Логистический отдел на предприятии. Логистика на предприятии

Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о логистике. Это целая наука, требующая внимательного к себе отношения и глубокого изучения. Если грамотно к ней подойти, то можно рассчитывать на хорошую прибыль от производственной деятельности. Читайте подробную информацию в данной статье!

Логистика простыми словами

Логистика это совокупность мероприятий, направленных на поиск оптимальных путей поставки товаров (услуг), информации, материалов из какого-либо пункта в пункт назначения. Задача логистики на предприятии: поиск наиболее выгодных и экономически менее затратных путей потока материальных ресурсов.

Логистика схожа во многих аспектах с маркетингом и даже есть точки пересечения этих двух направлений. Основная черта, которая объединяет эти две науки – это их цель: повысить эффективность в бизнесе и как следствие увеличить доходы.

Логистика на предприятии имеет два направления:

  1. Доставка, перемещение услуг, материалов, информации, товаров, сырья из места производства (поставщиков) на конкретное предприятие.
  2. Перемещение готовой продукции или услуги до любого вида потребителей: розничных, оптовых.

Для организации логистики на предприятии важны оба направления. Каждое влияет на конечную цену товара, услуги, а значит и на объем продаж.

Система логистики предприятия состоит из следующих важных аспектов:

  1. Подбор поставщиков товаров, услуг или материалов, сырья;
  2. Подписание договора с поставщиками;
  3. Формирование совместных действий и отношений с таможенными органами и прочими государственными подразделениями;
  4. Организация процесса привоза готовой продукции и/или сырья, материалов на предприятие и из него;
  5. Подбор наиболее подходящей транспортной компании;
  6. Оценка, исследование и определение группы потенциальных покупателей;
  7. Заключение соглашений с покупателями.

На многих масштабных предприятиях статья расходов на перевозку, отгрузку товаров или сырья одна из самых крупных. Это лишний раз подтверждает всю важность логистики в деятельности предприятия.

Основные виды логистики

Логистический процесс огромен и чтобы его было легче понять и изучить, его разделили на виды. Основные рассмотрим ниже.

Логистика производства

Происходит непосредственно на каком-либо заводе или фирме и является частью технологического процесса. Логистика производственного предприятия управляет потоками денег, сырья, материалов и конечных продуктов, товаров. В результате деятельности специалистов в этой сфере производственные затраты оптимизируются. Именно это и есть цель производственной логистики.

Функции производственной логистики:

  • Анализ спроса на производимый товар, услугу, продукт;
  • Постоянное совершенствование графиков и планов работы всех подразделений производства;
  • Налаживание и улучшение взаимодействия отделов сбыта и снабжения с остальными отделами производства;
  • Наблюдение за процессами производства и внесение в него поправок, если это необходимо и направлено на увеличение прибыли.

Логистика запасов

Призвана управлять запасами готовой продукции, сырья, материалов. Логисты, занятые в этой сфере, следят за объемами всех запасов, делают соответствующие расчеты и оптимизируют эти запасы на производстве. При идеально налаженной логистике товары должны непрерывно выпускаться и реализовываться, но не залеживаться на складах.

Транспортная логистика

Самое популярное подразделение логистики. Основная задача : определение оптимального маршрута поставки товаров от производства и доставка сырья до производства. Это особенно актуально, когда поставщики материалов и потребители товаров находятся в разных частях страны или материка. Сюда же относится грузовая логистика.

Информационная логистика

Руководит процессами потока информации, которая прилагается к материальным потокам. Определенные сведения и умение правильно с ними работать может оказать большое влияние на производственный процесс. Отрицательное влияние оказывает и игнорирование важной информации.

Подразумевается управление внешними потоками информации и внутренними, обработка этой информации и оформление нормативных документов для производственной деятельности.

Таможенная логистика

Как видно из названия, речь идет о регулировании пересечения грузов через таможенный контроль. Это направление логистики носит самый серьезный характер, ведь речь идет о международных отношениях и процессах.

Функции таможенной логистики:

  • Ведение таможенной документации;
  • Соблюдение всех правил таможенного контроля;
  • Поиски наилучших путей прохождения таможни;
  • Проверка наличия груза в полном объеме и комплектации по прилагающимся документам;
  • Проверка наличия деклараций;
  • Дела, связанные с получением сертификатов на товар и их выдачей;
  • Наблюдение за выполнением всех правил таможенного законодательства;
  • Вопросы, касающиеся уплаты таможенных взносов и пошлин.

Складская логистика

Логистика снабжения (закупок)

Это регулирование потока сырья, комплектующих деталей, материалов и прочих предметов, поступающих в производство извне. Цель – обеспечить бесперебойный производственный процесс.

Данный вид логистики состоит из таких частей:

  1. Подбор наиболее подходящих поставщиков и подписание с ними контрактов;
  2. Формирование процесса доставки сырья, материалов на объекты производства;
  3. Сбережение материалов и сырья до передачи их непосредственно в производство;
  4. Минимизирование затрат на закупки ресурсов при наименьшей вероятности сбоев в поставках;
  5. Максимально надежно и качественно организовать поставки грузов с материалами и товарами;
  6. Уменьшение общих затрат на логистические процессы.

Основная проблема логистики закупок – выбор поставщика.

Вот основные оценочные критерии для подбора поставщиков:

  • Уровень качества поставляемых материалов, сырья, товаров, услуг;
  • Надежность;
  • Цена на услуги;
  • Возможность удовлетворить потребности и желания производителя;
  • Место расположения;
  • Прочие дополнительные бонусы и привлекательные условия.

Большую роль играет и имидж поставщика, его популярность и отзывы о его работе.

Это та часть логистики, которая контролирует процессы распределения готовой продукции к потребителю.

Управляет такими этапами производства, как складирование, транспортировка, доставка материальных и нематериальных ресурсов, создаваемых на производстве. Другими словами, всеми операциями, которые необходимы для доведения конечной продукции до потребителя. При этом должны быть соблюдены все интересы и требования покупателя.

Часто такую логистику называют маркетинговой и ошибочно – сбытовой. Но у этих понятий есть отличие. Распределительная логистика системно взаимосвязана с процессами производства, снабжения, управления потоками товаров и услуг. Все функции внутри процесса тесно взаимосвязаны друг с другом.

В зависимости от того, какой субъект экономики берет на себя ответственность за поставки, течение готовой продукции может иметь вид товарного или транспортного потока.

Функции распределительной логистики:

  • Проектирование, формирование, построение и регулирование процесса транспортировки в послепроизводственном процессе;
  • Контроль и координация товарных запасов;
  • Прием заказов на привоз продукции;
  • Упаковка, сбор и проверка комплектации и другие действия по подготовке товарного потока к дальнейшему пути;
  • Построение наиболее разумной и целесообразной отгрузки;
  • Контроль над доставкой и управление транспортными операциями в цепях логистики;
  • Управление, планирование и организация сервисов логистики.

