Урок "подготовка к сжатому изложению в экзаменационной работе гиа". Бернард Шоу

Урок развития речи

по теме «Сжатое изложение с элементами сочинения

о выборе профессии». 7 класс

(2 часа)

Учитель: Лобанова О.М.

Цель урока : подготовиться к написанию сжатого изложения на материале

публицистического текста;

продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения

в тексте главной и второстепенной информации;

формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста;

развивать творческие способности детей;

раскрыть важную проблему выбора будущей профессии.

Ход урока №1

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Слово учителя и чтение текста.

Предлагаю задуматься, что, по-вашему, является самым важным в жизни?

(обсуждение вариантов ответов).

Давайте внимательно послушаем отрывок из письма к молодёжи Д.С. Лихачёва и обсудим, как отвечает на этот вопрос известный российский , , , , публицист. (аудиозапись)

Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого своё собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. И ещё, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь не только подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

(по Д.С. Лихачёву.

Письма о добром и прекрасном. Письмо 46. ПУТЯМИ ДОБРОТЫ)

III. Повторное чтение текста учениками (у каждого ученика есть текст).

Беседа по вопросам

    Определите тип речи текста.

(рассуждение)

    А каков стиль?

(публицистический)

    О чём текст? Какова тема и главная мысль этого текста?

(о самом главном в жизни человека – выборе жизненного пути;

В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу, только тогда можно стать счастливым)

    Какими способами можно сжать информацию?

(исключения, обобщение, упрощение)

Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Отметьте в тексте то, что можно объединить, сделать короче.

    В каждой части текста выделите главное, ключевые слова,

(План.

    Главное для каждого человека должно быть добрым и значительным, для этого человек должен уметь подниматься над своими повседневными заботами.

    Надо уметь жить для других людей. Только люди, служившие другим, остаются в памяти.

    В жизни надо иметь своё дело. Счастья достигнет тот, кто стремиться сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о себе.

IV. Сжато перескажите весь текст, записав результат на черновик.

Ход урока №2

V. Подготовка к творческой работе – сочинению-миниатюре.

Слово учителя . Несомненно, что даже сейчас каждый из вас уже мечтает выбрать какую-либо профессию из всего их многообразия. Сейчас мы с вами для удобства дальнейшей работы разделимся на группы по 4 человека.

    Как вы думаете, что такое "престижная работа"? Каково ваше представление о ней?

Какие профессии, как вам кажется, считаются престижными в нашей стране? От

чего зависит престижность профессии? Связывается ли это с высокой зарплатой?

Определяется ли положение человека в обществе зарплатой?

    А теперь давайте сыграем в такую игру : зная характеры и интересы своих друзей, выберите кого-либо из противоположной группы, придумайте подходящую для него профессию и запишите её на листке бумаги. Будьте готовы зачитать вариант каждой из групп и обсудить, подходят ли вам эти профессии.

3) В группах обсудите, какие качества характера должен иметь:

Программист

Врач

Инженер

Юрист

Фармацевт

Архитектор-дизайнер

(Выбор профессий не случаен: предварительно было проведено тестирование и были выявлены те профессии, которые интересуют большинство детей данного класса).

Совпадения по качествам учитель записывает на доске.

Итог работы: на доске те качества, которые следует развивать в себе каждому человеку, чтобы быть успешным в выборе любой профессии.

4) Скажите, как вы понимаете эту русскую пословицу: «Не место красит человека, а человек место»?

VI. Написание сжатого изложения и сочинения-миниатюры, рассказав о людях (используйте примеры из жизни ваших близких родственников, друзей или знакомых), которые имеют любимую работу.

Домашнее задание :

Доделать всё начатое, переписать в чистовик

Приложение 1

Текст к уроку «Сжатое изложение с элементами сочинения»

Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого своё собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. И ещё, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.

В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно.

(по Д.С. Лихачёву. Письма о добром и прекрасном.

Письмо 46. ПУТЯМИ ДОБРОТЫ)

Вопросы к тексту для подготовки к сжатому изложению

    Определите тип речи текста.

    А каков стиль?

    О чём текст? Какова тема этого текста?

    Какова главная мысль этого текста?

    Какими способами можно сжать информацию? Подумайте, что можно

исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Отметьте в

тексте то, что можно объединить, сделать короче.

    В каждой части текста выделите главное, выделите ключевые слова,

отберите существенную информацию.

    Составьте план сжатого изложения, озаглавив каждую микротему.

Творческое задание. Сочинение-миниатюра.

