Примеры материальных потоков в логистике. Что такое логистические потоки? Их виды и классификация

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток - это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

Габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

Весовые характеристики; физико-химические характеристики груза;

Характеристики тары (упаковки);

Условия транспортировки и страхования;

Финансовые (стоимостные) характеристики и т.д.

Классификация материальных потоков:

1.различают внутренние, внешние, входные и выходные потоки.

2.По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования.

3.По ассортименту материальные потоки классифицируют на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающейся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам. Ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.)

4.По количественному признаку

- Массовый - это поток, возникающий в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.).


- Крупные - это потоки нескольких вагонов или машин.

- Мелкие - это потоки грузов, количество которых не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства, и при перевозке их целесообразно совмещать с другими, попутными грузами.

- Средние потоки занимают промежуточное положениемежду крупными и мелкими. К ним относят потоки,которые образуют грузы, поступающие одиночнымивагонами или автомобилями.

5. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на:

- Тяжеловесные, обеспечивающие полное использование грузоподъемности транспортных средств. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т при перевозках водным транспортом и 0,5 т при перевозках железнодорожным транспортом, например металлы.

- Легковесные, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 2 (например, табачные изделия).

6.По степени совместимости материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

7.По физико-химическим свойствам материальные потоки делят на:

- Насыпные грузы (например, зерно), которые перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в Контейнерах и в автомашинах.

- Навалочные грузы -как правило, минерального происхождения (соль, уголь, руда, песок и т. п.). Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Также, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

- Тарно-штучные грузы, которые имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Они могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках, а также и без тары: длинномерные и негабаритные грузы.

- Наливные грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и другие, выполняются с помощью специальных технических средств.

По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, условия транспортировки и др.

Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, однако материальный и информационный потоки обычно смещены относительно друг друга во времени и по направленности.

ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ

Материальные потоки определены как грузы, рассматривае­мые в процессе приложения к ним различных логистических опе­раций. Большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Ре­шая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. При решении одних задач объектом исследования может быть груз, рассматриваемый в процес­се приложения большой группы операций. Например, при про­ектировании распределительной сети и определении количества и размещения складов. При решении других задач - например, при организации внутрискладского логистического процесса, де­тально изучается каждая операция.

Материальные потоки подразделяют по с л е д у ю щ и м о с н о в н ы м признакам: отношению к логистической системе, натурально-вещественному составу потока, количеству образующих поток грузов, удельному весу образующего поток груза, степени совместимости грузов, консистенции грузов.

По отношению к логистической системе материальный по­ток может быть внешним, внутренним, входным и выходным.

В н е ш н и й материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

В н у т р е н н и й материальный поток образуется в результа­те осуществления логистических операций с грузом внутри ло­гистической системы.

В х о д н о й материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. В нашем примере определяется сум­мой величин материальных потоков на операциях разгрузки, т/год:

Разгрузка железнодорожных вагонов 4870

Выгрузка контейнеров 2435

Разгрузка автомобильного транспорта 2435

ИТОГО входной материальный поток 9740

В ы х о д н о й материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспорт­ных средств. В нашем примере величина выходного материаль­ного потока определится следующим образом, т/год:

Погрузка автотранспорта 8279

Погрузка контейнеров 974

Погрузка железнодорожных контейнеров 487

ИТОГО выходной материальный поток * 9740

* На предприятиях оптовой торговли выходной матери­альный поток называют, как правило, грузооборотом базы.

При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальной поток будет равен выходному.

По натурально-вещественному составу материальные потоки делят на одно-ассортиментные и много ассортиментные. Такое разделение необходимо, ассортиментный со­став потока существенно отражается на работе с ним. Напри­мер, логистический процесс на оптовом продовольственном рын­ке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.

По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

М а с с о в ы м считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным сред­ством, аих группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

К р у п н ы е потоки - несколько вагонов, автомашин.

М е л к и е потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.

С р е д н и е потоки занимают промежуточное положение меж­ду крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые обра­зуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на тяжеловесные и легковесные.

Т я ж е л о в е с н ы е потоки обеспечивают полное использова­ние грузоподъемности транспортных средств, требуют для хра­нения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки обра­зуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 m (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом). Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.