Логистика распределения на предприятии требует существенных издержек. Часть затрат связана с такими процессами, как складирование, упаковка, транспортировка, переработка, сопровождение грузов, хранение готовой продукции, обработка и передача информации о заказах, поставках и запасах.

Логистика производственных процессов в сфере распределения выполняет такие функции:

  • Проектирование процессов сбыта продукции, товаров, услуг;
  • Построение процесса обработки и получение заказов;
  • Налаживание работы сети складов;
  • Выбор упаковки, комплектации;
  • Контроль над другими операциями, которые предшествуют отгрузке;
  • Управление отгрузкой продукции;
  • Организация транспортировки.

Показатель успешной деятельности логистики на любом предприятии – это получение прибыли.

Для увеличения прибыли важно:

  • Создать единую транспортно-складскую систему и организовать быструю доставку до покупателя;
  • Объединить экономически сбыт и производство;
  • Выработать оптимальные схемы складирования и пополнения этих запасов.

Распределительная логистика включает в себя комплекс задач по организации и контролю над материальным потоком на этапе поставщик – потребитель. Начало логистики материальных потоков предприятия лежит в моменте постановки реализации и заканчивается выходом поставляемого продукта из области внимания поставщика.

Таким образом, становится понятно, что логистика – это сложное и многогранное понятие. Состоит не только из транспортного перемещения грузов, но из других важных процессов.

Основы логистики предприятия должны быть сосредоточены вокруг оптимизации процессов перемещения товаров и сырья. Конечный итог работы этой большой структуры — получение эффективной работы всех процессов на предприятии и, как следствие, повышение прибыли.

Оптимизация внутренней логистики предприятия

Логистика в России не имеет четкого понятия. Поэтому чтобы не запутаться надо дать определение термину внутренняя логистика. Это объединение определенных функций, направленных на обеспечение потока материальных активов внутри предприятия. Чаще всего под этим понятием подразумевают транспортные услуги и склад.
Часто перед руководителями предприятий стоит вопрос о совершенствовании логистики предприятия или ее полной реорганизации. Причинами этого могут стать:

  • Планирование нового развития компании, предприятия, фирмы, которое потребует от логистики новых решений;
  • Выход на новые сбытовые площадки и их ниши;
  • Рост пассивного, активного ассортимента и трудности связанные с ним;
  • Уменьшение оборачиваемости запасов товаров в точках продаж, местах распределения и на складах;
  • Повышение затрат, связанных с логистическими процессами при устойчивых продажах или при их уменьшении.

Чтобы процесс оптимизации бизнес-процессов логистики шел легче, надо разработать определенный план. Ведь оптимизацию/реорганизацию всей цепочки логистики одновременно выполнить проблематично.

На каждом предприятии своя уникальная логистическая система, но на практике оказывается, что ошибки и проблемы у всех практически одинаковые. Вот наиболее распространенные трудности, когда логистическая структура работает в плохом режиме:

  • Отсутствие информационного взаимодействия отдела закупок с логистикой;
  • Трудности с документооборотом, сроками сдачи накладных;
  • непонимание возможностей логистической системы и прибыльности некоторых процессов;
  • Нет четких информационных потоков между отделом поставок и другими структурами логистики, точные сроки, вид и содержание сведений не определяются;
  • Непредставление полной информации и в нужные сроки учетной системе предприятия, которая нужна для оптимальной работы логистики;
  • Отсутствие четкой руководящей структуры, когда до исполнителей не доводится ни один технический процесс в полном объеме;
  • Отсутствие системы учета бракованной продукции;
  • Отсутствие единого руководства всеми складами на производстве;
  • Неспособность логистической службы обслуживать сразу несколько машин по загрузке и выгрузке сырья или товаров.

Предприятия, имеющие в своем составе службу логистики, непременно должны проводить оценку эффективности работы этого отдела. Делать это нужно периодически или когда возникнет острая необходимость. Обычно этот процесс выглядит таким образом. Руководитель предприятия дает задание управленческим звеньям, те, в свою очередь, передают их логистической службе. Они принимают решения и справляются с заданием. Далее следует оценка эффективности работы подразделения.

Для оценки существует три основных метода. Каждый подразумевает сравнение результата деятельности логистической службы с поставленными ранее целями. А также подсчет и анализ издержек на выполнение задания. Рассмотрим каждый метод проверки подробнее.

Метод продуктивности

При таком методе оценка эффективности работы логистической службы носит количественный характер. Когда вычисляется какое-либо действие и выражается в единицах измерения. Например, выгрузка материалов в тоннах, количество поставок партий в часах и так далее.

Сравнивают две величины: по плану и то, что получилось у логистической службы по факту. Как правило, в расчет берутся такие показатели, как количество задействованной техники, количество часов работы людей, общее количество персонала нужного для выполнения конкретной задачи, масштабы площади складов. Оценка складывается из общего объема работ в соотношении к единице готовой продукции.

Метод затрат

Предприятие устанавливает стоимостные критерии для каждой опции логистики. Такой критерий может быть установлен и на единицу веса отгружаемого или поставляемого товара, конкретный заказ или отгружаемый продукт.

Сравниваются общие затраты и расходы по всем направлениям в соответствии с установленными ранее стоимостными критериями и целями. Вычисляются величины расхождения, которые дают картину эффективности деятельности логистики.

Метод сервиса

В этом случае критерием служит оценка оказываемых услуг по следующим характеристикам:

  1. Время, которое показывает длительность оказания услуг;
  2. Точность – исполнение задачи в установленный срок;
  3. Последовательность ведения дел по плану технологических операций;
  4. Величина убытков – дефект и порча готовой продукции при выгрузке, погрузке, перевозке и хранении на складах.

В условиях растущей с каждым днем конкуренции, качество сервиса приобретает большое значение на международных и внутренних рынках. Все методы оценки вкупе позволяют выявить преимущество того или иного предприятия в эффективной деятельности службы логистики.

Логистическая служба на предприятии

Логистика на предприятии предполагает управление ее как единой системой. Поэтому необходимо наладить работу специальной службы. Она управляет материальными потоками. Это и оформление договоров с поставщиками и доставка готового товара потребителю.

Основные функции логистической службы :

  1. Контроль выпуска готовой продукции и составление плана процессов транспортировки;
  2. Проектирование информационных процессов;
  3. Наблюдение за бюджетными средствами;
  4. Контроль над деятельностью на складах, в обслуживании производственных дел;
  5. Прогноз спроса на готовую продукцию, сырье, материалы;
  6. Подбор упаковки.