Расскажите о людях (используйте примеры из жизни ваших близких родственников, друзей или знакомых), которые имеют любимую работу.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв

(1906-1999)

Действие первое

Виви Уоррен двадцать два года. Она жива, решительна, уверена в себе, хладнокровна. Выросшая вдали от матери, всю жизнь жившей то в Брюсселе, то в Вене и ни разу не позволившей дочери приехать к ней, Виви никогда ни в чём не знала недостатка: владелица публичных домов миссис Уоррен никогда не скупилась в средствах на содержание и образование дочери. И теперь, получив образование в Кембридже, Виви не забивает себе голову романтическими бреднями, как большинство девушек её возраста. Стихия Виви расчёты - для инженеров, электриков, страховых обществ. Отправленная матерью на полтора месяца в Лондон для посещения музеев и театров, она предпочла всё время провести в конторе у Онории Фрейзер на Ченсери-лейн, помогая с расчётами и ведением дел. Её главная добродетель - практичность, она «любит работать, любит получать деньги за свою работу». А когда устанет, любит «удобное кресло, хорошую сигару, стаканчик виски и детективный роман с занимательной интригой».

И теперь, вернувшись в коттедж миссис Уоррен в Суррее для встречи с матерью, она не теряет времени даром: «Я приехала сюда, чтобы на свободе позаниматься правом, а не отдыхать, как воображает моя мамаша. Терпеть не могу отдыхать» - говорит Виви старинному другу матери, пятидесятилетнему архитектору мистеру Прейду, приехавшему навестить их обеих в Суррее. Уже после краткого разговора с Виви Прейд понимает, что девушка далека от идеала, который видится её матери, однако предпочитает не делиться своими опасениями с девушкой.

Наконец появляется миссис Уоррен - видная, крикливо одетая женщина лет сорока пяти, вульгарная, «порядком избалованная и властная… но, в общем, весьма представительная и добродушная старая мошенница». Вместе с миссис Уоррен приезжает её компаньон, 47-летний баронет сэр Джордж Крофтс, высокий мощный мужчина, представляющий собой «замечательное сочетание самых низкопробных разновидностей дельца, спортсмена и светского человека». С первого же знакомства он, наслышанный об успехах Виви, подпадает под её очарование, сознавая при этом всю неординарность её характера. Прейд предупреждает миссис Уоррен, что Виви уже явно не маленькая девочка, и относиться к ней следует со всем возможным уважением. Однако та слишком уверена в себе, чтобы внять его советам.

В приватной беседе Крофтс признаётся Прейду, что его странным образом влечёт к Виви. Кроме того, ему хочется знать, кто отец девушки, и он настоятельно выпытывает у Прейда, не упоминала ли миссис Уоррен чьё-либо имя. В конце концов, он и сам мог быть отцом Виви, однако, признаётся он Прейду, миссис Уоррен, твёрдо решила не делить ни с кем свою дочь, и все его расспросы до сих пор оставались бесплодными. Разговор прерывается: миссис Уоррен зовёт всех в дом пить чай.

Среди приглашённых оказывается также Фрэнк Гарднер, двадцатилетний молодой человек приятной наружности, сын местного пастора. С первых же его восторженных слов становится очевидным, что он неравнодушен к Виви; более того, он уверен, что она отвечает ему взаимностью. Он весел и беспечен. Свысока относясь к своему родителю, «Папе Римскому», пастору Сэмюэлю Гарднеру, он всячески подтрунивает над отцом, не стесняясь собравшихся.

Пастору лет за пятьдесят, это «претенциозный, шумливый, надоедливый человек», не способный внушить к себе уважение ни в роли главы семейства, ни в роли духовного лица. Преподобный Гарднер, напротив, не в восторге от Виви: с момента своего приезда она ни разу не посетила церковь. Сын урезонивает отца, цитируя ему его же слова о том, что сыну, в отсутствие ума и денег, следовало бы воспользоваться своей красотой и жениться на какой-нибудь особе, у которой в достатке и того, и другого. В ответ пастор выражает сомнение в том, что у девушки столько денег, сколько требуется его расточительному сыну. Разозлённый ехидством отца Фрэнк намекает на прошлые «подвиги» пастора, в которых он сам же ему признался, дабы сын не повторял ошибок отца. В частности, упоминает он и о том, что однажды пастор был готов за деньги выкупить свои письма у какой-то кельнерши.

Разговор отца и сына прерывается появлением Виви, которую Фрэнк представляет пастору. С возгласами «Да ведь это Сэм Гарднер! Скажите пожалуйста, пастором стал!» и «У меня до сих пор хранится пачка ваших писем» входит также миссис Уоррен. Пастор готов провалиться сквозь землю от стыда.

Действие второе

Второе действие открывается дискуссией между миссис Уоррен, Фрэнком, пастором и Крофтсом. Миссис Уоррен сообщает о своём нежелании видеть, как «беспутный мальчишка», не имеющий средств для содержания жены, заигрывает с её дочерью. Ей вторит Крофтс, явно преследующий собственные цели, а также пастор, томимый смутными подозрениями. Фрэнк жалостливо умоляет всех не быть столь меркантильными и позволить ему ухаживать за Виви. Ведь они любят друг друга, а мисс Уоррен выйдет замуж не по расчёту, а только по любви.