Л е г к о в е с н ы е потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 3 . Например, табачные изделия в процессе транспортиров­ки образуют легковесные потоки.

По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые и несов­местимые. Этот признак учитывается в основном при транс­портировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных гру­зов.

Н а с ы п н ы е грузы (например зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в спе­циализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.

Н а в а л о ч н ы е грузы (соль, уголь, руда, песок и т. п.) как правило минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же как и предыдущая группа обладают сыпучестью.

Т а р н о – ш т у ч н ы е грузы имеют самые различные физи­ко-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинно­мерные и негабаритные грузы.

Н а л и в н ы е грузы - грузы перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например, перегрузка, хранение и другие выполняются с помощью специальных технических средств.

Схематически классификация материальных потоков пред­ставлена на рис. 14.


Лекция - Логистический сервис (ЛС)

1. Понятие, принципы и задачи ЛС

2.Классификация логистического сервиса

Под логистическим сервисом понимается совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными и информационными потоками, наиболее оптимальным, с точки зрения затрат, способом. Другими словами, логистический сервис представляет собой управление потоками услуг (табл. 7.1.). Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического обслуживания.

Основные принципы логистического сервиса:

  • максимальное соответствие требованиям потребителей к характеру потребляемых изделий;
  • неразрывная связь сервиса с маркетингом;
  • гибкость сервиса, его направленность на учет меняющихся требований рынка.

Таблица 7.1
Сопоставление управления логистическими операциями с материальными потоками и потоками услуг

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и го­товыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятия­ми или внутри одного предприятия.

Материальный поток - это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматрива­емая в процессе приложения к ней различных логисти­ческих (транспортировка, складирование и др.) и (или) технологических (механообработка, сборка и др.) опера­ций и отнесенная к определенному временному интерва­лу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный за­пас.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измере­ния времени (сутки, месяц, год и т. д.).

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров, таких как:

> номенклатура, ассортимент и количество продукции;

> габаритные характеристики (объем, площадь, линей­ные размеры);

> весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

> физико-химические характеристики груза;

> характеристики тары (упаковки);

> условия договоров купли-продажи (передачи в соб­ственность, поставки):

> условия транспортировки и страхования;

> финансовые (стоимостные) характеристики;

> условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции, и т.д.

С каждым из указанных параметров связан определен­ный объем информации и со многими параметрами - финансовые показатели (издержки, цены, тарифы) и огра­ничения. Однако следует учитывать, что во временном и пространственном аспектах информационные и финансо­вые потоки могут не совпадать с материальными.

Классификация материальных потоков

В схеме классификации можно выделить следующие основные признаки:

1. По отношению к логистической системе различают внутренние потоки, т.е. МП внутри данной ЛС и внешние, т.е. находящиеся внутри данной логистической системы.

2. По отношению к звену логистической системы мате­риальные потоки делятся на входные и выходные.

3. По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (мно­говидовые). Под номенклатурой понимается систематизи­рованный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) про­дукции в натуральном выражении для целей статотчетности, учета и планирования.



4. По ассортименту материальные потоки классифици­ровать на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение про­дукции определенного вида или наименования, отличаю­щийся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам.

5. По характеристикам груза в процессе транспорти­ровки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включаю­щему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, габаритные, весовые и физико-химичес­кие характеристики груза, способы затаривания, условия транспортировки и др.

При транспортировке железнодорожным транспортом грузы различаются:

а) в зависимости от весовых и объемных показателей:

Тяжеловесные (масса одного места больше500 кг);

Большой массы (масса от100 до500 кг);

Легковесные (не обеспечивающие использования гру­зовместимости);

Негабаритные (высота одного места более 3,8 м, ши­рина - более 2,5 м, длина - больше длины грузовой пло­щадки);

б) по физико-химическим свойствам:

Сыпучие (перевозимые навалом);

Наливные (жидкие и полужидкие), перевозимые в ци­стернах, бутылях и других специальных емкостях;

Штучные (единицей измерения которых являются штуки);

Тарно-штучные (измеряются количеством тары - мешки, ящики, рулоны и т.п.).