Логистическая служба в виде целого подразделения или в лице одного специалиста выполняет такие задачи:

  • Составление плана с расписание сроков по выпуску готового товара или услуг;
  • Контроль над процессами технологического производства;
  • Поддержка контроля качества, стандартов производства и сервиса;
  • Планирование привоза материалов, сырья;
  • Создание функционирующего склада;
  • Составление прогноза, плана расходования материальных ресурсов;
  • Контроль и налаживание функционирования транспорта внутри производства;
  • Управление и наблюдение за сырьем, материалами, готовой продукцией на всех этапах производства;
  • Обеспечение процессов передачи информации, нужных для управления системами производства.

Основные принципы логистики

При создании логистики на коммерческих предприятиях важное значение имеют принципы. Они определяют сущность и характер всего подразделения. Вот основные принципы, которые служат для отражения подходов к решению задач в производственной и хозяйственной деятельности фирмы.

Принцип синергичности

Суть принципа заключается в системном и комплексном подходе к решению конкретной задачи. Действия согласуются со всеми структурами логистической системы и процессами происходящими внутри. Так достигается лучший результат в целом, чем, если бы каждая структура работала обособлено друг от друга.

Принцип динамичности

Логистическая структура на предприятии это постоянно меняющаяся система. Она всегда отражает суть процессов, которые охватывает и не останавливается на одной точке.

Логистике присуща прогрессивная динамика и стремление к постоянному усовершенствованию.

Принцип комплектности

Этот принцип заключается в общности нескольких подразделений логистики и тесной взаимосвязи между ними. Автономная работа, каких-либо групп структуры не допускается. Исключение составляют – экстренные случаи и чрезвычайные обстоятельства.

Принцип инициативности

Принцип состоит в том, что вся структура реагирует на событие и предлагает свои пути решения задач и проблем сообща. При этом решения положительно влияют на весь процесс производства в целом.

Принцип целесообразности

Основан на привлечении только такого потенциала, который может дать позитивный результат на пути к цели. Признаки принципа – стремление к уменьшению издержек или времени, в выборе между несколькими способами решения одной задачи.

Все принципы логистики призваны улучшить методы и качество организационного планирования. Обеспечивают единый подход к деятельности транспортной, складской, информационной, коммуникационной систем.

Заключение

  1. Логистическая структура имеет критерии, которые определяют ее эффективность;
  2. Руководить логистикой может директор этой структуры. Если фирма небольшая, то непосредственно генеральный директор или его заместитель;
  3. Внутренняя логистика предприятия – это объединение функций, направленных на управление материальными потоками внутри производственного процесса фирмы; Наиболее часто включает в себя два главных элемента – транспортная служба и складирование;
  4. Если верить практике, то внедрение даже небольших новых идей по улучшению качества логистических процессов приводит к снижению затрат для всего предприятия;
  5. Для оптимизации и реорганизации логистической системы нужно создать ответственную группу. Она должна разработать планы согласно временным критериям. Каждый участник группы должен вести отчетность;
  6. Прежде чем начать оптимизацию, руководителю предприятия нужно проверить достаточное ли количество специалистов привлекается к процессу.

Деятельность современных предприятий осуществляется в условиях непрерывных вызовов со стороны внешнего мира. Жесткая конкурентная борьба на рынке производства и предоставления услуг требует использования наиболее прогрессивных методов работы. Методы, процедуры и подходы, позволяющие быстро реагировать на новые факторы среды, в последние годы стали относить к средствам логистики. О том, что такое логистика, каковы ее основные виды и особенности использования, чем занимается отдел логистики на предприятии, мы и поговорим ниже.

Что означает логистика

Первые упоминания этого термина относятся к Древней Греции, где должности логистов относились к высшему административному руководству городов, а сам термин определялся искусством проведения математических расчетов. Во времена Римской империи деятельность логистов связывалась с распределением продовольствия. В двадцатом веке наибольшее развитие эта сфера деятельности получила во времена войны 1941-1945 годов, когда благодаря прогрессивным формам материально-технического обеспечения войск были организованы своевременные поставки продуктов, амуниции, оружия и техники. Кроме того, впервые был использован метод контейнерных перевозок.

Наше время

Логистика активно развивалась во второй половине 20-го века, когда резкое ухудшение экономики в транснациональных масштабах потребовало разработки новых подходов к ее стабилизации. Закономерно, что логистика как координирующий комплекс подходов к материально-техническому обеспечению, производству, распределению, транспортировке, инфраструктуре и коммуникациям привлекла внимание мировых экспертов.

Особенностью традиционных предприятий на протяжении десятилетий оставался принцип "автономизации", при котором каждый элемент производственной системы (службы, корпуса, цеха, участки) обладал определенной обособленностью в своей работе. Это приводило к снижению эффективности управления и требовало дополнительных усилий и ресурсов на композицию их деятельности, приводящую к общей цели. В зависимости от типа производства, объемов и масштабов производственной структуры, потери могли выражаться в значительных цифрах.

Новизна логистического подхода заключалась в интеграции различных подсистем промышленных предприятий в общую систему со сквозным управлением. При этом снижались риски традиционного дискретного управления. Общая цель обеспечивалась сквозным контролем на основе подобных принципов.

Какие бывают логистики

Область применения стала определять различные логистики:

  • Закупочную - контроль потоков в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
  • Запасов - управление на всем протяжении цепочки снабжения.
  • Складирования - управление движением материальных ресурсов на территории складского хозяйства.
  • Распределительную - обеспечение эффективного распределения готовой продукции или комплектующих, которые закупает предприятие.
  • Транспортную - управление перемещением материальных предметов в производстве (готовой продукции, комплектующих и др.) из одной части производства (цеха, участка) в другую по оптимальному маршруту.
  • Производственную - управление процессами, которые касаются изготовления или ремонта продукции.
  • Информационную - контроль данных, сопутствующих материальному потоку, обеспечение обработки логистической информации.
  • Финансовую - управление денежной массой, участвующей в организации логистической системы.

Позже возросшая сложность управления различными потоками потребовала создания отдельных структур для рационального распределения логистических функций. Так появляется новое структурное подразделение - отдел логистики.

Чем занимается отдел логистики в организации

Для систематизации логистических процессов в каждодневной деятельности на многих предприятиях создаются самостоятельные службы - логистические отделы. Они могут как подчиняться руководителю предприятия, так и проводить свою политику по процедурам аутсорсинга, обеспечивая определенную независимость и прозрачность процессов. Служба должна выполнять функцию сквозного интегрированного управления материальными потоками. Целью такой реорганизации предприятий является оптимизация затрат на этапах закупки, производства, распределения и совершенствования качества обслуживания заказчиков.

Основные задачи службы логистики

Чтобы понять, чем занимается отдел логистики, необходимо рассмотреть круг необходимых задач, которые стоят перед отделом.