Однако Виви и сама может за себя постоять. Оставшись наедине с Фрэнком, она соглашается с ним в его нелестных отзывах о миссис Уоррен. Однако в ответ на его саркастические выпады против всей компании и, в частности, Крофтса, она одергивает самонадеянного юношу: «А вы думаете, что в старости будете лучше Крофтса, если не возьметесь за дело?».

В это же самое время наедине беседуют и Крофтс с миссис Уоррен. Крофтс предлагает ей рассмотреть возможность его женитьбы на Виви. Почему же нет? Ведь он имеет титул баронета, он богат, он умрёт раньше, а Виви останется «эффектной вдовой с круглым капитальцем». Миссис Уоррен отвечает только негодованием: «Мне один мизинец моей дочери дороже, чем вы со всеми вашими потрохами».

Ночевать мужская часть компании устраивается у пастора Гарднера. Оставшись одни, мать и дочь не могут сдержать взаимных разногласий: миссис Уоррен утверждает, что дочь должна жить с ней и вести её образ жизни, в том числе терпеть её компаньона Крофтса. Виви отстаивает право вести свою жизнь. «Моя репутация, мое общественное положение и профессия, которую я себе выбрала, всем известны. А мне о вас ничего неизвестно. Какой образ жизни вы приглашаете меня разделить с вами и сэром Джорджем Крофтсом, скажите, пожалуйста?» - бросает она матери, требуя затем, чтобы та открыла имя её отца. Она грозится покинуть мать навсегда, если та не ответит на её требование. «Как могу я быть уверена, что в моих жилах не течет отравленная кровь этого прожигателя жизни?» - говорит она, имея в виду баронета.

Миссис Уоррен в отчаянии. Ведь это она помогла дочери подняться, стать человеком, а теперь та «задирает перед ней нос». Нет-нет, она не может такого вытерпеть. И миссис Уоррен рассказывает дочери о своём трудном детстве и юности, полной лишений, с матерью и тремя сёстрами. Одна из сестёр умерла от болезни, полученной на фабрике свинцовых белил, другая прозябала в нищете с тремя детьми и мужем-алкоголиком. Миссис Уоррен - Китти - и её сестра Лиззи, обе видные, мечтавшие быть похожими на леди, учились в церковной школе, пока Лиззи, умная и предприимчивая, не ушла из дому, чтобы никогда не вернуться.

Однажды, едва держась на ногах от непосильной работы кельнершей в баре на Ватерлооском вокзале, Китти встретила Лиззи, разодетую в меха, с целой кучей золотых в кошельке. Та научила Китти уму-разуму, и, видя, что сестра выросла красавицей, предложила заняться ремеслом вместе и накопить на заведение в Брюсселе. Поразмыслив и решив, что публичный дом - место для женщины более подходящее, чем та фабрика, на которой умерла сестра, Китти принимает предложение сестры. Ведь только таким ремеслом, а не жалкими грошами, заработанными тяжёлым унизительным трудом, можно заработать на своё собственное дело.

Виви соглашается, что мать поступила достаточно практично, разделив ремесло с сестрой. Практично, хотя, конечно же «всякой женщине должно быть просто противно зарабатывать деньги таким способом». Ну да, противно. Однако в её положении это было наиболее выгодное дело, возражает миссис Уоррен. «Единственный способ для женщины прилично обеспечить себя, - говорит она дочери, - это завести себе мужчину, которому по средствам содержать любовницу». Девушка очарована рассказом матери, её прямотой и отсутствием столь привычного лицемерия. Мать и дочь расстаются на ночь друзьями.

Действие третье

Наутро, в беседе с Фрэнком Виви нежна и умиротворенна. Теперь она уже не разделяет его мнения о матери - ведь та поступила таким образом из отчаяния, безысходности. Идиллия нарушается появлением Крофтса, желающего обменяться парой слов с Виви наедине. Как и ожидалось, Крофтс предлагает девушке руку и сердце. Конечно, он немолод, но у него состояние, общественное положение и титул. А что может дать ей мальчишка Гарднер? Виви, однако, наотрез отказывается даже обсуждать его предложение.

Увещевания не дают никакого результата, и только когда Крофтс сообщает о деньгах, которые дал и ссудил её матери («Немного сыщется людей, которые поддержали бы её, как я. Я вложил в это дело не меньше сорока тысяч фунтов»). Виви недоумевает: «Вы хотите сказать, что вы были компаньоном моей матери?». Ей казалось, что дело продано, и капитал положен в банк. Крофтс ошарашен: «Ликвидировать дело, которое даёт тридцать пять процентов прибыли в самый плохой год! С какой же стати?».