При перевозках грузов автомобильным транспортом груз может подразделяться: по степени использования гру­зоподъемности автомобилей, формированию сдельных та­рифов. С точки зрения выполнения погрузочно-разгрузочных работ при автоперевозках применяют следующую классификацию грузов: тарно-упаковочные и штучные; тяжеловесные; навалочные; лесоматериалы; металлы и ме­таллические изделия; зерновые грузы и овощи; налив­ные грузы.

По способу затаривания различают грузы в: контейне­рах; поддонах (паллетах); ящиках; флягах; бутылях; меш­ках и т.д.

6. По степени детерминированности различают матери­альные потоки детерминированные и стохастические. Де­терминированным материальным потоком мы будем называть поток с полностью известными (детермини­рованными) параметрами. Если хотя бы один из парамет­ров не известен или является случайной величиной (про­цессом), то материальный поток называется стохастичес­ким.

7. По признаку непрерывности во времени различают непрерывные и дискретные материальные потоки. К непрерывным материальным потокам относятся, напри­мер, потоки сырья и материалов в непрерывных производ­ственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др. Большинство матери­альных потоков являются дискретными во времени.

Материальный поток может быть охарактеризован та­ким показателем как интенсивность. Под интенсивнос­тью материального потока понимается количество единиц продукции, поступающей на вход ЛС в единицу времени.

Информационный поток и его классификация

Информационный поток - это совокупность цирку­лирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.

Управление информационным потоком заключается в согласовании скорости передачи и приема информации, объема информации и величины пропускной способности отдельной структуры или пути следования потока.

Информационный поток измеряется - количеством об­рабатываемой или передаваемой информации за единицу времени.

Материальный поток - это совокупность товарно-материальных ценностей, которые рассматриваются на определенном временном интервале в процессе применения к ним различных логистических операций

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

В процессе движения от первичного источника сырья до конечного потребителя между различными предприятиями качественный состав потоков меняется. Сначала между источником сырья и перерабатывающими предприятиями движутся как правило однородные грузы, а в конце цепи материальный поток представляет различные готовые к употреблению продукты.

Внутри предприятий материальные потоки проходят между составами, цехами, участками и рабочими местами в форме сырья, материалов, комплектующих на этапе обеспечения производства, на этапе производства - в виде полуфабрикатов и незавершенного производства, на этапе сбыта - в виде готовой продукции. Материальный поток, который рассматривается в определенный момент времени, называется материальным запасом.

Основными количественными показателями материальных потоков является напряженность и мощность . Напряженность материального потока - это интенсивность, частота перемещения материальных ресурсов, а мощность материального потока - это объемы продукции, которые перемещаются в единицу времени. Поэтому поток имеет размерность "объем (штуки, тонны и др.) / Единица времени (сутки, месяц, год и др.)". Между этими показателями, как правило, наблюдается обратная зависимость. Например, при поставке предприятию больших объемов сырья или продукции из-за границы на большое расстояние морским транспортом материальный поток может иметь большую мощность, но из-за долговременной периодичность напряженность логистической цепи может быть небольшой. В противном случае, частые поставки с оптового склада большом количестве потребителей делают материальный поток менее мощным, но более напряженным.

Параметрами материальных потоков являются: номенклатура габаритные, весовые, физико-химические характеристики груза, характеристики тары, упаковки, способ перемещения, условия купли-продажи, транспортировку и страхование, финансовые характеристики и др.

Учитывая разнообразие материальных ресурсов и операций с ними, проводят классификацию материальных потоков (табл. 4.1).

Таблица 4.1. Классификация материальных потоков логистики

Признак классификации

Вид материального потока

Характеристика

Отношение к логистической системы

состоит из грузов, имеющих отношение к данному предприятию, но передвигаются во внешней по отношению к предприятию среде

внутренний

образуется в результате выполнения логистических операций внутри предприятия; начальной точкой внутреннего материального потока является состав производственных запасов, конечной - склад готовой продукции

поступает в логистическую систему из внешней среды

выходной

выходит из логистической системы и поступает во внешнюю для нее среду

Направление движения

направление движения от поставщика к потребителю

обратный

перемещения материального потока в направлении, противоположном первоначальному (возврат тары, продукции)

Количество грузов, образуют поток

массовый

возникает при транспортировке грузов не единичны транспортным средством, а их группой, например, железнодорожным эшелоном, колонной автомашин, караван судов и т.д.