Можно выделить такие ключевые позиции:

  • Формирование, развитие и постоянное усовершенствование логистической системы.
  • Разработка стратегии деятельности предприятия на основе логистических принципов.
  • Внешняя и внутренняя интеграции предприятия с целью повышения эффективности поточных структур.
  • Оперативное управление материальным и другими потоками.
  • Постоянный реинжениринг процессов.

Для создания эффективной службы управления необходимой задачей является повышение производительности труда организационной структуры отдела. Для достижения этих целей и понимания, чем занимается отдел логистики, можно использовать такие шаги:

  • Определить стратегические цели службы.
  • Разработать детальный механизм приобретения и использования ресурсов.
  • Провести анализ рынка и определить его показатели.
  • Выбрать механизм коммуникаций.
  • Определить процедуры принятия решений руководителем отдела.
  • Улучшить степень организационной адаптации.

Логистические процессы

По своей направленности процессы подразделяются на внешние и внутренние.

Внутренняя логистика занимается вопросами управления производством и его обеспечением различными видами ресурсов. Картирование производственных операций, внедрение системы всеобщего контроля за оборудованием (ТРМ) и быстрой переналадкой оборудования (SMED), повышение организационного уровня цехов и участков (5S), использование поточного производства - это далеко не полный перечень методов производственной логистики. Рациональное распределение ресурсами базируется на распространенных системах Kanban, MRP и MRP-II, "ОТП", основной задачей которых является планирование и последующий контроль над производственными ресурсами. Изучение данных подходов даст возможность начинающему исследователю детально разобраться в том, чем занимается отдел логистики.

Внешняя логистика объединяет различные функции с точки зрения хранения, распределения и доставки заказов потребителю.

Структура отдела логистики

Круг решаемых производственных задач определяет, целесообразно ли разбить отдел на несколько рабочих групп или скомпоновать на основе проектной структуры.

Тогда ответ на вопрос о том, чем занимается отдел логистики, будет содержаться в тех конкретных функциях, которые выполняются в рамках различных проектов.

Примерный функционал для разных групп приведен ниже.

Отдел закупок материалов и запасных частей:

  • Управление закупками.
  • Складские операции.

Отдел производственной логистики:

  • Планирование производства на основе оперативных, текущих и перспективных планов.
  • Координация технологических процессов.
  • Внедрение прогрессивных методов производственной логистики.

Отдел управления запасами:

  • Аудит и контроль запасов.
  • Составление отчетов текущей деятельности и прогнозирование ассортимента продукции.
  • Разработка и применение прогрессивных методов управления запасами.

Отдел контроля и распределения готовых заказов:

  • Рекламная деятельность.
  • Оформление заказов на готовые изделия или услуги.
  • Разработка оптимальных схем поставок заказчикам.
  • Сервисная служба.

В обязанности отдела логистики также будут входить улучшение технологических этапов обработки материальных потоков, комплексная механизация (автоматизация) процессов и др.

Организационная иерархия службы

Должностная иерархия в службе зависит от задач, решением которых занимается отдел логистики, и показателей самого предприятия (масштабов производства, специфики деятельности). Примерный штат сотрудников может выглядеть так:

  • Начальник отдела - может совмещать свои функции с начальником транспортного отдела. Основные обязанности - контроль за выполнением общей стратегии службы.
  • Заместители начальника - руководители системных подразделений (отдела закупок, управления запасами и других). Осуществляют контроль за выполнением тактических и оперативных задач.
  • Основной штат специалистов - технологи, диспетчерский аппарат, логисты по транспортировке, распределению, сервисному обслуживанию, экономисты и др.
  • Дополнительные работники - наладчики, техники, уборщики.

Складское хозяйство

Рассмотрим для примера, чем занимается отдел складской логистики.

Основные задачи, которые должны решать логисты данного отдела, таковы:

  1. Расчет технико-экономических параметров складской среды (полезной площади склада, необходимого количества грузоподъемного оборудования и рациональной схемы его работы, рационального использования площади и объема склада), уменьшение циклов хранения.
  2. Адаптация ассортимента под потребительские ожидания с целью выполнения заказов.
  3. Разработка наиболее рациональных схем размещения, что обеспечивает бесперебойность различных технологических процессов.
  4. Применение прогрессивных моделей управления.

Должностная инструкция

Эффективное управление материальными потоками предприятия возможно при использовании всех резервов управленческого персонала. С этой целью разрабатывается должностная инструкция отдела логистики. В ней указываются функции, возможности, круг обязанностей и ответственность руководителей и служащих разного ранга. Инструкция отдела логистики, как правило, включает в себя ответы на такие вопросы:

  • Что специалист должен знать.
  • Что обязан выполнять.
  • На что имеет право.
  • За что отвечает.

Инструкция отдела логистики будет составлена по принятой форме для подобного рода документов.

В заключение

Создание новой управленческой структуры является достаточно сложной и трудоемкой задачей. Синхронизация полученной службы с уже имеющимися, проработка обязанностей отдела логистики с целью отсутствия дублирования управленческих функций и постепенный выход на эффективный уровень работы займут продолжительное время. Однако в условиях постоянных колебаний международного экономического курса подобные изменения становятся крайне актуальными для любых предприятий и организаций.

Внутренний логистический контур предприятия включает следующие функциональные области: логистику запасов, складскую, производственную и информационную логистику. Предметом исследования первых трех из перечисленных функциональных областей являются основные, т.е. материальные потоки. Информационная логистика ориентирована на сопутствующие, информационные потоки.

Складская логистика

Склад, как структурное подразделение предприятия, с одной стороны, является звеном в логистической цепочке, а с другой - самостоятельной системой с определенными задачами. Поэтому, вначале складской процесс проектируется как часть общего процесса движения материалов с формулировкой ряда требований к нему, а затем решаются задачи оптимизации внутрискладского процесса. Технологический процесс на складе должен отвечать оптимальным параметрам по скорости процесса, сохранности ресурсов и экономичности затрат.

Скорость складского процесса (оборачиваемость) показывает, сколько раз в течение одного периода расходуется и возобновляется складской запас. Существует показатель нормативной оборачиваемости , который зависит от функций склада, условий поставки грузов, производительности труда работников и ряда других факторов.

Сохранность потребительских свойств выражается уровнем потерь и экономией на естественной убыли, напрямую зависящих от производственной упаковки, начального качества, технологического процесса на складе, состояния его материально- технической базы и качества труда работников. Экономичность технологического процесса на складе выражается в показателе удельных затрат на переработку единицы грузов. Оптимизировать этот показатель можно лишь в рамках оптимизации всей системы товародвижения.

Условием выполнения перечисленных требований является соблюдение нижеприведенных принципов организации материальных потоков на складе.

Пропорциональность складского процесса означает соответствие друг другу по производительности, пропускной способности или скорости взаимосвязанных операций для предупреждения возникновения «узких мест», остановок и перебоев в работе. Принцип реализуется в различных решениях, в зависимости от типа склада и оснащенности внутренних технологических цепочек механизмами. На основе принципа пропорциональности планируются затраты труда в единицу времени на различных участках.

