Под факторным действием средств труда понимаются причины, побуждающие совершенствовать методы руководства при внедрении новой техники, механизации и автоматизации процесса управления.

Из года в год усложняющийся процесс управления закономерно приводит к созданию более совершенных образцов средств механизации и автоматизации рабочих мест, передачи, приема и обработки, хранения информации, выполнения расчетов. Это естественно приводит к необходимости совершенствовать приемы, способы и методы работы управленческого персонала.

Системные факторы

Сущность системного воздействия факторов объясняется положениями теории систем. Как отдельные элементы, объединенные в систему, придают ей новые качества, так и система факторов, действующих на персонал, приносит новые характеристики, воздействуя на используемые им методы. К системным факторам мы относим: фактор соответствия систем и научную организацию труда.

Фактор соответствия систем

Необходимость согласования двух подсистем -- управляющей и управляемой -- объясняется требованиями законов управления (закон гармонии и необходимого разнообразия). Любая организация, как бы она ни была совершенна в момент своего создания или кульминации своей деятельности, как бы она хорошо ни соответствовала своей первоначальной задаче, однажды будет нуждаться в коренной перестройке. При этом чем сложнее система, тем больше шансов в процессе ее развития столкнуться с кризисной ситуацией, с необходимостью перестройки организации.

В странах с развитой рыночной экономикой является привычным делом через 2-4 года (в зависимости от размеров фирмы) перестраивать организационную структуру в соответствии с окружающей средой, целью организации.

Научная организация управленческого труда (НОУТ)

В бывшем СССР много писалось и говорилось о научной организации труда. Теоретики марксизма-ленинизма считали (и не без основания), что построить социализм можно, опираясь на науку. Для практиков организация труда... являлась самым главным, коренным и злободневным вопросом всей общественной жизни.

Вероятно, подлинно научную организацию труда они, как и социализм у нас, не построили по причине несоответствия системы управления объявленной цели.

Управленческий труд имеет свои особенности. Они происходят из специфики процесса управления. Персонал управления участвует в создании материальных ценностей предполагаемых услуг не непосредственно, а через организацию труда других людей.

Предметом труда менеджера, специалиста управления, является информация. Трудовые затраты на ее изучение, подбор, отработку, хранение, передачу составляют до 80 % всех затрат рабочего времени. Средством управленческого труда является организационная техника. Управленческий труд состоит из множества конкретных работ (свыше 200). Эти работы, в свою очередь, делятся на операции, операции состоят из отдельных элементов. Каждая работа выполняется совокупностью приемов и способов. При должной организации последних получим более совершенный метод работы.

Научность в организации управленческого труда можно рассматривать в двух аспектах -- в статике и динамике. НОУТ в статике -- это сумма научных знаний, относящихся: к разделению труда и установлению определенных связей между участниками трудового процесса; созданию необходимых условий для высокопроизводительного труда; обеспечению требуемого квалификационного и профессионального уровня персонала; охране труда, его стимулированию, правильному сочетанию материальных и моральных стимулов труда.

НОУТ в динамике -- это процесс рационализации труда, процесс совершенствования его организации.

Осуществляется этот процесс путем внедрения новых достижений науки, техники, организационных мероприятий, способствующих достижению более высоких результатов труда при минимальных затратах и наиболее эффективных приемах, способах и методах.

НОУТ в практической деятельности -- это совокупность постоянно совершенствующихся действий организационного, экономического, социально-психологического характера, представляющих внедрение новейших достижений науки и передового опыта, с целью повышения эффективности управления.

Научная организация немыслима без поиска наиболее целесообразной организации приемов и способов достижения целей организации, так же, как и без применения и совершенствования методов управления и работы.

Таким образом, НОУТ предусматривает совершенствование методов деятельности как бы изнутри, разрабатывая, внедряя новые приемы, способы, методы решения конкретных операций, отдельных работ, решения задач извне и создавая дополнительно стимулирующую обстановку для творческого поиска.

Изучая подходы к совершенствованию методов деятельности, следует заметить, что основным и первоначальным направлением является их теоретическая обоснованность.

Замена системы управления для внедрения новых методов и повышения эффективности деятельности требует совершенствования теории. Простая реорганизация системы ничего не даст, если старая методология сохраняется. Кризисы практики управления изначально вызываются кризисом теории. Поэтому, утверждают специалисты, в настоящее время самый радикальный прием повышения эффективности управления -- замена общей теории систем.

В передовых фирмах специалисты по управлению переходят от управления производственной системой к управлению производственным процессом. При рассмотрении производства с позиций системы и ее основных элементов -- людей, техники, технологии и среды методологически и механически эксплуатация машин переносится на эксплуатацию, в первую очередь, рабочей силы. Эксплуатация людей уже давно признана малоэффективным и устаревшим методом управления.

Повышение эффективности работы организаций, улучшение качества продукции связаны с раскрепощением рабочей силы. Примером может служить японский, финский и американский подходы к решению проблемы качества.

Основу современного производства составляют эксплуатация машин, применение новейших технологий. Управление сейчас и в будущем есть процесс управления процессами. Это, в свою очередь, влечет за собой разработку и применение новых методов целесообразной деятельности.

Заключение

Социальная сфера общественной жизни - это сфера взаимоотношений между людьми, социальными группами, национальными общностями по поводу условий их жизнедеятельности. В широком смысле - это сфера обеспечения условий и форм существования людей. В узком смысле - это та часть экономики и политики, которая непосредственно относится к удовлетворению личных потребностей и интересов людей в сфере занятости и условий труда, в обеспечении здоровья, питания, жилищном и имущественном обеспечении, социальном обеспечении, охране окружающей среды.

Социальная система, как и любая другая система вообще, требует управления. Управление должно быть научнообоснованным, иметь под собой методологическую основу. В практической жизни методы социального управления, в основном, соответствуют методам управления персоналом при соблюдении условия обязательного учета социальных последствий принимаемых решений, их влияния на жизнедеятельность людей.

Изучая подходы к совершенствованию методов деятельности основным и первоначальным направлением является их теоретическая обоснованность.