Девушка начинает терзаться догадками. Компаньон матери подтверждает её опасения: «Ваша матушка - прекрасный организатор. У нас два пансиона в Брюсселе, один в Остенде, один в Вене и два в Будапеште. Разумеется, кроме нас, участвуют и другие, но в наших руках большая часть капитала, а ваша матушка незаменима как директор предприятия».

Виви расстроена - и это в деле такого свойства ей предлагают участвовать! Крофтс утешает её: «Вы будете в них участвовать не больше, чем всегда участвовали» - «Я участвовала? Что вы хотите сказать?» - «Только то, что вы жили на эти деньги. Этими деньгами заплачено за ваше образование и за платье, которое на вас надето». Виви оправдывается: она не знала, откуда деньги, но чувствует себя мерзко. Предложение о замужестве она всё равно отклоняет.

Крофтс не может сдержать гнева и, видя подошедшего Фрэнка, со словами: «Мистер Фрэнк, позвольте вас представить вашей сводной сестре, дочери достопочтенного Сэмюэля Гарднера. Мисс Виви - ваш сводный брат», уходит. Виви убита, ей всё кажется отвратительным. Она сообщает Фрэнку о своём твёрдом и окончательном решении уехать в Лондон, к Онории Фрейзер, на Чансери-Лейн.

Действие четвёртое

Действие четвёртое разворачивается в упомянутой конторе, где Фрэнк поджидает выходившую выпить чай Виви. Он выиграл в покер целую пригоршню золотых, и теперь приглашает её поужинать и повеселиться в мюзик-холле. Он признаётся, что не может жить без Виви, объясняя, что сказанное Крофтом не может быть правдой, ибо у него есть сёстры, и он испытывает к ним далеко не то чувство, как к ней. Ответ Виви полон сарказма: уж не именно ли «то чувство, Фрэнк, которое привело вашего отца к ногам моей матери?». Она уверена, что отношения брата и сестры для них самые подходящие, и только такими отношениями она дорожит.

Входит Прейд - он зашёл попрощаться перед отъездом в Италию. Он уговаривает Виви поехать с ним, чтобы «проникнуться красотой и романтикой», но тщетно - для неё в жизни нет красоты и романтики. Жизнь для Виви - это жизнь, и она принимает её такой, как она есть. Она открывает Прейду страшную тайну - ведь он не знает, чем занимается её мать. Прейд поражён, однако несмотря ни на что готов сохранять с Виви братские отношения.

Раздаётся стук в дверь - это миссис Уоррен. Она заплакана: дочь сбежала в Лондон, а ей хотелось бы вернуть её. Она приехала несмотря на то, что Крофтс не пускал её, - правда, ей неизвестно, чего он так боялся. Когда входит Виви, мать протягивает ей листок: «Я получила это из банка сегодня утром. Что это значит?». «Это мои деньги за месяц, - объясняет девушка. - Мне их прислали на днях, как всегда. Я просто отослала их обратно и попросила перевести на ваш счет, а квитанцию послать вам. Теперь я сама буду себя содержать». Она сообщает матери, что Крофтс рассказал ей всё. «Вы объяснили только, что вас привело к вашей профессии. Но ничего не сказали о том, что вы её до сих пор не бросили».

Тщетны увещевания матери, Виви полна решимости отвергнуть нажитый таким путем капитал. Она не может понять, почему мать не бросит ремесла теперь, когда уже от него не зависит. Миссис Уоррен оправдывается, как может: умереть со скуки, вот чего она боится, ведь ни для какой другой жизни она не годится. И потом это выгодно, а она любит наживать деньги. Она согласна на всё, она обещает не докучать дочери, ведь постоянные разъезды и не позволят им долго быть вместе. А когда она умрёт, дочь окончательно избавится от надоевшей матери.

Однако, несмотря на все слёзы миссис Уоррен, Виви непреклонна - у неё другая работа и другая дорога. Довод матери о том, что и она хотела стать порядочной девушкой и матерью, но ей не позволили обстоятельства, производят обратный эффект - теперь Виви обвиняет мать в лицемерии: уж она сама вела бы только ту жизнь, какую считает правильной. Возможно, она жестока, но никто не имеет права взывать к её дочернему или какому бы то ни было другому долгу. Она отказывается от матери и её денег. Она отказывается от Фрэнка, от всей своей прошлой жизни.

Когда за миссис Уоррен закрывается дверь, Виви с облегчением вздыхает. Она решительно придвигает к себе стопку бумаг и обнаруживает записку Фрэнка. Со словами «Прощай и ты, Фрэнк» она решительно рвёт записку и с головой погружается в вычисления.

Мы собрали для вас все тексты изложений из сборника Цыбулько 2015 года. Под каждым текстом есть микротемы и готовое сжатое изложение. Многие из этих текстов повторяются в открытом банке заданий ФИПИ, а значит, могут попасться на реальном ОГЭ. Пользуйтесь!