Параллельность - одновременное выполнение отдельных операций на всех стадиях складского процесса, а также однотипных операций на различных участках. Это приводит к сокращению цикла обслуживания грузовых единиц, повышению загрузки персонала и эффективности труда за счет специализации и выработки профессиональных навыков. Данный принцип характерен для крупных складов с интенсивными материальными потоками.

Ритмичность складского процесса выражается в повторяемости всего цикла и отдельных операций в равные отрезки времени. Ритмичность определяет постоянство затрат энергии, времени и труда, формирует надлежащий режим загрузки оборудования, режим труда и отдыха работников. Ритмичность зависит как от внутренних факторов (тин склада, степень механизации, организация хранения), так и от внешних (неравномерность поступления грузов и транспортных средств, различия в консистенции грузов, их габаритов, тары и упаковки).

Непрерывность - устранение или сокращение необоснованных перерывов в складском процессе. Обеспечивается организационными мерами.

Прямоточность грузопотоков означает максимальное выпрямление маршрутов движения грузопотоков как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. Фактор важен при организации планировки склада и обеспечивает сокращение трудовых затрат. Экономия достигается, например, за счет оптимизации схемы размещения грузов по типам: наиболее востребованные (часто) или наименее востребованные.

Поточность характерна для организации складских систем, когда все операции складского цикла взаимосвязаны и подчинены единому расчетному ритму. Поточные методы на складах связаны с применением конвейерных систем. Они исключают цикличность движения и встречные потоки. Условием применения поточных методов является наличие соответствующего оборудования. Фактор наиболее характерен для больших грузовых терминалов, обслуживающих транспортные средства большой вместимости (корабли, железнодорожные вагоны).

Наличие складов является объективной необходимостью для производственного предприятия, поскольку существует потребность в хранении запасов на всех стадиях движения материального потока, начиная от сырья и заканчивая готовой продукцией.

Учитывая различия в назначении, технологической оснащенности и т.п., логистика классифицирует склады по ряду признаков, причем более детально по сравнению с традиционной производственной структурой предприятия (табл. 11.3).

Таблица 11.3

Классификация складов

Классификационный признак

Характеристика

По объемному признаку и высоте укладки

Одноярусные

Многоярусные (высотные)

По конструкционным осо- бенностям (техническому устройству)

Закрытые

Полузакрытые

Открытые

По хозяйственной принад-

ЛОЖНОСТИ

Индивидуального пользования

Коллективного пользования (склад-отель)

По степени механизации складских операций

Немеханизированные

Комплексно-механизированные

Автоматизированные

Автоматические

По способу доставки и вывоза груза

Пристанционные (портовые) - на железнодорожной станции или в порту

Прирельсовые - имеющие подведенную железнодорожную ветку

Глубинные - обычно с доставкой автотранспортом

По ассортименту храни- мого груза

Специализированные

Со смешанным ассортиментом

С универсальным ассортиментом

По виду хранимой готовой продукции

Для хранения продукции производственно- технического назначения

Для хранения товаров народного потребления

Любой склад обрабатывает три вида материальных потоков: входной, выходной и внутренний. Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и качества прибывшего груза. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, внутренний - необходимость перемещения груза внутри склада.

Независимо от типа склада, в разных логистических процессах на них выполняются следующие схожие функции:

Временное размещение и хранение материальных запасов. Означает необходимость проведения работ по размещению грузов на хранение, обеспечению необходимых условий хранения, изъятия грузов из мест хранения;

  • преобразование материальных потоков. Происходит путем расформирования одних грузовых партий или грузовых единиц и формирования других, т.е. влечет необходимость распаковки грузов, комплектования новых грузовых единиц, их упаковку и затаривание;
  • обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания - оформление сопроводительной документации, информационное обеспечение, консультирование и т.п.

Любая из вышеперечисленных общих функций может изменяться в зависимости от типа склада и набора отдельных логистических операций.

Формирование складской логистической подсистемы заключается в определении места складского звена в логистической цепи и требований к складам в соответствии с целями функционирования всей логистической системы. Необходимость этих действий обусловлена минимизацией издержек на складирование. Логистика рассматривает складскую систему не только с позиций обеспечения производства материальными ресурсами, но и как элемент макрологистической системы, участвующий, например в процессе реализации продукции. Основными задачами в процессе проектирования складской подсистемы являются: обоснование целесообразности создания складской системы; оптимизация количества складов в зоне обслуживания; обоснование схемы территориального размещения складов.

Обоснование целесообразности создания складской системы состоит в сравнении экономических показателей, характеризующих складские процессы в рамках собственной системы или арендуемой на стороне. Главным фактором, определяющим суммарные затраты на складирование, является годовой грузооборот предприятия (рис. 11.2).

При содержании собственного складского хозяйства суммарные затраты на его эксплуатацию делят на условно-постоянные (F1 - затраты на содержание складского помещения, амортизацию техники, оплату электроэнергии, зарплату управленческого персонала и специалистов и прочие) и переменные (F2 - погрузочно-разгрузочные работы, сдельная зарплата, затраты на хранение, транспорт и т.п.). Первые не зависят от грузооборота, вторые - возрастают пропорционально увеличению грузооборота. Суммарные затраты (/*3) получаются путем сложения двух зависимостей. Затраты на использование наемного склада (F4) зависят от величины грузооборота и размеров арендуемых площадей.

Рис. 11.2.

Величина грузооборота, при которой затраты на содержание собственного складского хозяйства и затраты на использование наемного склада равны, называют грузооборотом безразличия (Г^ - точка пересечения прямых FS и FA). Эта величина является ключевым параметром в принятии решения о конкретной складской системе. Решение в пользу использования услуг наемного склада возникает тогда, когда фактический грузооборот превышает величину Г б (например, в точке r t). Если же он меньше Г б, то суммарные затраты на наемном складе будут выше, чем на собственном. В этом случае решение принимается на основе сопоставления годовой экономии затрат (например, Э) от использования собственного и наемного складов с капитальными вложениями, необходимыми для организации собственного складского хозяйства.

При оптимизации количества складов в зоне обслуживания решение принимают на основе анализа полной стоимости, т.е. с учетом всех экономических изменений, возникающих при изменении количества складов в подсистеме.

Если предприятие-поставщик, обслуживает сеть оптовых покупателей, расположенных на определенной территории, а количество покупателей и объемы потребляемой продукции являются величинами предсказуемыми, то возможны три варианта организации складской подсистемы: централизованная (один склад), диаметральная (два склада) и распределенная (например, пять- шесть складов).