Список литературы

1. Компьютерные обучающие программы, ВЗФЭИ, Москва, 2008;

2. Методы управления. Учебное пособие/ В. М. Колпаков - М: ЮНИТИ, 2003

3. «Социология управления», лекции, Кохова И.В., кандидат экономических наук, ст. преподаватель ВЗФЭИ, Москва, 2009;

4. Социальное управление. Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов,В.И. Патрушев -- М.: Высш. шк., 2001

Проверила Балаева О.Е.

Москва 2007

Введение..................................................................................................3

Глава I. Методы управления, задачи социальной работой.

1.1. Методы социального управления...................................................5

1.2.Понятие управления, его принципы и задачи.

Система управления, ее задачи............................................................... 10

Глава II. Сущность задачи и методы управления.

2.1. Сущность методов управления....................................................15

2.2Основные задачи управления.........................................................19

Выводы........................................................................................................23

Список литературы...........................................................................25

Введение.

Социальная защита населения является актуальной в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и происходящие в нем экономические и политические процессы.

Целью деятельности организаций социальной работы в системе социальной защиты населения является установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями системы, призванной обеспечить нуждающихся в помощи людей жизненными благами, нормализовать социально-психологические отношения между ними и обществом.

Социальная работа осуществляется организациями, учреждениями и ведомствами сферы, где затрагиваются такие аспекты жизнедеятельности, как условия труда, быта, досуга, охраны здоровья, трудоустройства, безопасности. Назначение системы социальной защиты состоит в том, чтобы посредством нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся группам населения и отдельным людям.

Любой коллектив (а общество - наиболее всеобъемлющий коллектив в государственных границах) имеет общие интересы и, следовательно, общие цели (например, поддержание определенного порядка, недопущение анархии и распада общества). В связи с этим в обществе появляются «общие дела», их необходимо решать, управлять событиями (теми, которыми можно управлять). Для регулирования жизни в различных обществах-коллективах создаются особые органы (в племени - советы вождей, старейшины, в государственно-организованном обществе - парламенты, правительства и т.д.).

Целью данной курсовой работы является изучение методов управления социальной работой.

Объект - профессионально-служебная деятельность социальных работников.

Предмет - процесс аттестации социальных работников.

Задачи курсовой работы:

Изучить современные подходы к проблеме социальных методов управления;

Проанализировать современное состояние социальных методов управления;

Рассмотреть черты социальных методов управления.

Глава I. Методы управления, задачи социальной работой.

1.1. Методы социального управления.

Классификация методов управления

1. Административные.

3. Экономические.

4. Социальные.

5. Социально-психологические.

6. Психологические.

1. Административные.

2. Организационные (если объединяют эти две группы в одну, то тогда их называют организационно-административными или организационно-распорядительными).

3. Экономические.

4. Социальные.

5. Социально-психологические.

6. Психологические.

Применительно к классификации существуют следующие подходы.

Первый состоит в делении методов управления на отдельные группы с целью более глубокого познания их содержания, «инвентаризации» и в конечном итоге создания арсенала.

Второй подход называется аспектным. Его представители считают (и не без оснований), что любой метод имеет разные грани - организационную, административную, социальную, экономическую и психологическую. Важно сочетание этих граней, их соотношение для усиления или ослабления какой-то из них в соответствии с конкретными условиями, целями, задачами.

Третий подход - эмпирический. Его сторонники считают бессмысленной любую классификацию методов управления, так как она не нужна на практике. В конкретной ситуации руководитель решает проблему, какой метод использовать, а не ищет ответ на вопрос: «К какой группе этот метод принадлежит?»

В процессе управления социальной работой используются разнообразные методы - организационно-административные, экономические, социально-психологические, психологические. Рассмотрим организационные методы, в которые входят и административные.

Ключевым словом в данной группе методов выступает «организация», которое имеет три значения.

Первое значение отражает различные государственные, негосударственные, общественные, коммерческие, некоммерческие, международные, производственные, непроизводственные и другие образования, учреждения, предприятия или организации. Организация, с одной стороны, проявляется в определенных организационных формах (министерство, департамент, комитет, управление, служба, отдел и др.), а с другой - в характере специализированной деятельности (профсоюзная, финансовая, строительная, торговая, международная Организации и т.д.).

Организация проявляется как в выборе той или иной организационной формы, так и в обосновании организационной структуры, которая должна соответствовать данной организационной форме, характеру данной организации. Организационная форма и организационная структура являются «зримыми предметами организации», имеющей определенную степень стабильности, статичности. Поэтому рассматриваемое значение понятия «организация» называется предметным или Статичным и обусловливает предметное значение целого ряда организационных методов, с помощью которых создаются или расформировываются определенная организация и соответствующая организационная структура.

Второе значение используется в смысле совокупности действий, позволяющих что-либо сделать, решить, упорядочить, систематизировать, подготовить, объединить, разъединить и т.п. для достижения целей, выполнения задач. Оно отражает одну из главных функций управления руководителя, администратора и потому называется функциональным. Можно встретить и другое определение этого значения - динамическое. В нем подчеркивается подвижность организационных действий род влиянием условий, обстановки, ситуации, целей, задач. $ Третье значение понятия «организация» отражает уровень (качество) взаимосвязи, взаимодействия, упорядоченности элементов и частей системы, который должен быть достигнут или уже достигнут. Иначе говоря, в этом смысле «организация» - это, с одной стороны, желательное состояние элемента, части или системы в целом, а с другой - результат их упорядочения. Именно такой смысл часто придается понятиям «организация управления», «организация финансов», «организация социальной работы», «организация труда персонала», «организация документов», «организация совещания» и т.д.

Любой элемент, подсистема и система немыслимы без организации. Она выступает как свойство, атрибут элементов, частей, систем, их функционирования, развития, совершенствования. Поэтому данное значение понятия «организация» называется атрибутивным.

    методы социального нормирования, позволяющие упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путём введения различных норм (правила внутреннего распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия);

    социально-политические методы, включающие социальное образование и привлекающие работников к активной деятельности в социальном управлении;

    методы социального регулирования служат для упорядочения социальных отношений. Для этого выявляют, с целью регулирования, интересы и цели различных коллективов, групп и индивидов (договора, взаимные обязательства, системы отбора, распределение и удовлетворение социальных потребностей);

    методы морального стимулирования. Их используют для выделения и поощрения коллективов, групп, отдельных работников, которые достигли определённых успехов в профессиональной деятельности.