Текст к вариантам 1-4 ("Современная жизнь с её всё возрастающим темпом...").

Современная жизнь с её всё возрастающим темпом заставляет людей общаться с большим числом людей. Удивительно, но чем больше таких «мимолётных» знакомых мы встречаем, тем сложнее найти среди них настоящих друзей. Однако очевидно одно: мы все ощущаем сильную потребность в дружеском общении, близкие дружеские отношения по-прежнему нам необходимы так же, как пища и вода.
Каким же должен быть настоящий друг? Настоящий друг всегда сможет помочь вам в трудное время, но он никогда не будет использовать вас как средство для достижения своих целей. Настоящий друг искренне порадуется вашим успехам, но он не будет делать вид, что рад, и при этом в душе завидовать вам. Друг всегда найдёт нужное слово поддержки, которого так часто не хватает людям. На друга всегда можно положиться, потому что он честен с вами.
Не стоит думать, что друг должен быть идеальным человеком, лишённым любых недостатков. Нет. Друг - тоже человек, а идеальных людей нет. Главное - относиться к нему с добротой и вниманием.

(По И. Бондаревой)

Микротемы:

№ абзаца

Микротема

Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям.

Личная выгода не может привести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершённые от всего сердца.

Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям.

Готовое сжатое изложение

1) Современная жизнь заставляет людей общаться с большим числом "мимолетных" знакомых, среди которых всё сложнее найти настоящих друзей. Но сильную потребность в близком дружеском общении ощущаем мы все.

2) Каким должен быть настоящий друг? Он сможет помочь в трудное время и никогда не будет использовать вас. Он будет искренне рад вашим успехам и не будет завидовать вам. Он найдет слово поддержки. На него можно положиться.

3) Друг - не идеальный человек. У него есть недостатки. Главное - относиться к нему с добротой и вниманием.

Текст к вариантам 5-8 ("Мы часто говорим друг другу...").

Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим. Умение чувствовать, умение видеть по-доброму окружающих тебя людей – это не только показатель культуры, но и результат огромной внутренней работы духа.

Обращаясь друг к другу с просьбой, мы говорим: пожалуйста. Просьба – это порыв души. Отказать человеку в помощи – значит потерять собственное человеческое достоинство. Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни. Добро слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую надо уметь решать. Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

(По Д. С. Лихачёву)

Микротемы:

№ абзаца

Микротема

Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы.

Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.

Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.

Готовое сжатое изложение

1) В пожелании добра людям мы выражаем свою человеческую сущность, потому что это требует большой силы духа. Умение видеть окружающих по-доброму - это результат огромной внутренней работы.

2)Отказать в помощи - значит потерять достоинство. Чтобы уберечь себя от равнодушия к нуждающимся в помощи, надо развивать соучастие и сострадание, а также умение отличать человеческие слабости от пороков.

3)Увеличивать добро в окружающем мире - самая большая цель жизни. Любовь и дружба обретают новые силы, становясь выше, а человек, их центр, мудрее.

Текст к вариантам 9-12 ("Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос...").

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота человека. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.
Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.
Учить чувствовать и сочувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания добрых чувств.

(По Д.С. Лихачёву)

Микротемы:

Готовое сжатое изложение

1) Почему доброта не ставится в один ряд с доблестью и храбростью? Ведь без доброты невозможна душевная красота человека. Она вместе с эмоциональной культурой является средоточием человечности.

2) Сегодня нам стоит быть более добрыми по отношению друг к другу, к животному миру и совершать смелые поступки во имя добра. Путь добра - единственно верный для человека. Он испытан, верен, полезен и человеку, и обществу.

3) Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. Они усваиваются вместе с главной истиной - ценностью жизни всего живого. В детстве человек должен пройти школу добрых чувств.

Текст к вариантам 13-16 ("Человек совершил проступок...").

Человек совершил проступок или даже преступление. Или просто не оправдал надежд, которые на него возлагали. Ищут объяснений. Ищет их и он сам. Чаще не столько объяснения, сколько оправдания. Окружающие и он сам винят семью, школу, коллектив, обстоятельства.

Не следует забывать, какую роль в своей собственной судьбе играет сам человек. Забывать о важной, а может быть, важнейшей части воспитания – самовоспитании. Ведь из всех обстоятельств, формирующих человека, важнейшее – сознательное отношение к собственной жизни, к собственным мыслям и планам и прежде всего – к собственным действиям.

Самовоспитание начинается с самооценки. Если человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия, теряет уверенность в себе, значит, у него формируется заниженная самооценка. Не менее опасна и завышенная самооценка, когда человек считает себя всегда и во всём правым и не прислушивается к мнению других. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет правильно сформулировать жизненные цели и добиваться их.