В первом случае транспортные расходы но доставке будут наибольшими. Третий вариант предполагает наличие распределительных центров, максимально приближенных к местам сосредоточения потребителей, поэтому транспортные расходы будут минимальными. Однако появление в системе дополнительных складов увеличивает эксплуатационные расходы, затраты на доставку продукции на склады, затраты на управление всей складской системой. Не исключено, что дополнительные затраты могут значительно превысить экономический эффект от сокращения транспортных расходов. При изменении количества складов в системе часть затрат возрастает, а часть снижается, что приводит к необходимости ставить и решать задачу оптимизации количества складов. Вполне возможно, что предпочтительнее окажется второй вариант, когда два склада располагаются в диаметрально противоположных секторах территории.

В любой складской подсистеме транспортные расходы рассматриваются как одна из главных статей затрат. Их величина может существенно меняться не только в зависимости от количества складов, но и от места расположения этих складов на обслуживаемой территории. Логистическая наука и практика выработали разнообразные методы решения таких задач.

Метод полного перебора- задача решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов размещения складов и выполняется с применением компьютерных технологий и методов математического программирования, так как число возможных вариантов по мере увеличения масштабов сети резко возрастает.

Эвристические методы менее трудоемки и эффективны для решения больших практических задач, так как дают хорошие (близкие к оптимальным) результаты при невысокой сложности вычислений, однако не обеспечивают отыскания оптимального решения. Само название указывает, что в их основе лежит человеческий опыт и интуиция (в отличие от формальной процедуры, лежащей в основе метода полного перебора).

В определенной степени в них используется правило Парето, т.е. намеренный отказ от большого количества очевидно неприемлемых вариантов.

Метод определения центра тяжести аналогичен по смыслу определению центра тяжести физического тела. На координатную сетку наносят точки, в которых размещаются потребители с указанием грузооборота для каждого из них.

Координаты центра тяжести грузовых потоков (Х склад, У склад), т.е. точки, в которой может быть размещен склад, определяются по формулам

где Т, - транспортный тариф для г-го потребителя; Г, - грузооборот г-го потребителя; X, У,- - координаты i-го потребителя; п - количество потребителей.

Точка территории, обеспечивающая минимум транспортной работы по доставке, в общем случае не совпадает с найденным центром тяжести, но, как правило, находится где-то недалеко. Подобрать приемлемое место для склада позволяет последующий анализ возможных мест размещения в окрестностях найденного центра тяжести. При проведении такого анализа учитывают следующие факторы.

Размер и конфигурация участка. Влияет на парковку, маневрирование и проезд транспорта, пожарную безопасность. Кроме того, необходимо место для размещения административно-бытовых и офисных помещений, поста охраны и устройств для сбора и обработки отходов.

Транспортная доступность местности. Предпочтение отдается участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах, а также оснащенным различными видами транспорта, в том числе и общественного, от которого существенно зависит доступность склада как для собственного персонала, так и для клиентов.

Административный фактор. При выборе участка необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развития распределительного центра.

Местное законодательство. Необходимо учесть местные правила строительства, безопасности, высоту зданий, ограничения на типы зданий и др.

Строительные факторы. Учитываются общепринятые стандарты для аналогичных сооружений, такие, например, как расстояния между зданиями и схемы подъезда к ним.

Включают в себя последовательное поступление материалов (внутренняя логистика), превращение материалов в конечный продукт (рабочие операции), перевозку конечной продукции (внешняя логистика), проведение маркетинга (маркетинг и продажи) и послепродажное обслуживание (сервис). К вспомогательной деятельности относятся закупки сырья и материалов, развитие технологии, управление человеческими  

Как определенная система взглядов распределительная логистика сложилась еще в 1960-е годы и в какой-то мере явилась продуктом совершенствования транспортно-экспедиционной системы, сферой действия которой ее применение практически и ограничивалось на протяжении 1960-70-х годов. Однако по мере развития и совершенствования этой стороны распределительной логистики на рубеже 1970-80-х годов все явственнее стала ощущаться ограниченность ее возможностей. По мере расширения общественного производства, усложнения внутренних и внешних экономических связей стали просматриваться пределы совершенствования этой системы в избранном направлении она уже не была в состоянии существенно влиять на повышение эффективности всей производственной цепи (поставщик-производитель-потребитель). Хорошо отлаженная, имеющая высококвалифицированных специалистов распределительная логистика в том виде, в каком она существовала в 1970-е годы, уже не могла решать задачи, стоящие перед эконе-микой 1980-90-х годов.  

материального потока , в рамках которого эти запасы создаются. В предыдущем разделе было показано, как материальные потоки в логистической системе экономики (см. рис. 7.3) связаны с материальными потоками составляющих эту систему организаций (см. рис. 7.4) и каким образом материальные потоки движутся внутри организации (см. рис. 7.5). Независимо от того, являются ли материальные потоки внешними по отношению к организации или внутренними, при фиксации места их нахождения мы сталкиваемся с понятием запасов. Рисунок 7.5 иллюстрирует это положение. Можно сказать, что запас - это форма существования материального потока.  

Применение этого механизма требует радикальной модернизации структуры традиционных инвестиции образующих отраслей ПК. Как показывает опыт азиатских стран, подобный механизм мобилизации (логистика) промышленных ресурсов дает мощный толчок технологической перестройке многих базовых отраслей ПК. Благодаря этому использование дорогого сырья и энергии в ряде отраслей резко ограничивается. За счет новых технологий , оснащения и применения современной теории организации и менеджмента активизируется воспроизводство инвестиций. При этом важную роль играет структурная модернизация на микроуровне. К основным факторам этого процесса относятся обновление производственного аппарата с учетом изменения форм собственности интеграция и рациональная концентрация производства с учетом внутренней и внешней хозяйственной конъюнктуры повышение конкурентоспособности производства и продукции за счет освоения наукоемких технологий проведение внутренней организационной перестройки и переподготовки кадров с ориентацией на групповой энтузиазм. В последующем, как показывает опыт, в ходе структурной модернизации будет происходить процесс слияния и поглощения убыточных предприятий более состоятельными объединениями и отраслями.  

Для более детального учета факторов, оказывающих влияние на формирование логистических затрат , следует их рассматривать в рамках функциональных областей логистики. Это позволит охватить и внешние, и внутренние воздействия на обслуживание заказов потребителей.  

Администрирование и координация взаимосвязанных функций. В организационной структуре фирмы почти все управленческие функции взаимосвязаны с логистической системой . Поэтому отдел или группа логистики должна тесно взаимодействовать с различными органами фирмы в области транспорта (внешнего и внутреннего), контроля над запасами,  

Вполне понятно, почему такая концепция впервые возникла именно в армейской среде. Армия представляет собой строго и четко организованную структуру, в которой отдельные индивидуальные и групповые интересы подчиняются интересам всей системы. Это условие является определяющим для реализации концепции логистики . В период военных действий требуются синхронность и правильная последовательность операций при доставке людей, техники и боеприпасов к месту выполнения боевых задач. Доставка должна быть своевременной не раньше и не позже обусловленного момента, с заранее заданной периодичностью - при динамичности внешних и внутренних условий. Иными словами, при любых обстоятельствах выполнение программы должно характеризоваться формулой - точно в срок.  