    социально-психологические методы. Их используют для обеспечения социальных потребностей человека, для повышения трудовой активности личности. Для этого используют различные способы мотивации: внушение, побуждение, подражание и т. д.

    психологические методы. Они направлены на регулирование отношений между людьми, что достигается определённым подбором и расстановкой кадров. Сюда включаются методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения.

4. Методы самоуправления. Самоуправление даёт возможность человеку из объекта управления превратиться в субъект управления. Самоуправление повышает эффективность всего управленческого процесса, так как основывается на заинтересованности рабочих и подключению их творческой деятельности. Сюда включается методика комплексной мотивации людей. В неё входит несколько приёмов:

    мотивация работников. За достигнутые цели здесь выплачиваются премии, вручаются награды, происходит переподготовка.

    мотивирование работы. Сюда входит улучшение рабочих мест и расширение сферы деятельности работников.

    мотивирование организационной деятельности. Здесь применяется расширение полномочий сотрудников.

В социальной системе управления выделяют также научные методы управления. К данным методам относят: моделирование, прогнозирование, программирование, эксперимент, экспертные оценки, информационные технологии.

В целом же для эффективного социального управления используют совокупность тех или иных методов.

Социальные методы предназначены для воздействия на социально-психологические отношения между людьми. Они базируются преимущественно на неформальных факторах, интересах личности и коллектива в процессе управления. Описание целесообразно начать с их перечисления и составления некоторых схем, облегчающих понимание сущности и задач конкретных методов.

Одна из общепринятых классификаций:

· моральное поощрение;

· социальное планирование (установление и развитие социальных норм поведения);

· убеждение;

· внушение;

· личный пример;

· регулирование межличностных и межгрупповых отношений;

· создание и поддержание морального климата в коллективе.

Кроме того, существуют ещё несколько методов, служащих для выявления факторов, влияющих на эффективность производства и качества труда:

· анкетирование;

· применение специальных тестов;

· хронометраж;

· опросы;

специальные социологические исследования

Значение управления социальной рабо-той - это процесс, включающий ряд элементов. Основа любого вида управления - информация, которая в «человеческих системах» тем или иным образом организуется. На основе ин-формации происходит определение, формулирование и закреп-ление (в организационно-административных документах) це-лей, задач. Целевая ориентация - важный элемент социального управления, за которым следует система действий, мер, мероприятий или управленческих решений. Управление опре-деленным образом организуется через распределение функций и формирование оргструктур, подбор и расстановку кадров (персонала). В процессе управления важно также увязать цели, задачи и решения с ресурсами - информационными, матери-альными, трудовыми, финансовыми, временными.

1.2 Понятие управления, его принципы и задачи. Система управления, ее задачи.

Виды управления определяются особенностями объектов, которыми намереваются управлять (для этого нужно создать, спроектировать систему управления), или которые реально су-ществуют какое-то количество времени (функционирующие системы управления). Поэтому различают технико-техноло-гическое управление (изучается техническими науками); био-логическое управление (рассматривается в естественных на-уках) и социальное управление (исследуется в целом ряде со-циальных, организационных и экономических наук).

Главная особенность социального управления состоит в том, что субъектом и объектом в нем является человек. В свою оче-редь, оно делится на подвиды - государственное, военное, эко-номическое, производственное и общественное.

Управление социальной работой - это разновидность со-циального управления. Данное понятие многозначно и выража-ет разные стороны, грани и аспекты управления.

Первое значение - организационно-структурное. Ключевыми проблемами здесь являются: «Кто должен выпол-нить (выполняет) социальную работу?"; «Какие органы, подразделения должны этим заниматься (занимаются)?»; «Какова эффективность (результативность) их деятельности, функционирования?». Управление социальной работой организует-ся на федеральном, региональном (территориальном) и локальном уровнях и имеет соответствующие организационные структуры: Министерство труда и социального развития Рос-сийской Федерации, комитеты (управления) соцзащиты (по-мощи), территориальные службы, центры социального обслу-живания.

Второе значение - функциональное. Управление со-циальной работой выполняет как общие, так и конкретные функции. Общими, независимо от уровня, субъекта, его компетенции, являются функции: прогнозирование, планирование (целеполагание), организация, координация, стимулирование (мотивация), маркетинг, учет и контроль. На конкретном уров-не управления, в конкретной должности складывается определенное соотношение между общими функциями. Конкретные функции - это виды работы применительно к должности (обя-занности и права), подразделению (функции подразделения) и предприятию, организации, учреждению (направления дея-тельности).

Третье значение - это деятельность руководите-лей разных уровней в системе соцзащиты, помощи. Руково-дители выступают как ведущая сила, «локомотив» в процессе управления. От профессионализма руководителей во многом зависят качество организации управления и его результатив-ность. Следует учитывать, что среди руководителей в системах управления социальной работой преобладают женщины и кол-лективы в основном женские. Это накладывает отпечаток на стиль и методы управления, психологию взаимоотношений, эмоциональный фон и т.д.

Четвертое значение управления социальной рабо-той - это процесс, включающий ряд элементов. Основа любого вида управления - информация, которая в «человеческих системах» тем или иным образом организуется. На основе ин-формации происходит определение, формулирование и закреп-ление (в организационно-административных документах) це-лей, задач. Целевая ориентация - важный элемент социального управления, за которым следует система действий, мер, мероприятий или управленческих решений. Управление опре-деленным образом организуется через распределение функций и формирование оргструктур, подбор и расстановку кадров (персонала). В процессе управления важно также увязать цели, задачи и решения с ресурсами - информационными, матери-альными, трудовыми, финансовыми, временными.

