Льготы по аренде для малых предприятий. Льготные арендные ставки на имущество

Субсидирование аренды нежилых помещений – одна из форм преференций для небольшого бизнеса. В рамках имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства правительством разработан ряд программ, позволяющих получить от города Москвы льготу по аренде недвижимости (п. 1 ст. 18 Закона города Москвы от 26.11.2008 № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве»).

Арендовать нежилое помещение по льготным ставкам имеют возможность организации и предприниматели, работающие в сферах культуры и спорта, социального питания и торговли, здравоохранения и образования, бытового обслуживания. Кроме того, этим правом могут воспользоваться предприятия, использующие труд инвалидов, вид деятельности в данном случае неважен.

Доход субъектов МСП, желающих получить помещение в аренду на легких условиях, не должен превышать 800 млн. рублей. Особые условия предъявляются к численности (до 100 человек) и структуре уставного капитала (менее 25 % – доля государственного или муниципального участия; менее 49 % – доля иностранного участия или российских организаций, не являющихся малыми и средними предприятиями).

Виды арендных льгот для малого бизнеса

В настоящее время постановлением Правительства Москвы от 02.12.2016 № 812-ПП утверждена льготная ставка арендной платы в размере 4 500 рублей за 1 кв. м. Претендовать на подобную ставку при аренде нежилого помещения могут только лица, включенные в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Особые льготы могут получить организации и предприниматели, победившие в городском аукционе по программам «Доктор рядом», «Образовательная программа» и «Объекты культурного наследия». Им предоставляются в аренду на длительный срок нежилые объекты, расположенные в жилых районах на первых этажах зданий, но, зачастую, находящиеся в неудовлетворительном состоянии.

После восстановления арендуемого объекта силами победителя конкурса и выполнения условий программы, осуществляется переход на ставку арендной платы из расчета 1 рубль за 1 кв. м в год. Следует отметить, что дополнительных налоговых льгот при аренде городского имущества для участников названных программ не существует.

Цены

Льготная аренда помещений для малого бизнеса - от 3 000 руб.

Порядок получения льгот

Получение льготных условий представителями малого бизнеса происходит в заявительном порядке. Необходимо подобрать нежилой объект недвижимости и обратиться за предоставлением имущественной поддержки. Порядок получения льгот установлен постановлениями Правительства Москвы от 25.12.2012 № 809-ПП и 01.07.2013 г. № 424-ПП. Упрощенно регламент предоставления льгот можно представить следующим образом.

  1. Сбор заинтересованным лицом необходимых документов, в том числе подтверждающих разрешение на осуществление конкретного вида деятельности и использование арендованного помещения.
  2. Обращение в Межведомственную комиссию (Департамент городского имущества) с заявлением, договором аренды и пакетом документов.
  3. Проверка представленных документов специалистами ДГИ.
  4. Принятие решения о предоставлении имущественной поддержки (льготной ставки арендной платы) либо направление мотивированного отказа.

ВАЖНО! Решения, принятые Межведомственной комиссией, подлежат публикации на сайте Правительства Москвы. При несогласии с вынесенным решением, заявитель может оспорить его в судебном порядке.

Юридическая помощь от компании «Мосты»

Отказ в рассмотрении заявлений о предоставлении льготной аренды малому бизнесу зачастую связан с наличием долгов, истечением сроков аренды, отсутствием фирмы-заявителя в Едином реестре МСП и другими причинами. Если вы не согласны с отказом и хотите оспорить его, профильные юристы компании «Мосты» готовы проанализировать ситуацию и проконсультировать вас о перспективах разрешения дела.