Первая стадия характеризуется нерегулярной организацией и суточным планированием логистики . Хозяйственные организации осуществляют централизацию транспортировки материальных ресурсов и готовой продукции как по внутренним, так и по межфирменным пере возкам. На этом уровне находилось 57% из числа обследованных фирм.  

Внутренняя логистика направлена на координацию и совершенствование хозяйственной деятельности , связанной с управлением потоковыми процессами в пределах предприятия или корпоративной группы предприятий.  

Он позволяет рассматривать любой объект исследований в логистике как интегрированную логистическую систему даже тогда, когда она состоит из отдельных, относительно разобщенных подсистем. В связи с тем что основной характерной чертой логистических систем является тесная взаимосвязь всех ее элементов и частей, то системный подход при анализе процессов производства и обращения, выработке соответствующих решений и их реализации означает учет этих взаимосвязей. Изучение отдельных хозяйственных объектов или явлений исходит из того, что они представляют собой составную часть более сложных структур или процессов. Установление роли каждой из этих частей в эффективном функционировании целого определяет соответствующий комплекс мероприятий по ее закреплению. Системный подход помогает рассматривать изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью , раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи. Математический анализ экономических процессов подтверждает возможности и условия совокупной оптимизации как структурных частей системы , так и логистической системы в целом. Важнейшим прагматическим приложением системного подхода в области управления является разработка и реализация комплексных логистических программ.  

Природа логистики допускает существование типовых логистических моделей, соответствующих общим характерным признакам какой-либо группы предприятий. Однако разработать универсальную в применении типовую логистическую концепцию микроэкономического характера по всем параметрам практически невозможно. В каждом конкретном случае она должна отражать все мельчайшие особенности отдельных хозяйственных структур. Только тогда может быть получен максимальный эффект и достигнута высшая степень сопряженности внешних и внутренних факторов , влияющих на адаптацию предприятия к рыночным изменениям.  

В логистике анализ реакции на какое-либо воздействие внутреннего или внешнего порядка не только контролирует возникновение по-  

Решение о внедрении в деловую практику бизнес -планирования носит концептуальный характер. Применение методов бизнес-планирования , охватывающее весь спектр компонентов менеджмента (маркетинг и бизнес-планирование , структуры, организация и логистика, экономика, учет, финансы, персонал), упорядочивает и систематизирует весь бизнес, регулирует содержание и прогнозирует результаты бизнеса в зависимости от возможностей внешней и потенциала внутренней среды фирмы.  

Мотивация тех, кто наделен высокой потребностью в структурировании работы и высокой же потребностью во власти и влиянии, требует особого внимания. Следует точно выяснить, на каком поприще они желают проявлять власть. Если их внутренний импульс направлен на установление порядка и процедур применительно к тем людям, которые сами стремятся к порядку и соблюдению правил , тогда эти люди будут успешны и признаны. Их можно мотивировать, обратившись к ним с призывом навести порядок там, где требуется четкость структуры и процедуры. Проблемы могут возникнуть, если они попытаются распространять свои требования на других, вне пределов их области деятельности в компании, на тех, кто может не иметь повышенной потребности в соблюдении правил , или на тех, кто полагает, что выдвинутым требованиям слишком неудобно соответствовать. Например, отдел логистики и снабжения может иметь  

Составляется программа движения продукции по сети поставок от производственных предприятий до предприятий розничной торговли и конечных потребителей продукции. На этой стадии планируются потребности в складских помещениях и транспортных средствах , учитывается объем ресурсов с точки зрения внешних и внутренних возможностей обслуживания потребителей в данном плановом периоде. При возникновении дефицита транспортных средств и складских помещений разработчики плана продаж пересматривают уже разработанные программы логистики. При этом корректируется ранее составленный план производства и продаж продукции.  

Внутренняя логистика Хранение поступающих  

Со временем операционные процессы сами начинают влиять на совокупность отдельных активов. Так, процесс разработки новой продукции, как правило, приводит к получению новых знаний о потребительских запросах, изменениях рынка и технологических разработках . Можно привести еще один пример этого рода, процесс управления цепью поставок может привести к созданию более разнообразных отношений с поставщиками и продавцами, увеличению объемов готовой продукции , созданию новых производственных структур и технологий, новым знаниям о внутренней логистике и каналах распределения. Организационная работа, связанная с операционными процессами, постоянно приводит к изменению конфигурации, а иногда и к трансформации запаса как материальных, так и нематериальных активов.  

Говоря о подсистеме логистики, занимающейся запасами материальных ресурсов , необходимо увязать понятие запасов с предметом науки логистики, т. е. с движением материального потока , в рамках которого эти запасы создаются. Независимо от того, являются ли материальные потоки по отношению к проекту внешними или внутренними, при фиксации места их нахождения мы сталкиваемся с понятием запасов. Можно сказать, что запас - это форма существования материального потока.  

Разрабатывая общественно-значимые аспекты web-сайта, ПР-специалист должен помнить, что web-сайт - это внешний интерфейс к внутренним бизнес-процессам организации. Поэтому информация сайта затрагивает интересы многих групп и управленческих функций внутри и вне организации, в том числе - маркетинга, логистики, топ-менеджмента, занятых, поставщиков, потребителей и конкурентов. Удачный с позиции ПР сайт хорошо посещается интернет-посетителями. Существующие системы оценки числа посещений сайта и отдельных его страниц, ресурсов, а также маршрутов движения посетителей по сайту позволяют оценить результативность работы ПР-специалиста.  

Приведенные примеры позволяют сделать вывод о том, что для обеспечения конкурентоспособности российской продукции на международном рынке необходимо добиваться определенного компромисса в сфере принятия управленческих решений , обеспечивая при этом, с одной стороны, использование протекционистских мер по поддержке отечественного производителя , а с другой стороны, поддерживая на внутреннем рынке некоторый уровень конкуренции . Исходя из этого возрастает актуальность следующего аргумента в пользу использования методов распределительной логистики.  

Исходя из этого под предпринимательской сервисной логистикой понимается раздел логистики, посвященный проектированию, формированию и оптимизации сервисных концентрационно-распределительных систем и их эффективному использованию при управлении сервисными потоками во внутренней и внешней среде предприятия.  