Пятое значение- это вид профессиональной деятель-ности, управленческий труд, включающий триаду: предмет труда (информация), средства труда (организационные и тех-нические) и человека, обладающего определенными знаниями, навыками и умениями. Шестое значение - управление социальной работой как наука и учебная дисциплина. Основа любой науки - мето-дология, т.е. система методов, используемых в научных иссле-дованиях. В науке управления применяется как общеметодо-логический инструментарий (анализ, синтез, индукция, дедук-ция, абстрактное и конкретное, системный подход и т.д.), так и специфический, обусловленный необходимостью исследова-ния систем и процессов социального управления, функций и организационной структуры, деятельности руководителей и возглавляемых ими коллективов. Другая составная часть на- уки управления - теория, или система обобщенного знания, которая существует на уровне отдельного человека (руководи-теля, специалиста) и называется эмпирической теорией, а так-же на уровне значительно больших обобщений (макротеория). Необходимой частью управления как науки являются методи-ки, представляющие собой инструменты получения научных знаний, научной информации (исследовательские методики); помогающие решать конкретные практические проблемы (де-ловые методики); используемые в консультативной деятельно-сти (диагностические методики). Применяются также комплек-сные методики для решения определенных проблем.

Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей. Слово “метод” греческого происхождения (methodos - в переводе означает способ достижения какой-либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Содержание - это специфика приемов и способов воздействия.

В более общем виде все методы управляющего воздействия можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся такие, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических, организационно-технических и др.). Сложными, или комплексными, методами социального управления являются комбинации основных методов. Социальные методы управления включают в себя социально-психологические способы и приемы воздействий на процесс формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Социально-психологические методы управления прежде всего отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качественные отношения между работниками с учетом психологической совместимости. Экономические методы управления представляют собой способы достижения экономических целей управления (средства) на основе реализации требований экономических законов. Иными словами, под экономическими методами в современном значении понимается экономический расчет, основанный на сознательном использовании всей системы экономических законов и категорий рыночной экономики.

Одной из главных задач современной системы управления является создание наиболее благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются благодаря использованию разных методов управляющего воздействия, расширяющих права и ответственность разных субъектов самоуправления. Сегодня решать вопросы повышения эффективности управления можно только через заинтересованность и творческую деятельность всех работников, осознавших себя полноправными и реальными участниками управления производственными и социальными процессами. В целом методика комплексной мотивации людей включает три основные группы приемов:

1) приемы мотивации работников: постановка перед работником четких и достижимых целей (например, рабочим, превысившим оговоренную норму выработки, выплачиваются премии); модификация поведения (применение наказаний и наград с целью улучшения поведения человека); переподготовка (прохождение курса обучения перспективным специальностям за счет организации);

2) приемы мотивирования работы: усовершенствование рабочих мест и расширение сферы деятельности работников (т. е. такое распределение обязанностей в организации, при котором на работников возлагается больше ответственности за ее деятельность в целом); гибкий график работы (т. е. такой режим труда, при котором работники могут самостоятельно планировать время начала и окончания работы); телекоммуникации и домашние офисы (т. е. работа на дому с подключенными к офису телефоном, компьютером и факсом); сокращение рабочего времени и деление функциональной нагрузки как способ минимизировать число увольнений;

3) приемы мотивирования организационной деятельности: расширение полномочий сотрудников (предоставление работникам больших возможностей для участия в повседневных делах организации); участие в достижении целей (получение регулярных денежных вознаграждений за успешные результаты коллективной работы) и др. В целом очень важно понять, что возможности использования различных методов управления неразрывно связаны с саморазвитием социальных систем, которые все в большей мере становятся субъектами управления, решают все большее количество назревших вопросов на основе самоуправления. Важно отметить, что использование сложной техники управления, нацеленной на саморазвитие управляющей системы, возможно:

а) с помощью совокупности методов (экономических, административно-организационных, социальных, политических, духовно-культурных);

б) с наполнением их научным содержанием, прежде всего социальным проектированием.

Современные наука и техника, не отменяя и не подменяя человека, играют огромную и все возрастающую роль в управлении социальными процессами.

Глава II Сущность задачи и методы управления.

2.1 Сущность методов управления

Процесс социального управления осуществляется посредством целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления, на волю людей, под которой понимается регулирующий фактор сознания, выражающийся в способности человека совершать целенаправленные действия. Воля регулирует поведение людей, направляет действия людей на достижение поставленной цели. Для достижения единства людей нужно добиваться единства их воли. Единство воли достигается благодаря согласованию целей и порядка деятельности, подчинению одной воли другой.

Воздействие субъекта управления на волю объекта управления осуществляется различными приемами, средствами, способами, которые именуются методами социального управления. Следовательно, метод управления - это способ практического осуществления целей, задач и функций управления. Содержание метода управления дает ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее рационально можно достичь целей управления, осуществить управленческую деятельность.

Методы управления находятся в диалектическом единстве с целями управления. Цель обусловливает специфику использования методов, выбор методов в известной степени определяет реальность достижения поставленных целей. Но, с другой стороны, методы показывают, каким образом достигаются цели управления. Методы определяют качественную сторону управления. Их совершенствование означает улучшение управления.

Из содержания характеристики методов социального управления следует, что методам управления присущи следующие характерные черты: они выражают связь субъекта управления с объектом управления; метод - это средство, способ осуществления управляющего воздействия субъекта управления на объект управления, т.е. воздействие одного человека на другого, одного коллектива людей на другой, одного человека на коллектив или коллектива на одного человека; методы - это способы упорядочения, организации происходящих в системах управления процессов, приемы, посредством которых достигаются общие цели совместной деятельности людей; методы управления являются наиболее подвижным и активным элементом в системе управления; методы управления носят альтернативный характер; в государственном управлении они являются инструментами политики государства, которые используются государственным аппаратом для достижения политических целей.

Независимо от содержания и направленности методы управления обладают: объективированной организационной формой, под которой понимается вид воздействия, т.е. индивидуальное предписание (приказ) или норма (правило) поведения; характером воздействия (непосредственное воздействие, косвенное воздействие посредством создания стимулирующих или ограничивающих условий); способом воздействия (единичный, коллегиальный, коллективный); временной характеристикой (краткосрочные и долгосрочные); тактическим и стратегическим характером.