Льготы для малого бизнеса - это преимущества, которые государство предоставляет определенным категориям предпринимателей, чем ставит их в более выгодное положение по сравнению с остальными субъектами бизнеса. Льготный режим деятельности индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и предприятий малого бизнеса снижает поступление в бюджет налогов и взносов, но зато решает другие вопросы государственной значимости:

  • Обеспечение самозанятости и дальнейшего пенсионного обеспечения предпринимателей без работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, оказывающих услуги разного рода);
  • Создание новых рабочих мест и снятие с государства бремени по содержанию безработных;
  • Снижение социальной напряженности в обществе за счет роста благосостояния населения;
  • Развитие новых видов деятельности и организация небольших инновационных производств, которые хоть и не гарантируют большой прибыли, но зато не требуют крупных финансовых вложений.

Сейчас в России насчитывается более 20 миллионов человек трудоспособного возраста, которые нигде официально не работают и не стоят на налоговом учете, как предприниматели. Государство заинтересовано максимально вывести эту категорию из тени, чтобы хотя бы вопросы самообеспечения эти граждане взяли на себя. Для этого необходимо сделать так, чтобы вести легальный малый бизнес было просто, удобно и выгодно, а значит:

  • Максимально уменьшить налоговую нагрузку для этой категории налогоплательщиков;
  • Снизить административные барьеры при государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
  • Упростить отчетность малого бизнеса перед государственными органами;
  • Смягчить административный и налоговый контроль и уменьшить размер штрафных санкций за нарушение законодательства;
  • Предоставить особые условия субъектам малого бизнеса для получения заказов на производство товаров и реализацию услуг, в частности, в рамках госзакупок.

Но прежде чем узнать, какие льготы малому бизнесу в 2019 году предоставляет государство, давайте разберемся, что собой представляют

Кто относится к малому бизнесу

Закон № 209-ФЗ от 24.07.07 выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний, поэтому подробнее рассмотрим критерии отнесения к этой категории. Поправки, внесенные в прошлом году в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:

  • Лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий - с 60 до 120 млн рублей.
  • Выросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия - с 25% до 49%.
  • Средняя численность работников осталась прежней - не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия.
  • Увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников - с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2017 году, то компания утратит право считаться малой только в 2020 году.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же самые критерии разделения на малый и средний бизнес: по доходам и количеству работников. Тех ИП, кто не является работодателями, оценивают по полученной за год выручке (данные в таблице выше). Индивидуальных предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Налоговые льготы для малого бизнеса в 2019 году

Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в бюджет. В России существует четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса:

  1. - лимит годовой выручки в 2019 году - не более 150 млн. руб., численность работников - не более 100 человек.
  2. - лимит годовой выручки не установлен, но количество работников тоже не должно превышать 100 человек.
  3. - на этом режиме могут работать только индивидуальные предприниматели, разрешенное количество работников - всего 15 человек, причем, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте - 60 млн рублей.
  4. - лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение (не более 300 человек) только для ИП и рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Для сельскохозяйственных организаций такого ограничения нет.

Дополнительная неявная льгота для УСН Доходы и ЕНВД - это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале за работников и ИП за себя.

С 2016 года перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН - с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, - это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум - двух лет) после регистрации работать в рамках , то есть, по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий:

  • быть впервые зарегистрированным в статусе ИП после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;
  • выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
  • осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2019 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Административные льготы для малого бизнеса в 2019 году

Не секрет, что законодательство, регулирующее деятельность бизнеса в России, можно назвать сложным, запутанным, изобилующим суровыми санкциями за его нарушение. Одна из причин, заставляющая предпринимателей уходить в тень, - это административные трудности, такие как сложный порядок отчетности, оформления кадров и денежных расчетов, частые проверки надзорных органов, нежелание банков выдавать необеспеченные кредиты и т.д.