(По С. Львову)

Микротемы:

Готовое сжатое изложение

1)Человек совершил проступок, преступление или не оправдал надежд. Все ищут объяснений или оправданий и винят окружающих и обстоятельства.

2)Но не следует забывать о самовоспитании. Ведь важнейшее из формирующих человека обстоятельств является сознательное отношение к собственным мыслям и действиям.

3)Самовоспитание начинается с самооценки. У человека заниженная самооценка, когда он теряет уверенность в себе, повсюду находит непреодолимые препятствия. Завышенная самооценка тоже опасна, ведь тогда человек считает себя во всём правым и не прислушивается к другим. Только умение адекватно оценивать свои возможности позволяет человеку ставить цели и добиваться их.

Текст к вариантам 17-20 ("Время меняет людей...").

Время меняет людей. Но, кроме времени, есть ещё одна категория, воздействующая на тебя, может, даже посильнее, чем время. Это образ жизни, отношение к ней, сострадание к другим. Существует соображение, что сострадание воспитывается собственной бедой. Мне не нравится это соображение. Я верю, что сострадание – это особый талант, и без него трудно оставаться человеком.

Человек безмятежной судьбы знает, конечно, о бедах, о том, что есть несчастные, а среди них и дети. Да, несчастья и беды – это неизбежность. Но жизнь устроена так, что несчастье счастливому кажется чаще всего далёким, порой даже нереальным. Если у тебя всё хорошо, беда представляется рассыпанной по миру маленькими песчинками, несчастье кажется нетипичным, а типичным – счастье. Счастье не будет счастьем, если оно каждый миг станет думать о беде и горе.

Собственные беды оставляют в душе рубцы и учат человека важным истинам. Но если человек запоминает только такие уроки, у него заниженная чувствительность. Плакать от собственной боли нетрудно. Трудней плакать от боли чужой. Знаменитый мыслитель прошлого сказал: «Процветание раскрывает наши пороки, а бедствия –наши добродетели».

(По А.А. Лиханову)

Микротемы:

Готовое сжатое изложение

1)Образ жизни, отношение к ней и сострадание меняют тебя сильнее, чем время. Я верю, что сострадание не воспитывается собственной бедой, а является талантом, без которого трудно оставаться человеком.

2) Несчастья и беды - это неизбежность. Но чаще всего они кажутся счастливому далёкими, нереальными, ведь счастье не будет счастьем, если постоянно будет думать о горе.

3) Если человек запоминает только уроки собственных бед, у него заниженная чувствительность. Труднее плакать от чужой боли, чем от собственной. Мыслитель прошлого сказал, что процветание раскрывает наши пороки, а бедствия - добродетели.

Текст к вариантам 21-24 ("Грубость в языке...").

Грубость в языке, как и грубость в манерах, неряшливость в одежде – очень распространённое явление, и свидетельствует оно о незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, а иногда и жестокости.

По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет без нужды громко говорить и ругаться. Ведь давно известно, что каждый наш поступок, каждое наше слово отражается на окружающих и враждебно самому дорогому, что есть на свете, –человеческой жизни. И сильный человек, понимая всё это, как раз и силён своим благородством и великодушием.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно –прислушиваясь, запоминая, читая. Но хоть и трудно – это нужно, действительно нужно! Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д.С. Лихачёву)

Микротемы:

Готовое сжатое изложение

1) Грубость в языке - распространенное явление, свидетельствующее о слабости и незащищенности человека. Оно является признаком невоспитанности, а иногда - жестокости.

2) По-настоящему сильный и уравновешенный человек не будет громко говорить и ругаться. Каждый наш поступок и каждое наше слово отражается на окружающих. Сильный человек это понимает. Он и силён как раз своим благородством и великодушием.

3) Учиться спокойной и интеллигентной речи нужно долго и внимательно. Это действительно нужно, ведь речь - важнейшая часть личности и способности не поддаваться влиянию среды, если она "затягивает".

Текст к вариантам 25-28 ("Были ли у человеческого искусства два пути...").

Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведёрко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька...

Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчемного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой...

(По В.А. Солоухину)

Микротемы:

Готовое сжатое изложение

Текст к вариантам 29-32 ("Как и всякий квалифицированный...").

Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель – это профессия, специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.

Объект труда учителя – духовная жизнь формирующегося человека – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание. Важнейшие инструменты воздействия учителя на духовный мир школьника – слово, красота окружающего мира и искусства, создание обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства – весь эмоциональный спектр человеческих отношений. Поэтому учительская профессия –это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека.

Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сразу, не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. То, что учитель сделал, сказал, сумел внушить ребенку, иногда сказывается через пять, десять лет. От учителя, от его умения, мастерства, искусства, мудрости зависит здоровье, разум, характер, воля, патриотизм, интеллект человека. Иными словами, зависит настоящее и будущее ученика. Поэтому очень важно верить в возможность успешного воспитания каждого ребенка. Безграничная вера в человека, в его будущее – вот что должно жить в душе человека, который решил посвятить свою жизнь благородному учительскому труду.