Сущность методов управления в государстве определяется его социальной природой. Субъекты государственного управления применяют методы воздействия в целях осуществления задач и функций государства, общества, для решения экономических, социальных, оборонных, правоохранительных и иных задач.

Методы социального управления важно отграничивать от иных близких по своей значимости понятий: методов исследования процессов управления, методов осуществления отдельных функций управления, методов разрешения управленческих вопросов, познавательно-программирующих методов (системного анализа, исследования операций, моделирования, организационного проектирования, сетевого планирования).

Методы исследования управления направлены на познание и раскрытие процессов и закономерностей социального управления, выявление и объяснение управленческих проблем, общественного мнения и т.п.

Методы осуществления отдельных функций управления воздействуют на состояние и развитие этих функций. К ним относятся методы выработки и принятия управленческих решений, методы планирования работы, методы контроля в управлении и др.

К методам разрешения управленческих дел и вопросов относятся единоначальные, коллегиальные, коллективные, совместные (несколькими субъектами управления) способы разрешения дел и вопросов управления.

Методы социального управления основные задачи и функции.

Реализация законов и принципов управления происходит благодаря применению различных методов управления. Метод управления представляет собой воздействие различных приёмов и способов на управляемый объект для эффективного достижения поставленных целей. Обычно в практике управления применяют совокупность методов, дополняющих друг друга.

Выделяют следующие методы управления:

1. Социальные и социально- психологические. Они применяются с целью повышения социальной активности людей. Социальные методы включают в себя:

методы социального нормирования, позволяющие упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путём введения различных норм (правила внутреннего распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия);

социально-политические методы, включающие социальное образование и привлекающие работников к активной деятельности в социальном управлении;

методы социального регулирования служат для упорядочения социальных отношений. Для этого выявляют, с целью регулирования, интересы и цели различных коллективов, групп и индивидов (договора, взаимные обязательства, системы отбора, распределение и удовлетворение социальных потребностей);

методы морального стимулирования. Их используют для выделения и поощрения коллективов, групп, отдельных работников, которые достигли определённых успехов в профессиональной деятельности.

социально-психологические методы. Их используют для обеспечения социальных потребностей человека, для повышения трудовой активности личности. Для этого используют различные способы мотивации: внушение, побуждение, подражание и т. д.

психологические методы. Они направлены на регулирование отношений между людьми, что достигается определённым подбором и расстановкой кадров. Сюда включаются методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения.

2. Экономические методы. Они связаны с достижением экономических целей управления с использованием экономических законов и категорий рыночной экономики. Сюда можно отнести методы экономического стимулирования.

3. Организационно-административные методы. Основу этих методов составляет власть, дисциплина, ответственность. Данный метод имеет виды: указания, правила, рекомендации, контроль. Главной задачей этих методов является координация действий объектов управления.

4. Методы самоуправления. Самоуправление даёт возможность человеку из объекта управления превратиться в субъект управления. Самоуправление повышает эффективность всего управленческого процесса, так как основывается на заинтересованности рабочих и подключению их творческой деятельности. Сюда включается методика комплексной мотивации людей. В неё входит несколько приёмов: мотивация работников. За достигнутые цели здесь выплачиваются премии, вручаются награды, происходит переподготовка. мотивирование работы. Сюда входит улучшение рабочих мест и расширение сферы деятельности работников.

Мотивирование организационной деятельности. Здесь применяется расширение полномочий сотрудников.

В социальной системе управления выделяют также научные методы управления. К данным методам относят: моделирование, прогнозирование, программирование, эксперимент, экспертные оценки, информационные технологии. В целом же для эффективного социального управления используют совокупность тех или иных методов.

2.2Основные задачи управления.

Основными задачами управления являются:

Обеспечение в рамках своих полномочий конституционных прав пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке;

Организация пенсионного обеспечения и социального обслуживания нетрудоспособных граждан;

Содействие созданию и организации деятельности негосударственных организаций, учреждений, предприятий социальной защиты населения;

Создание автоматизированной системы обработки информации, предоставления льгот, назначения и выплаты пенсий и пособий;

Оказание организационно-методической помощи органам

социальной защиты населения по вопросам, связанным с применением действующего законодательства;

Организация социальной защиты населения, протезно-ортопедической помощи, врачебно-трудовой экспертизы и руководство ей, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, обеспечение инвалидов средствами передвижения, расширение сети домов-интернатов;

Привлечение внебюджетных средств для финансирования

программ социальной помощи и укрепления материальной

базы системы социальной защиты населения;

Содействие развитию коммерческих начал в сфере организации социальной защиты населения с целью финансирования социальных программ;

Обеспечение взаимодействия с фондами, благотворительными и другими общественными объединениями с целью поддержки пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке.

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет выполнение следующих функций:

В области организации и развития социальной защиты;

Полностью и своевременно претворяет в жизнь указы Президента РФ, постановления и распоряжения Федерального Собрания России и Законодательного Собрания Тверской области, Правительства РФ и главы администрации области, приказы и указания министра и начальника управления социальной защиты и другие социальные нормативы;

Вносит в Министерство социальной защиты Российской

Федерации предложения по развитию и улучшению системы

социальной защиты.

В области организации пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями:

Осуществляет организацию, контроль и методическое

обеспечение работы по назначению, начислению и выплате пенсий и пособий по социальному обеспечению;

Взаимодействует с отделением Пенсионного фонда РФ по

вопросам выплаты пенсий и пособий по социальному обеспечению;

Принимает участие в разработке и создании условий для

развития негосударственной системы пенсионного обеспечения;

В области социального обслуживания:

Организует социально-бытовое обслуживание престарелых граждан, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке, а также предоставление им установленных законодательством льготных путевок на санаторно-курортное лечение и специальных средств передвижения, внедрение новых форм и видов натуральной помощи;

Осуществляет материально-бытовое, медико-социальное и культурное обслуживание престарелых граждан и инвалидов, находящихся в учреждениях социального обеспечения;

Развивает подсобные сельские хозяйства при учреждениях социальной защиты и укрепляет их материально-техническую базу;

Создает комплекс специализированных учреждений и сеть служб социальной помощи;

Оказывает психологические, медико-социальные, материальные и другие услуги лицам, попавшим в сложные жизненные ситуации;

Участвует в организации разнообразных видов социальной помощи семьям с несовершеннолетними детьми;

Содействует созданию негосударственных служб и учреждений, оказывающих социальную помощь и услуги пенсионерам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в государственной поддержке;

Осуществляет координацию работы подведомственных социально-бытовых объектов, а также содействует их переходу на коммерческую основу исходя из нужд финансирования программ социальной помощи населению.