Для решения этих вопросов государство предложило ряд административных льгот для малого бизнеса, которые действуют в 2019 году:

  1. ИП без работников, которые оказывают услуги, выполняют работы или продают изделия собственного изготовления, могут до 1 июля 2021 года.
  2. Организации, которые относятся к малым, могут вести бухучет в упрощенной форме
  3. Малые организации и ИП имеют право вести в упрощенном порядке и не устанавливать лимит кассы.
  4. Работодатели, относящиеся к категории малого бизнеса, вправе оформлять на срок до 5 лет (по общему правилу, трудовые договоры с большинством категорий работников являются бессрочными). При этом надо соблюдать два условия: численность персонала не может превышать 35 человек, а работник должен дать свое согласие на заключение срочного договора.
  5. Надзорные каникулы для малого бизнеса (запрет на проведение плановых неналоговых проверок) продлены до конца 2020 года. Внеплановые неналоговые проверки, а также проверки от ФНС по-прежнему могут проводиться в любое время.
  6. Региональные и местные власти в субъектах РФ могут заключать с представителями малого бизнеса договоры аренды зданий и помещений на льготных условиях в течение 5 лет, а также предоставлять арендаторам преимущественное право выкупа такого имущества.
  7. При получении банковского кредита малые предприятия могут обратиться в гарантийные организации для получения , что значительно повышает шансы заемщика.
  8. Для участия представителей малого бизнеса в предусмотрена специальная льгота - госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.

Финансовые льготы для малого бизнеса в 2019 году

Здесь речь идет уже не об улучшения условий для ведения бизнеса, а о льготах предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

  • на возмещение части затрат по договорам лизинга
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
  • на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
  • для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).

Безвозмездные субсидии и гранты предоставляются малому бизнесу в рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года. Базу базу субсидий по субъектам РФ можно найти на официальном портале малого и среднего предпринимательства.

Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на открытие или развитие технопарков Субсидия субъектам МСП на компенсацию затрат по приобретению оборудования Субсидия субъектам МСП на компенсацию лизинговых платежей Субсидия субъектам МСП на компенсацию части затрат по участию в конгрессно-выставочных мероприятиях Льготные арендные ставки Гарантийная поддержка Предоставление льготных займов Субсидия юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат, связанных с перевозкой (транспортировкой) за пределы территории Российской Федерации товаров, произведенных на территории города Москвы Субсидия юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат, связанных с реализацией за пределами территории Российской Федерации товаров, произведенных на территории города Москвы

Льготные арендные ставки на имущество

Льготные ставки арендной платы на нежилые помещения, находящиеся в имущественной казне города Москвы

  • Объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности города Москвы.

Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений на льготных условиях (приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 25.12.2012 № 809-ПП «Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы»).

Цель использования объекта нежилого фонда

Размер арендной платы

Коммерческие организации, за исключением хозяйствующих субъектов, указанных в пунктах 2-19

Осуществление хозяйственной деятельности, за исключением целей, указанных в пунктах 2-19

Ставка арендной платы устанавливается на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы

Адвокатские образования

Осуществление адвокатской деятельности

Нотариусы, государственные нотариальные конторы

Осуществление нотариальной деятельности

Корректирующий коэффициент 0,5 к рыночной ставке

Использование в качестве места хранения одной единицы авто-, мототранспорта, находящегося в собственности арендатора

300 рублей

Осуществление хозяйственной деятельности на условиях, установленных постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 № 800-ПП

4500 рублей за 1 кв. м в год. Окончательный размер арендной платы за указанные объекты определяется по результатам аукциона

Общественные объединения (в том числе политические партии), их структурные подразделения и все виды отделений, зарегистрированные в качестве юридического лица

4500 руб./кв. м в год

Общероссийские профсоюзы, общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные профсоюзы, межрегиональные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов, территориальные организации профсоюзов, зарегистрированные в качестве юридического лица

Осуществление деятельности высших и исполнительных органов управления

4500 руб./кв. м в год

Религиозные организации (за исключением местных религиозных организаций), зарегистрированные в качестве юридического лица

Осуществление религиозных обрядов и церемоний, осуществление благотворительной деятельности, осуществление деятельности органов управления религиозной организации

4500 руб./кв. м в год

Социально ориентированные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, предусмотренную статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», имеющие регистрационное свидетельство участника Реестра негосударственных некоммерческих организаций, взаимодействующих с органами исполнительной власти