возникает при транспортировке грузов несколькими вагонами, автомашинами, судами и т.п.

промежуточный между крупным и мелким материальным потоком (груза одиночными вагонами, автомобилями)

возникает при транспортировке такого количества грузов, не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требует при перевозке совмещения с другими грузами

Удельный вес груза

тяжковаговий

в процессе его транспортировки обеспечивается полное использование грузоподъемности транспортных средств при не- заполненном объеме, например, металлы

легковесный

образуется грузами, не позволяют полностью использовать грузоподъемность транспорта при полном использовании его объема, например, табачные изделия

негабаритный

изделия большой длины, высоты или ширины

Совместимость

несовместимы

потоки таких грузов нельзя совместно транспортировать, например, товары бытовой химии и продукты питания

совместимые

могут совместно перевозиться на одном транспортном средстве

Признак классификации

Вид материального потока

Характеристика

Консистенция груза

насыпной

груз сыпучий, перевозится без тары в специализированных транспортных средствах: открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах (например, зерно)

груз сыпучий, перевозится без тары, но может смерзаться, слеживаться, избавиться, как правило, это грузы минерального происхождения (например, уголь, песок, соль)

тарно-штучный

груз в мешках, контейнерах, ящиках, без тары, можно пересчитать

наливной

перевозится в цистернах и наливных судах и требует для перегрузки, хранения и других логистических операций специальных технических средств

Номенклатура

однопродуктового, многопродуктовой

Вид транспорта

автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный

Определенность

детерминированный

все параметры полностью известны

стохастический

хотя бы один параметр не указан или является случайной величиной

Ритмичность

непрерывный

потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др.

дискретный

периодические поставки

блиц-поток

одноразовая поставка

Понятие логистического потока

Определение 1

Логистический поток является ключевым объектом исследования логистики и представляет собой направленное движение товарно-материальных ценностей, а также финансовых, информационных и других видов ресурсов в определенной экономической системе.

Основным логистическим потоком является материальный поток, ему сопутствуют или соответствуют информационные и финансовые потоки, а также потоки услуг.

Все логистический потоки по отношению к анализируемой логистической системе классифицируют на внутренние и внешние. Внутренние потоки циркулируют в границах логистической системы, к ним относится, например, потоки незавершенного производства (материальный поток), приказы и распоряжения (информационный поток), потоки оплаты труда (финансовый поток).

Внешние потоки могут быть входящими и выходящими. Входящие материальные потоки обусловлены закупкой сырья и материалов, выходящие – продажей готовой продукции. Входящие информационные потоки – это, например, документы, сопровождающие поставку на предприятие. Пример выходящего информационного потока в логистике - заявка предприятия на пополнение запаса, адресованная поставщику. Входящие финансовые потоки обусловлены поступлением финансовых средств на счета предприятия, выходящие – расчетами с поставщиками и подрядчиками.

Материальные потоки в логистике

Определение 2

Материальный поток (МП) – основной вид потока в логистике, представляет собой находящиеся в состоянии движения товарно-материальный ценности (сырье, материалы, незавершенное производство, готовая продукция), к которым применяются логистические операции, обусловленные физическим перемещением в пространстве и времени от поставщика потребителю.

Параметрами материального потока являются:

  • габаритные и весовые параметры,
  • плотность,
  • номенклатура,
  • ассортимент,
  • условия контрактов транспортировки и купли-продажи,
  • стоимостные характеристики перемещаемого товара
  • и другие.

Формами существования материального потока являются грузовой поток и транспортный поток. Грузовой поток образован совокупностью грузов на транспортном средстве, находящихся в процессе перемещения из пункта погрузки к пункту выгрузки.

Определение 3

Транспортный поток – совокупность перемещающихся на заданном маршруте транспортных средств. Разновидностями транспортного потока являются автомобилепотоки, вагонопотоки, контейнеропотоки и т.п. Транспортный поток в отличии от прочих форм может быть груженым и порожним.