В области медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и оказания протезно-ортопедической помощи:

Осуществляет руководство врачебно-трудовой экспертизой и содействует реабилитации инвалидов;

Оказывает помощь общественным организациям инвалидов в создании рабочих мест для инвалидов и в их трудоустройстве;

Содействует созданию и развитию специализированных

предприятий или цехов по использованию труда инвалидов и

пенсионеров по возрасту, развитию надомных видов труда и

других форм занятости;

Определяет потребность и осуществляет заказы в Министерство на поставку специальных транспортных средств, приспособлений производственного и бытового характера, других технических средств реабилитации инвалидов и ухода за ними;

Организует протезно-ортопедическую помощь населению,

внедрение и изготовление новых видов протезно-ортопедических изделий;

Обеспечивает санаторно-курортное обслуживание ветеранов войны, способствует реализации нормативных документов по предоставлению им льгот.

Начальник несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление соцзащиты задач и осуществление им своих функций.

1. Методы социального управления являются важнейшим средством реализации законов и принципов управления. Все их многообразие (экономические, социальные, психологические, организационно-административные и др.) является эффективным только тогда, когда субъект управления на основе системного анализа использует ту их совокупность, которая необходима в данной конкретной управленческой ситуации, представляющей сегодня комплекс сложных явлений (экономических, социальных, политических и духовно-культурных).

2. Одной из главных задач современной системы управления является создание благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются только с расширением инициативы и ответственности каждого субъекта самоуправления, более широкого использования методов саморазвития и самоуправления.

3. Для достижения этих целей необходимо более широкое применение научных методов управления (моделирования, программирования, эксперимента, информационных технологий и т. п.).

Система - это множество взаимосвязанных элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, составляющих целостное образование. Системные свойства социальных организаций изучаются в рамках системного подхода, который выполняет теоретическую и методологическую роль в познании и преобразовании сложных социальных систем. Система разделяется на подсистемы, каждая из которых может быть рассмотрена как в отдельности, так и в их неразрывной целостности.

Все, что не входит в систему и воздействует на нее или на что воздействует сама система, называется ее внешней средой, которая существенным образом отличается от ее внутренней среды. Они находятся в диалектическом взаимодействии.

Каждая социальная система состоит, прежде всего, из двух взаимодействующих, но самостоятельных подсистем: управляемой и управляющей. К управляемой подсистеме относятся: общественные отношения, общественные процессы, ресурсы общества, прежде всего, социальные, социальные организации и входящие в них люди. К управляющей - все элементы, обеспечивающие процесс целенаправленного воздействия на элементы управляемой подсистемы. Важнейшим ее элементом является организационная структура управления.

Развитие образования, здравоохранения и культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Нужно повысить ответственность федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации государственной социальной политики.

Литература.

1. Указ президента Российской Федерации “Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации” от 3 июня 1996 г. за № 803.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятом в 1995 году.

Постановление главы администрации Владимирской области "О комплексном социаль-ном обслуживании населения".

Армстронг М. Основы менеджмента. - М., 1998.

Агапонов А.К. Регионы и местное самоуправление: вопрсы ответственности. - М., 2004. Атаманчук Г.В. Обеспечение рациональности государственного управления. – М., 1995.

Барбаков О. М. Регион как объект управления. – М., 2002.

8. Волгин Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем.- М., 1998.

9. Корнеев И.К., Машуцев В.А. Информационные технологии в управлении.- М.: ИНФРО-М, 2001.- 158 с.

10. Социальные технологии. Толковый словарь /Отв. ред. В.Н. Иванов. М.-Белгород, 1995.

………………………………………………………......8 3.2. Административно-правовые методы …………………………………………...15 3.3. Социально -психологические методы ...
  • Социальное управление в обществе

    Реферат >> Государство и право

    Последствия. Его моделью может выступать рынок. Стихийное управление не связано... социального развития законы и закономерности социального управления принципы социального управления . При этом важное различие между принципами и методами социального управления ...

  • Социальное управление как самостоятельная отрасль научного знания

    Контрольная работа >> Государство и право

    И принципы социального управления . Методы социального управления . Ценностное воздействие в социальном управлении . Организационные отношения и организационная деятельность. Список литературы. Социальное

  • Категория «модель управления» является одной из ключевых в науке и практике управления. Это обусловлено тем, что любой руководитель стоит перед самыми животрепещущими вопросами: как управлять вверенным объектом, какой арсенал управленческих стратегий, рычагов и технологий использовать, чтобы эффективно решать стоящие перед ним задачи.

    Под моделью вообще понимается образец (эталон) для массового изготовления какого-либо изделия или конструкции, а также устройство, имитирующее строение и действие какого-либо другого (моделируемого) устройства в научных, производственных или иных целях. В широком смысле модель – это аналог (изображение, описание, схем, план) какого-либо объекта, процесса или явления, которые для того, кто осуществляет моделирование, являются оригиналом.

    Под моделью управления следует понимать теоретически выстроенную целостную совокупность представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система управления, как она воздействует и как должна воздействовать на объект управления, как она адаптируется и как должна адаптироваться к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы управления, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль, движущие силы развития и мотивационную политику.

    По роли и месту человека в системе управления, в рамках различных социальных отношений, используются определенные модели социального управления.

    Управление задает отношения субординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочение горизонтально) и реординации (упорядочение снизу вверх).

    Отношения координации , направленные на достижение согласованности их действий с целью успешного решения задач, поставленных перед объектом управления. Отношения координации складываются не только между отдельными исполнителями, но и между различными подразделениями одного и того же объекта.