Осуществление деятельности из числа видов деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 01.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

4500 руб./кв. м в год

Иные некоммерческие организации, за исключением указанных в пунктах настоящего приложения

Осуществление деятельности в соответствии с уставом юридического лица, за исключением предпринимательской деятельности

Корректирующий коэффициент 0,3 к рыночной ставке

Товарищества собственников жилья

Осуществление деятельности правления товарищества собственников жилья

4500 руб./кв. м в год

Федеральные органы государственной власти, федеральные государственные органы, федеральные государственные учреждения и государственные учреждения города Москвы

Осуществление деятельности, предусмотренной уставом, положением

4500 руб./кв. м в год

Торгово-промышленные палаты

Размещение руководящих органов торгово-промышленной палаты, за исключением предпринимательской деятельности

4500 руб./кв. м в год

Творческие союзы, члены общероссийских творческих союзов и (или) региональных отделений общероссийских творческих союзов

Размещение в нежилом помещении творческой мастерской, студии; использование нежилого помещения для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других объектов культуры

4500 руб./кв. м в год

Организации, индивидуальные предприниматели

Размещение объектов водопроводно-канализационного хозяйства, включая централизованные системы холодного водоснабжения и/или водоотведения, отдельные объекты таких систем

4500 руб./кв. м в год

Организации, расходы на содержание которых финансируются из федерального бюджета

Осуществление деятельности в сфере:

Культуры;

Искусства;

Здравоохранения;

Образования;

Регулирования труда и занятости населения;

Науки, являясь подразделением Российской академии наук

4500 руб./кв. м в год

Лица, с которыми заключены государственные контракты по результатам конкурсов или аукционов, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного контракта

Размещение объектов промышленной обработки твердых бытовых отходов

Образовательные организации, за исключением организаций, оплачивающих арендную плату в особом порядке в соответствии с правовыми актами города Москвы

Осуществление образовательной деятельности по уровням среднего профессионального и высшего образования, а также по дополнительному образованию

3500 руб./кв. м в год

Организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность, имеющие лицензию на осуществление такой деятельности

Осуществление медицинской деятельности

3500 руб./кв. м в год

По решению Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (МВК) минимальная ставка устанавливается субъектам малого предпринимательства, осуществляющим приоритетные для города виды деятельности в области:

Осуществляют деятельность в области:

Условия предоставления имущественной поддержки

Субъекты малого предпринимательства

  • здравоохранения или образования и имеющим лицензию на осуществление такой деятельности;
  • торговли товарами продовольственных групп;
  • социального питания;
  • бытового обслуживания;
  • физической культуры и спорта;
  • культуры;
  • производства;
  • ремесленной деятельности (при условии соответствия критериям субъектов ремесленничества, имеющих приоритетное право на получение поддержки со стороны органов государственной власти города Москвы, определено Законом города Москвы от 16.06.1999 № 25);

а также организации, использующие труд инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов

  • Субъект малого предпринимательства в установленном порядке включен в реестр субъектов малого предпринимательства.
  • Субъект малого предпринимательства осуществляет один или несколько видов деятельности, предусмотренных пунктами 1.2 и 1.3 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 № 800-ПП, и осуществление таких видов деятельности подтверждается соответствующими документами.
  • Объект нежилого фонда используется арендатором по целевому назначению.
  • У арендатора отсутствует задолженность по арендной плате в течение двух периодов оплаты подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два периода оплаты.
  • Арендуемое имущество не было передано арендатором без согласия арендодателя в субаренду.
  • Представлено заключение отраслевого органа исполнительной власти города Москвы о наличии оснований для предоставления субъекту малого предпринимательства имущественной поддержки
  • Принято постановление Правительства Москвы от 02.12.2016 № 812-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы».