Информационные потоки в логистике

Определение 4

Информационный поток (ИП)- поток сообщений в речевой, бумажной или электронной формах, предназначенный для реализации управляющих функций в логистической системе и обусловленный конкретным материальным потоком.

Управление информационным потоком осуществляется путем: изменения направления потока; ограничения скорости передачи информационного потока до соответствующей скорости приема; ограничения объема информационного потока до величины пропускной способности отдельного участка пути или узла. Финансовые потоки в логистике

Финансовый поток (ФП) – поток финансовых средств, необходимых для обеспечения движения материального потока, циркулирующих внутри логистической системы и между логистической системой и внешней средой.

Финансовый поток в логистике характеризуется следующими свойствами:

  1. направленность движения потока от источника потребителю финансовых ресурсов;
  2. обусловленность перемещением конкретного физического (материального, грузового или транспортного) или информационного потока;
  3. измеримость, то есть финансовый поток измеряется конкретными количественными показателями.

Основной целью управления финансовыми потоками в логистике является обеспечение движения материального потока финансовыми ресурсами в нужные сроки, в необходимых объемах, с использованием наиболее эффективных финансовых источников.

Формируется в процессе осуществления транспортировки, складирования и осуществления иных операций с готовыми продуктами, полуфабрикатами, сырьем. Он образуется на всем протяжении жизненного цикла изделий - от первичного источника материалов до поступления к конечному потребителю. Рассмотрим далее, что собой представляют материальные и информационные потоки.

Общие сведения

Материальный поток - это объекты, которые находятся в состоянии движения. К ним относят, в частности, готовую и незавершенную продукцию. К этим объектам применяются операции, касающиеся их перемещения в пространстве: разгрузку, погрузку, перевозку, затаривание, консолидацию, сортировку, разукрупнение и так далее. Информационные потоки представляют собой сообщения в документальной (электронной и бумажной), речевой и прочих формах, которые сопровождают сервисные или материальные движения.

Основные понятия

Поток представляет собой сырье, вспомогательные и основные материалы, топливо, комплектующие, запчасти, упаковку, тару, отходы. Готовой продукцией называют изделия, полностью прошедшие технологический цикл и контроль на предприятии, укомплектованные, сданные на склад либо отгруженные заказчику (посреднику). представляет собой объекты, требующие доработки в соответствии с применяемой технологией.

Ключевые признаки

Основные параметры, которыми характеризуется материальный поток, это:

  • качество, ассортимент и номенклатура продукции;
  • габаритные параметры (линейные размеры, площадь, объем);
  • весовые характеристики (брутто/нетто, общая масса);
  • физико-химические свойства;
  • характеристики упаковки;
  • условия договора поставки, купли-продажи, передачи;
  • стоимостные характеристики.

При проведении операций могут учитываться и другие признаки.

Виды материальных потоков

Существуют различные критерии, по которым ведется классификация. Материальный поток в логистических системах может быть внутренним или внешним. В первом случае он не выходит за пределы осуществляемых операций, во втором - находится вне их. В зависимости от номенклатуры выделяют одно- и могопродуктовые объекты. По ассортименту потоки разделяют на одно- и многоассортиментные. Кроме этого, существуют выходные и входные объекты. Разделение по ассортименту необходимо, поскольку он оказывает существенное влияние на работу с продукцией. В частности, логистическое управление материальными потоками на продовольственном оптовом рынке, где продаются мясо, овощи, рыба, фрукты, существенно отличается от операций, осуществляемых на картофелехранилище, где присутствует одно наименование товара. В зависимости от движения во времени выделяют:

  1. Непрерывные перемещения. В частности, к ним относят материальные потоки в производстве замкнутого цикла, газ и нефтепродукты, движение которых обеспечивается посредством
  2. Дискретные перемещения.

Другие категории

Специалисты выделяют также:


Информационные потоки

Сообщения, сопровождающие перемещение грузов, могут возникать под внешним воздействием на соответствующую среду. К основным параметрам, определяющим информационные потоки, относят:

  1. Направление движения или адресата.
  2. Источник возникновения.
  3. Скорость передачи. Она определяется по количеству сообщений за единицу времени.
  4. Общий объем.