    Модель координации (с лат. означает сорасположение) – это модель управления, при которой осуществляется горизонтальное упорядочивание, а стороны части и элементы одной и той же социальной общности характеризуется тождеством между собой и равновеликостью. Например: взаимоотношения людей в составе семьи, взаимоотношение семей в составе наций. Координация подразумевает горизонтальное взаимодействие элементов одной системы, или различных систем, которое характеризуется равными возможностями и равными воздействиями.


    Координация используется для обеспечения синхронизации деятельности и взаимодействия различных частей организации. Координация представляет собой процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Координация обеспечивает целостность, устойчивость организаций.

    Чем выше степень разделения труда и теснее взаимозависимость подразделений, тем больше необходимость в координации.

    По своему характеру координационная деятельность бывает:

    · превентивная, т. е. направленная на предвидение проблем и трудностей;

    · устраняющая, т. е. предназначенная для устранения перебоев, возникающих в системе;

    · регулирующая, т. е. направленная на сохранение существующей схемы работы;

    · стимулирующая, т. е. направленная на улучшение деятельности системы или существующей организации даже при отсутствии конкретных проблем.

    Наряду с согласованием деятельности подразделений предприятия координация также повышает надежность взаимодействия с внешней средой.

    Координационная деятельность осуществляется с помощью определенных механизмов, среди которых различают такие, как: неформальная непрограммируемая, программируемая безличная, программируемая индивидуальная и программируемая групповая координация. Для осуществления координации предприятия могут использовать один или несколько таких подходов (механизмов).

    Неформальная непрограммируемая координация . Часто координация осуществляется добровольно, неформально, без предварительного планирования со стороны предприятия, поскольку практически невозможно предвидеть, запрограммировать или взаимоувязать всю деятельность. Поэтому организации в какой-то мере полагаются на добровольную координацию со стороны своих сотрудников.

    Неформальная координация строится на взаимопонимании, общих установках и психологических стереотипах, диктующих необходимость совместной согласованной работы и взаимодействия. Имеется ряд условий, соблюдение которых должно повысить эффективность добровольной координации. Такими условиями, в частности, являются:

    · работник должен знать свои задачи и задачи подразделения;

    · работнику следует четко представлять, что от него требуется;

    · работник должен чувствовать себя частью организации и считать своими стоящие перед ней задачи.

    Часто такая причастность является результатом тщательного отбора и ориентации работников. С увеличением размера предприятия, существенными изменениями кадрового состава неформальную координацию необходимо заменить на программируемую. Вместе с тем ни одно предприятие не сможет функционировать без проведения (в той или иной форме) добровольной координации.

    Программируемая безличная координация . Руководитель может применить стандартные методы и правила работы. Можно существенно сэкономить время, если установить способ решения часто повторяющихся проблем координации в форме процедуры, плана или курса действий. Примером такого подхода могут служить предельные сроки выполнения планов. Запрограммированные методы безличной координации используются на средних и крупных предприятиях и почти всеми малыми организациями.

    Индивидуальная координация . Работники не всегда одинаково понимают задачи и направления работы. Каждый интерпретирует их так, как ему это представляется. Применительно к таким различиям используются два подхода к индивидуальной координации. Первый подход связан с тем, что координацией, как правило, занимается руководитель, которому подчинены как минимум два подразделения. Он оценивает ситуацию и использует свое влияние для того, чтобы подразделения разрешили общую проблему. Если это не удается, он использует свои полномочия и устанавливает процедуру будущего взаимодействия. В той мере, в какой решение рассматривается как справедливое и реальное, оно снимает проблему координации.

    Второй подход - деятельность специально назначенного координатора. В особенно трудных областях работа по координации настолько обширна, что возникает необходимость учредить отдельную должность. Например, руководитель по продукту или руководитель проекта. Этот подход используется не часто, но в определенных случаях может оказаться эффективным.

    Групповая координация . Вопросы координации можно также решать на совещаниях групп - будь то регулярно заседающие комитеты или специально создаваемые комиссии. В ходе обсуждения должны учитываться и личные предпочтения, и групповые интересы, и задачи организации. На основе этих обсуждений принимаются согласованные решения. Комиссии часто являются единственным средством координации различных функций предпринимательства, объединения руководителей, работающих в разных подразделениях. Здесь происходит полезный обмен мнениями, принимаются решения, касающиеся нескольких отделов. Каждый может высказать свое мнение по принимаемому решению, но никто не может принять его самостоятельно, не учитывая мнения своих коллег.

    Отношения субординации - отношения администрирования, распорядительства, с одной стороны, и исполнительства, подчиненности, с другой. Отношения субординации складываются как между руководителями и исполнителями, так и между руководителями различных уровней.

    Модель субординации (от лат. - соподчинение) – это модель социального управления, при которой осуществляется вертикальное упорядочивание одним из элементов деятельности других. Этот элемент является ведущим, определяющим начало деятельности остальных.

    Особенность субординации заключается в том, что взаимодействие реализуется не только в одностороннем порядке, сверху – вниз, но и в обратном порядке, как возможность взаимодействия снизу – вверх. При субординационных взаимодействиях объект не является пассивным, его действия оказывают значительное влияние на деятельность субъекта. Однако объект всегда подчинен субъекту и не может выступать в данной системе в качестве субъекта.

    Субординация указывает на приоритет общих интересов, общих целей над частными, на их взаимосвязь и соподчиненность.

    В государственной службе субординация – это система должностного подчинения, основанная на правилах служебной дисциплины.

    Отношения субординации обусловлены социальным статусом собеседников и административно-правовыми нормами. Эти отношения характеризуются строгим подчинением младшего по чину или положению старшим, соблюдением правил служебной дисциплины. Руководитель принимает решения, обязательные для подчинённого.

    Отношения субординации приобретают характер линейный или функциональный.

    При линейных отношениях у каждого руководителя может быть несколько подчиненных, но каждый подчиненный имеет непосредственно только одного руководителя.

    Что касается функциональных отношений, то подчинение работника (или сектора) может осуществляться нескольким руководителям одновременно, причем каждый из этих руководителей ведает каким-то специфическим, функциональным вопросом, осуществляет руководство специфической функцией. Если, скажем, из того или иного отдела министерства направляется решение в соответствующий функциональный отдел областного управления, то здесь имеет место функциональное управление.