Для получения более подробной информации по получению льготы для субъектов малого предпринимательства, реализующих проекты в сферах деятельности, которые соответствуют приоритетам города Москвы, ознакомьтесь с НПА:

  • постановление Правительства Москвы от 01.07.2013 № 424-ПП (ред. от 01.07.2016) «О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы»;
  • постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 № 800-ПП «О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы».
    Приложение 1. Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности г. Москвы, на льготных условиях Приложение 2. Ставки ежемесячной арендной платы за размещение оборудования базовых станций подвижной радиотелефонной связи на объектах, утвержденных распоряжением Правительства Москвы от 29 ноября 2012 г. N 752-РП "Об утверждении Перечня объектов государственной собственности г. Москвы для первоочередного размещения оборудования базовых станций подвижной радиотелефонной связи" Приложение 3. Ставки арендной платы за предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), находящиеся в имущественной казне г. Москвы, расположенные в пределах административных границ г. Москвы

Постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 809-ПП
"Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы"

С изменениями и дополнениями от:

29 октября, 23 декабря 2013 г., 18 июня, 1 июля, 17 сентября, 11 ноября, 9, 24 декабря 2014 г., 24 февраля, 15 июля, 26 августа, 17, 22 декабря 2015 г., 28 ноября, 2, 22 декабря 2016 г., 28 марта, 19 апреля, 11 июля, 15 декабря 2017 г., 17 апреля, 18 декабря 2018 г., 16 апреля, 2 июля 2019 г.

В целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации города Москвы по управлению государственным имуществом города Москвы и предоставлению имущественной поддержки субъектам, арендующим объекты нежилого фонда, принадлежащие на праве собственности городу Москве, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях (приложение 1).

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. N 123-ПП настоящее постановление дополнено пунктом 4(7)

4(7). Размер платы, установленный в соответствии с приложением 3 к настоящему постановлению, применяется в отношении действующих и вновь оформляемых договоров аренды машино-мест с физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, являющимися собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, где расположено машино-место, или в многоквартирном доме, учтенном в одном домовладении с сооружением, где расположено машино-место, или иными физическими лицами, проживающими по месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации в указанных многоквартирных домах.

5. Признать утратившими силу.

Переход на исчисление налога исходя из кадастровой стоимости негативно отразился на столичном бизнесе, однако государством были введены послабления для отдельных хозяйствующих субъектов. Понятие "государственная (муниципальная) помощь" появилось в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ " " с 2009 года (). Такая помощь именуется как "преференция". Напомню, что под государственными или муниципальными преференциями понимается предоставление преимущества, которое обеспечивает более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Основными формами поддержки субъектов малого и среднего бизнеса являются:

поддержка в форме льготной ставки по арендной плате;

поддержка в форме преимущественного права на выкуп помещения;

участие в программе "Рубль за квадратный метр".

Рассмотрим каждую форму поддержки подробнее.

Преференции по льготной ставке арендной платы

В Москве существует два вида преференций, представленные в виде:

  • регулируемых ставок арендной платы за пользование объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы;
  • квотирования общей площади объектов нежилого фонда, передаваемого в аренду по регулируемым ставкам арендной платы.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ " " устанавливает, что органы власти вправе утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, кроме имущественных прав субъектов малого и среднего бизнеса. Объекты, включенные в перечни, нельзя отчуждать в частную собственность. Они должны предоставляться указанным субъектам и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки, в долгосрочную аренду.

В связи с этим Росимущество уполномочено формировать, утверждать, вести и публиковать перечни федеральной недвижимости (кроме земельных участков), свободной от прав третьих лиц. Агентство предоставляет ее указанным выше субъектам в долгосрочную аренду ().

Утвержденные Росимуществом перечни публикуются в СМИ, в которых размещается информация о продаже государственного или муниципального имущества в течение 10 дней со дня утверждения.

Срок договора аренды в отношении указанной недвижимости должен составлять не менее 5 лет. В первый год вносится 40% от размера арендной платы, во второй – 60%, в третий – 80%, в четвертый год и далее – 100%.