(По В.А. Сухомлинскому)

Микротемы:

Готовое сжатое изложение

1) Учитель - это профессия особая, не сравнимая ни с каким другим делом. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.

2) Учительская профессия - это человековедение, постоянное проникновение в сложный духовный мир человека с помощью специальных инструментов - слов, красоты окружающего мира и искусства, создания обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства.

3) Конечный результат труда учителя раскрывается через продолжительное время. От учителя зависит настоящее и будущее ученика. Безграничная вера в человека должна жить в его душе.

Текст к вариантам 33-36 ("Когда мне было лет десять...").

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу...

Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью.

(По В.М. Пескову)

Микротемы:

Готовое сжатое изложение

1) Томик "Животных-героев" стал для меня "будильником" чувства природы. Для других же таким "будильником" были прогулки по лесу, жизнь в деревне, путешествие с ночевкой.

2) Человек, вырастая, должен умом постигать внутреннюю взаимосвязь всего живого мира, его прочность и уязвимость одновременно, зависимость всего в нашей жизни от здоровья и богатства земли и природы. Эта школа должна быть.

3) Но в начале всего стоит Любовь ко всему живому - точка отсчета всех жизненных ценностей. Она приближает человека к счастью.

Соображение

Каждый из нас знает о роли звезд во Вселенной, где все постоянно изменяется. Приобретает новые формы и наше сознание; под влиянием законов природы, закономерностей изменяется наше расположение духа, наши эмоции, цвета нашей жизни. И где-то в 16-17 лет возникает проблема: для чего живешь, какую роль будешь выполнять в этом мире. Убеждена: в быстротечности жизни мы должны успеть найти свое место, так как времени не ошибки у нас нет, тем паче на их исправление.

С детства мечтаю стать учителем. Девизом своей жизни избрала слова:

Из множества профессий на Земле,

Которые уже есть, которым еще будут учить, -

Есть главная, как вещий, сущий хлеб,

И название этой профессии - Учитель.

Очень люблю детей. Понимаю, что они - не подопытные кролики, на которых можно испытывать некачественную вакцину. Сравниваю учителя с хирургом, хотя и между этими двумя понятиями усматриваю существенное отличие. Педагог формирует личность ребенка, врач-хирург заботится о здоровье. Это при условии, когда они - настоящие профессионалы. А когда нет?! Один ложный шаг - и ребенок становится калекой. Вот только хирург калечит тело, а учитель - душу.

Вам, возможно, удивительно слышать эти слова от меня, 17-летней девушки из провинциального города. Но лично мне, сознаюсь, очень больно, когда близкие люди говорят: «Подумай о будущем. Разве работая в школе, ты сможешь обеспечить себе нормальное существование? Все те розовые мечты о почете, уважении и учительской гордости слишком уж ошибочные и химерические». Реальность жестокая. Но я отказываюсь понимать ее, ту реальность.

У тех, для кого жалованье за работу - проблема номер один, возникает еще один вопрос: а где же справедливость, почему государство не может обеспечить достойной жизни педагогам?

Думая исключительно о материальном, мало кто из нас истинно, глубоко задумывается над глобальностью проблемы некачественного образования. Умышленно! Нельзя допустить полной деградации и вырождения целой нации. Сегодня, как никогда, нужно бороться за возрождение моральных ценностей. Для этого мы должны прежде всего изменить что-то в собственном сознании, сломать устаревшие стереотипы и освободиться от собственных амбиций. На плечи учителя положена огромная ответственность за развитие каждого ребенка. Задача учителя - овладеть сложным искусством построения личности, чтобы научить школьников создавать вечное, искать совершенные формы и стремиться к совершенству в наименьших деталях. Каждая одинокая душа должна достичь гения виртуозного таланта так же, как каждый человек должен само реализоваться в своей жизни. Именно к этой цели должен приблизиться настоящий учитель. Я хочу быть (и приложу для этого все усилия) таким учителем, несмотря ни на что!

Уроки 1-2 развития речи по теме "Сжатое изложение с элементами сочинения о выборе профессии".

Цель урока: подготовиться к написанию сжатого изложения на материале публицистического текста;

продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения в тексте главной и второстепенной информации;

формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста;

развивать творческие способности детей;

раскрыть важную проблему выбора будущей профессии.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Слово учителя и чтение текста.

Говорят, что человек за свою жизнь должен посадить дерево, вырастить сына, построить дом... А ещё нужно найти себя, своё призвание в жизни. Узнайте, как это удалось сделать герою нашего рассказа.