Классификация

Информационные потоки могут быть:

  • Опережающими с совпадающим направлением.
  • Синхронными встречными.
  • Опережающими с различным направлением.
  • Отстающими встречными.
  • Синхронными с различным направлением.
  • Опережающими встречными.
  • Отстающими с различным направлением и пр.

Интеграция

Она может осуществляться в горизонтальном или вертикальном направлении. Интеграция происходит на основе контроля движения потоков. Горизонтальное направление обеспечивает необходимыми данными все объекты и операции: от поступления материалов, сырья и комплектующих до готовых продуктов. В результате все воздействия и возникшие от них последствия увязываются с общей стратегией и целями производственно-реализационной системы. позволяет охватить все уровни технологического цикла прямыми и обратными связями. За счет этого обеспечивается оперативное получение актуальных данных о поставках сырья, процессах изготовления, сборки, контрольных испытаниях, доставке продукции конечным пользователям.

Менеджмент

Комплекс определяется в соответствии с жизненным циклом изделий. В свою очередь, он включает в себя:

  1. Стадию разработки. Этот этап отличается большой продолжительностью и связан с инвестированием в опытно-конструкторские, научно-исследовательские мероприятия.
  2. Стадия внедрения продукта. Это также продолжительный этап. Он характеризуется значительными издержками и практически полным отсутствием дохода.
  3. Стадия роста. Она определяется повышением спроса на продукцию. На этом этапе возникают определенные сложности у менеджеров. В частности, они связаны с определением ключевых точек и мест, в которых будут концентрироваться потребители материального потока. Неточность тех или иных сведений может спровоцировать большие расходы.
  4. Стадия "зрелости". На этом этапе темп производственного роста, уровень доходов достигают максимальных показателей. К завершению стадии может отмечаться снижение реализационного объема. Оно обусловлено активностью конкурентов и выпуском на рынок изделий-новинок. На данной стадии в задачи логистического менеджмента входит распределение продукции по сбытовой сети и контроль реализации.
  5. Этап упадка. Эта стадия характеризуется снижением объема продаж и уменьшением дохода. Такая ситуация обуславливается насыщением рынка, появлением изделий-новинок, конкурентов, развитием научно-технической базы. на этой стадии ориентирован на уменьшение количества сбытовых точек, сокращение издержек и запасов на складах.

Цикл

Он состоит из комплекса следующих операций:

  1. Заказ и формирование запасов.
  2. Обработка заявок потребителей, осуществление закупок.
  3. Доставка, выпуск продукции.
  4. Сбор заявок и подготовка документации.
  5. Анализ операций, формирование отчетов.

Дополнительно

Функционирование логистической системы только тогда будет эффективным, когда в ней используются базы данных. Любой процесс менеджмента включает в себя реализацию функций по сбору, обработке, передаче, анализу сведений и принятию решений. Информацией именуется комплекс данных об окружающих условиях, способствующих снижению существующей степени неопределенности, недостатка знаний. Эти сведения воспроизводятся устно, письменно или иными способами. Логистика ориентирована на то, чтобы все этапы выпуска продукции, транспортировки, реализации рассматривались как непрерывный и единый процесс трансформации и перемещения изделия и сведений, данных, связанных с ним. Актуальные сведения позволяют предприятиям:


Заключение

Информационные и материальные потоки выступают в качестве неотъемлемых элементов товарного оборота. Возникновение и передача данных характеризуются объектом и источником этих сведений. В качестве последнего выступает такой компонент, который может создавать либо вырабатывать сообщение, входящее в логистическую систему. Объектом данных являются звенья структуры менеджмента: транспорт, сотрудники, подразделения, помещения, и так далее. Грамотный анализ имеющейся информации позволяет сориентировать материальный поток, направить его к нужному пользователю. В работе менеджера необходимо учитывать различные внешние и внутренние факторы. Для обеспечения эффективности материально-информационных потоков в настоящее время используются передовые научно-технические средства и достижения. Они позволяют не только располагать самыми актуальными данными о состоянии рынка, спроса и предложения, активности конкурентов, но и составлять прогнозы на средне- и дальнесрочную перспективу.