    Смешанный тип - наиболее рациональный тип управленческих отношений. Правда, здесь возникает опасность дублирования и несогласованности в действиях различных отделов. Выход состоит в том, чтобы единоначальник и его штаб умело организовали координацию работы отделов с тем, чтобы исключить дублирование, смешение функций.

    Субординационная модель управления должна выстраиваться в соответствии с нуждами предприятия.

    Отношения реординации - одна из организационно-технических форм человеческих взаимодействий, наряду с субординацией и координацией, проявляющаяся в вертикальном упорядочении снизу вверх (управляемый предпринимает организационные действия, на которые обязан реагировать управляющий, например, вносит предложение, подает жалобу, отказывается выполнять распоряжение ввиду его незаконности и т. д.).

    Модель реординации (с лат. - переподчинение ) - этотакая модель социального управления, при которой осуществляется правовое переподчинение одной общности другой, как по горизонтали, так и по вертикали.

    Реординация осуществляется, когда значительно изменилась управляемая система и требуются коренные изменения управляющей системы. Реординация осуществляется и тогда, когда имеются противоречия внутри управляющей системы между ее развитием и функционированием. В этом случае необходимо изменять управленческую систему с целью сохранения ее устойчивости, стабильности.

    При разных стилях управления используются разные модели социального управления. При этом управление должно обеспечивать равновесие в управляемой системе, решение социальных проблем.

    Субординация, реординация, координация отражают условия организации управленческих структур. Это значит, что данные понятия применительно к социальной структуре должны рассматриваться с точки зрения обеспечения необходимого соотношения функций и пропорций составных частей целого, структурного единства (системы управления).

    По формам упорядочения процессов специфическими моделями управления являются субординация, координация и реординация.

    Координацией называется такая упорядоченность, как на внутри предметном, так и на меж предметном уровнях, при которой стороны, части и элементы одного и того же предмета или взаимодействие нескольких предметов характеризуются тождественностью, равновеликостью. Их воздействие друг на друга не принимает односторонней зависимости и подчиненности. Равновесие между ними поддерживается равными возможностями и равными воздействиями. Деятельность каждого из них упорядочивается в соответствии с деятельностью других.

    В отличие от этого субординацией называют вторую модель упорядочения, при которой один из элементов какого-либо предмета или один из взаимодействующих предметов играет роль ведущего, определяющего начала в деятельности всех остальных. Вместо со расположения здесь действует соподчинение. Один элемент в составе целостного предмета или отдельный предмет в составе взаимодействия берет верх на другими и подчиняет их себе.

    Каково соотношения понятий "субординация" и "иерархия"? в главном понятия "субординация" и "иерархия" имеют синомический характер. Это латинское и греческое название такой формы управления, как соподчинение. Но, как правило, понятие "иерархия" используют тогда, когда речь заходит о сложных формах субординации. Если в какой-либо деятельности субординационная зависимость проявляется многостороннее или на нескольких этапах управления, то в этом случае обычно говорят об иерархии, т.е. расположении тех или иных сложных элементов определенной системы в порядке от высшего к низшему. В сравнении с субординацией иерархия является более объемной и развитой формой управления. Она упорядочивает по линии соподчинение не просто целостности, а системы, в которых управление одного порядка оказывается зависимым от управления второго порядка, управления второго порядка - от управления третьего порядка и т.д. до вершины пирамиды или высшей точки данной системы.

    Важнейшими особенностями субординации как формы управления деятельностью предметов являются следующие:

    • 1) В условиях этих связей одни предметы оказывают направляющее воздействие на другие, вследствие чего последние начинаются выполнять функции, которые им раньше не были свойственны;
    • 2) Значительное изменение функций зависимыми предметами способно провести к изменению их совокупных характеристики и даже качеств в целом.
    • 3) Новые функции и новые качества предметов создают предпосылки для возникновения новых субординационных зависимостей, отличающихся еще большей сложностью.

    Следовательно, субординацию нельзя понимать, как простое механическое структурирование. В последнем случае внимание обращается обычно лишь на внешнюю сторону. Оставляется без анализа сторона внутренняя - функциональная, а между тем именно ей принадлежит особенно важное значение.

    В любой субординации не только высший уровень воздействует на низший, но имеет место и обратный процесс, в силу которого низший уровень также влияет на высший, и очень важно изучить особенности этого влияния.

    Нужно отметить, что в блоке с координацией и субординацией целесообразно упомянуть и такую модель социологии управления, как реординация. Реординацией обычно называются третью модель социологии управления, при которой осуществляется правовое или организационное переподчинение одной общности другой или одних сторон частей элементов какой-либо общности другим, как по горизонтали, так и по вертикали.

    О реориданции пока мало что известно в науке. Вместе с тем она является постоянным спутником не только координации, но и субординации. Например, в России в настоящее время в системе государственного управления все силовые министерства переподчинены президенту, тогда как раньше они были в прямом подчинении председателя правительства.

    Аналогично, представительства ряда федеральных министерств и ведомств в субъектах Федерации переподчинены теперь руководителям субъектов Федерации. Под влиянием актуальных факторов подобные переподчинения осуществляются постоянно. И эта практика характерна не только для государственного управления, но и для всех других видов социального управления.

    Координация, субординация и реординация широко распространены в социальной действительности. Именно эти модели управления чаще всего лежат в основе различных систем государственного управления. Можно отметить, что они в равной мере способны придавать системам устойчивость и долговечность. Все попытки преувеличить роль и значение субординационных зависимостей в процессе общественной деятельности не выглядят убедительными. Координационные и реординационные системы также отличаются высоким уровнем надежности и продолжительным временем существования.

    В действительной жизни, социальное управление не может быть ограничено какими-либо схемами. В условиях социального взаимодействия поведение тех, кто управляет и имеет возможность управлять, например, быстро перестроить процесс согласованных действий в одностороннее взаимодействие, где одни и (или) немногие решают, руководствуясь личными интересами, а другие подчиняются и исполняют.