Тихий июльский вечер... Берег моря. Двое мальчишек запускают кораблики. Я с интересом наблюдаю за ними. "Когда-то и я был таким же", - с грустью подумал я. Они, как все мальчишки, наверное, уверены, что их ждут приключения, шторма и суровая романтика морей.

Что они знают о море, вообще о профессиях? О сложности выбора? Вспомнить страшно, как протестовали против моего выбора мои родители: что за дурацкое решение? Мало ли есть профессий, которые принесут тебе славу, положение в обществе, богатство? Да и здоровье неважное - болеешь часто... Куда тебе в море? Почему бы тебе не стать юристом, как твой отец? Или бизнесменом, как твой дядя? Но я знал, что моё призвание - это море! А сколько сил потрачено! Как я тайно тренировался ночами! Обливал себя холодной водой, чтобы стать здоровее... Я понимал, что моя будущая профессия моряка - нелёгкая профессия, она требует здоровья, выносливости, знаний. Она, конечно, не очень денежная, непрестижная, но меня влекла романтика моря...

Впервые я задумался о выборе профессии серьёзно, общаясь со старым, опытным моряком. Тот спросил меня, понимаю ли я, зачем иду в море? Сумею ли я оценить свои способности и возможности? Что влечёт меня? Деньги? Красивая форма? Или зов дальних странствий? Наконец-то со мной разговаривали, как со взрослым, не отговаривали. Тогда же я и понял, что проблема выбора профессии - проблема сложная. Что главное - сделать выбор самому, а не попадать под чьё-то влияние, не подражать кому-то, как бывало со мной в детстве, когда я хотел быть то знаменитым актёром, то смелым каскадёром, а то и гангстером...

Да, очень часто молодые люди не хотят быть самими собой. "Человек должен быть только самим собой и никем другим", - сказал Дейл Карнеги. Но в молодости это понять трудно. Однако это нужно сделать, иначе неправильно выбранная профессия всю жизнь будет вызывать у вас одну лишь скуку.

Но есть ещё одна проблема. Как, овладев профессией, преуспеть в жизни? Конечно, нужно обладать какими-то определёнными чертами характера, целеустремлённостью, ответственностью, уметь понимать людей. И тогда ты будешь способен ярко проявить себя, открыть в себе талант.

Мальчишки, весело брызгаясь убегали вдаль. У них всё ещё впереди. И счастье выбора своего жизненного пути - тоже.

III. Повторное чтение текста учениками (у каждого ученика есть текст, не разделённый на абзацы) .

Беседа по вопросам

1. О чём текст? Какова тема и главная мысль этого текста?

2. Определите тип речи текста.

3. А каков стиль?

4. Где в этом тексте экспозиция, где завязка?

5. Укажите развязку в тексте.

6. На сколько смысловых частей можно разбить текст?

7. Определите, какие части можно исключить.

8. Какими способами можно сжать информацию?

9. Составьте план сжатого изложения, озаглавив каждую микротему.

10. В каждой части текста подчеркните главное, выделите ключевые слова, отберите существенную информацию.

11. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Отметьте в тексте то, что можно объединить, сделать короче.

12. Изложите сжато каждую часть.

13. Озаглавьте текст.

IV. Сжато перескажите весь текст от 3-его лица.

V. Подготовка к творческой работе - сочинению-миниатюре.

1) Герой этого рассказа мечтал стать моряком. А кем вы мечтаете стать, какую профессию выбрать? В группах по двое обсудите этот вопрос.

2) А как вы думаете, сколько в мире профессий? Назовите профессии, которые вы знаете.

3) В группах по двое обсудите, какие качества характера должен иметь:

продавец, адвокат, журналист, слесарь, официант, авиадиспетчер, водитель, врач, капитан и т. д.

4) А теперь - давайте сыграем в такую игру: зная характеры и интересы своих друзей, придумайте подходящие для них профессии и запишите их на листке бумаги. Будьте готовы зачитать варианты каждого из вас и обсудить, подходят ли вам эти профессии.

5) Скажите:

Как вы думаете, что такое "престижная работа"? Каково ваше представление о ней?

Какие профессии, как вам кажется, считаются престижными в нашей стране? От чего зависит престижность профессии?

Связывается ли это с высокой зарплатой? Определяется ли положение человека в обществе зарплатой?

"Не место красит человека, а человек место". Как вы понимаете эту русскую пословицу?

Какие ещё пословицы о работе, труде вы знаете?

Представьте себе, что вы встретились с друзьями через 10 лет. Подумайте, что вы могли бы рассказать друг другу о своей профессии.

VI. Написание сжатого изложения и сочинения-миниатюры (тему о выборе профессии формулирует сам ученик)

Домашнее задание: письменно расскажите (10-12 предложений) о профессии, которую вы считаете редкой,

или письменно расскажите о людях (используйте примеры из жизни ваших близких родственников, друзей или знакомых), которые имеют любимую работу.