С 1 января 2018 года установлена льготная ставка арендной платы для субъектов малого предпринимательства в размере 4500 руб. за кв. м в год ( , далее – Постановление). Право на такую ставку имеют субъекты малого предпринимательства, арендующие нежилые помещений площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов ().

Такая же ставка устанавливается для субъектов малого предпринимательства, работающих в области здравоохранения и образования, арендующих нежилые помещения площадью свыше 300 кв. м (). Для них ставка устанавливается при условии получения до 1 апреля 2013 года заключения отраслевого органа исполнительной власти о наличии оснований для предоставления имущественной поддержки.

В случае нецелевого использования арендуемых помещений, передачи без согласия арендодателя имущества в субаренду, наличия задолженности по арендной плате в течение двух периодов подряд либо недоплаты арендной платы, повлекшей задолженность, превышающую размер арендной платы за два срока оплаты, арендатор утрачивает право на применение льготной ставки. Если эти нарушения были допущены повторно или не устранены в установленные сроки, договор аренды прекращается по инициативе арендодателя.

Льготные ставки по арендной плате представляются Межведомственной комиссией по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства ().

Ставка арендной платы составляет 3,5 тыс. руб., однако для получения такой льготы необходимо соблюдать ряд условий:

быть включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

субъект малого предпринимательства должен осуществлять один или несколько видов деятельности:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • ветеринария;
  • торговля товарами продовольственных групп;
  • социального питания;
  • бытового обслуживания;
  • физической культуры и спорта;
  • культуры;
  • производства (в том числе ремесленной деятельности).

объект нежилого фонда должен использоваться арендатором по целевому назначению;

арендуемое имущество не было передано арендатором без согласия арендодателя в субаренду.

Вместе с тем, решения Комиссией принимаются в отношении каждого обратившегося арендатора не чаще одного раза в календарный год.

Преимущественное право на выкуп помещения

Общие условия предоставления согласно Федеральному закону РФ от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ " " включают в себя:

  • арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2015 года должно находиться в их временном владении или пользовании непрерывно в течение двух и более лет;
  • отсутствие задолженности по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафы, пени);
  • сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

В Госдуму внесен законопроект , предусматривающий введение бессрочного действия преимущественного права на выкуп арендуемого имущества (рассмотрение проекта включено в примерную программу на июль 2018 года). В соответствии с законопроектом отменяется привязка к дате, по состоянию на которую арендуемое имущество должно находиться в аренде у субъекта малого или среднего предпринимательства.

В Москве порядок предоставления преимущественного права на выкуп помещения регулируется , согласно данному документу полномочия по предоставлению услуги возложены на Департамент городского имущества города Москвы.

"Рубль за квадратный метр"

Кроме того, для предпринимателей социальной направленности органами власти разработана программа "Рубль за квадратный метр" – это программа льготной аренды городского имущества, действующая в Москве с 2012 года. Суть программы заключается в том, что компания с помощью аукциона арендует у города помещение, реставрирует его за свой счет и открывает в этом помещении детский сад, школу или поликлинику. При выполнении всех условий, как только учреждение начинает работать, инвестор переходит на льготную ставку 1 рубль за 1 кв. м в год.

Срок договоров аренды:

  • с медицинскими организациями – на 20 лет;
  • с образовательными – на 49 лет.

Однако программой установлены обязательные условия:

  • так, в клинике необходимо открыть кабинет бесплатной медицинской помощи,
  • для образовательных учреждений устанавливаются нормы по нагрузке, кроме того, минимум 80% детей, посещающих детский сад, и 50% учеников школы должны быть зарегистрированы по месту жительства в Москве.

В заключение отмечу, что субъекты малого и среднего бизнеса формируют в экономике особый слой, в котором нет места для крупных компаний, исходя из этого развитие небольших предприятий приоритетно для государства, поскольку они предоставляют наибольшее количество рабочих мест, таким образом, некрупным предпринимателям целесообразно максимально использовать существующие программы поддержки.

______________________________

С текстом законопроекта № 381792-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях расширения имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства) " и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.