У вертикально интегрированные (большинство российских сырьевых компаний, особенно нефтяные, а также многие металлургические компании) Их своеобразное лидерство по издержкам обеспечивается не операционной эффективностью , а более низкими ценами в России на энергоресурсы и рабочую силу . Проблемы стратегического планирования здесь отражают необходимость иметь сложную систему логистики для обеспечения сбалансированности внутренних потоков продукции между переделами. При этом даже небольшое изменение рыночной конъюнктуры для любого из переделов может вызывать сбои по всей цепочке.  

Реализация возможностей для крупной компании в большой степени зависит от учета своего потенциала и уровня профессионализма персонала. Имеется в виду не только уровень мастерства в области геологии, геофизики и логистики. Этот новый профессионализм в значительной мере связан с внешним имиджем и контактами компании в самых широких сферах деятельности (от органов власти самого различного уровня до и общественных движений), а также с ее

Последнее обновление:  26.09.2019

Здравствуйте, уважаемые читатели бизнес-журнала «сайт»! Сегодня мы поговорим про логистику — что это такое простыми словами, какие задачи и цели она имеет, а также приведем советы как выбрать логистическую компанию.

В современном мире вопрос грузоперевозок является неотъемлемой частью работы любого предприятия. Грамотно организованная доставка позволяет экономить ресурсы организации при ведении коммерческой деятельности. Пожалуй, нет такой сферы, где абсолютно не нужны подобные услуги. Эти и многие другие задачи решает правильно проводимая логистическая политика .

Современные ВУЗы подготавливают узких специалистов в этой области, а сама наука логистики раскрывает секреты успешного бизнеса и учит оптимизировать потоки материалов, средств и информации.

Из этой статьи Вы узнаете:

  • Что такое логистика и какие у неё задачи;
  • Какие виды логистики бывают;
  • Как правильно выбирать транспортную компанию для сотрудничества;
  • О специфике российской логистики и самой профессии логиста.

Данная статья будет полезна начинающим логистам , представителям бизнеса , которые хотят оптимизировать транспортный процесс, организовать логистический контроль внутри самого предприятия (например, бизнес по системе ), а также правильно выбрать партнёра для долгосрочной и выгодной работы в области доставок и экспедирования грузов.

Хотите ознакомиться с всеми тонкостями логистической науки? Тогда читайте об этом прямо сейчас!

Про логистику — что это такое и какие функции и задачи она имеет, как выбрать логистическую компанию и кто такой логист — читайте далее

🔔 Логистика — это моделирование , контроль и рационализирование процесса передачи товаров , услуг или информации от поставщика к потребителю . Ее можно оценить, как стратегическое управление процессом снабжения. Логистический контроль направлен на сокращение издержек при реализации или передачи материальных, финансовый и информационных потоков.

Логистическая структура может быть представлена следующими процессами:

  • управление со стороны покупателя или потребителя, с целью минимизации издержек;
  • управление со стороны поставщика, направленное на повышение прибыльности поставки.

Процесс логистического управления нельзя свести к одному какому-то постоянному действию, он включает в себя сразу несколько аспектов:

  • оформление договоров;
  • система управления запасами;
  • схема доставки продукции;
  • тесная сообщение с таможенными органами;
  • мониторинг рыночного спроса;
  • и прочее.

Для оптимизации данного процесса используются разнообразные модели логистики на различных этапах. Некоторые из таких моделей можно отнести к маркетингу, однако все они сводятся к конечной цели – повышению прибыльности коммерческой деятельности .

Логистика , как самостоятельная область, возникла в связи с рядом трудностей, связанных с доставкой грузов .

Существуют специализированные логистические организации, к которым обращаются предприниматели и юридические лица, не имеющие собственного отдела логистов.

Хотя, фактически логистика возникла достаточно давно. Даже во времена аграрного общества существовала международная торговля, а ее участники старались снизить затраты на перевозку грузов. В современных экономических условиях и промышленных масштабах производства, логистика вышла на новый уровень.

Затраты на логистику являются одной из крупнейших статей в определении себестоимости продукции.

2. Задачи, функции и цели логистики 📑

Предметом логистической науки выступает состояние материальных , финансовых или информационных ресурсов на различных уровнях в той или иной системе и оптимизация их потоков.

Целью логистики является увеличение эффективности экономической системы, с помощью управления логистическими процессами.

Среди задач логистики можно выделить:

  • управление товарными потоками;
  • развитие системы управления потоками товаров, услуг и информации;
  • мониторинг рынка и выявление спроса на материалы и товары, прогнозирование будущей ситуации на рынке.

Логистика включает в себя следующие понятия:

Логистическая операция – операции, направленные на изменения материальных потоков или потоков услуг.

Логистическая система – это система планирования и осуществления всех логистических операций.

В современной науке логистические системы делятся на:

  • прямые (устанавливают связь между поставщиком и потребителем);
  • посреднические (включают как минимум одного дополнительного участника).

Материальный поток – объект логистических действий, который измеряется физическими показателями веса, размера и времени.

Функция логистики – направленные на повышение эффективности работы действия на том или ином этапе процесса логистики.

Среди них можно отметить:

  • транспортные услуги;
  • хранение продукции;
  • закупка товаров;
  • создание запасов.

Логистические издержки – траты, связанные с проведением и оформлением логистических операций. Они могут становиться составляющими сбытовых расходов или входить в себестоимость продукции.

Фактически, формирование системы логистики представляет собой балансирование производственных интересов и обеспечение ликвидности.

Эффективность работы логистической системы напрямую зависит от объемов имеющихся у организации запасов, что можно представить в виде сравнительной таблицы:

№ п/п Показатель Много запасов Мало запасов
1 Логистические затраты выше (-) ниже (+)
2 Выгода от применения оборотного капитала ниже (-) выше (+)
3 Адаптивность к росту или снижению спроса по количеству выше (+) ниже (-)
4 Вероятность нарушения условий контракта ниже (+) выше (-)
5 Контроль за системой логистики проще (+) сложнее (-)
6 Адаптивность к росту или снижению ассортимента потребностей рынка ниже (-) выше (+)

Из данной таблицы видно, что количество запасов предприятия определяет то, что работа системы логистики связана с количеством ресурсов предприятия.

3. Понятие и основные виды логистики — 7 самых популярных видов ✈🚚⛴

Процесс логистического управления включает в себя различные составные части, обеспечивающие оптимальные результаты работы данной системы. Исходя из этого, можно выделить несколько видов логистики.

1) Транспортная логистика (Логистика транспортных перевозок)

Определение наиболее выгодного маршрута движения средств, обеспечивающего передачу материальных ресурсов в нужном объеме и необходимые сроки из одной точки в другую, с целью дальнейшей переработки, перераспределения или потребления данных ресурсов.

2) Таможенная логистика

Осуществление контроля за материальным потоком, проходящим через государственные границы.

Таможенная логистика позволяет решить сразу несколько задач:

  • осуществление самой перевозки груза;
  • получение необходимых сертификатов на ввозимый товар;
  • оформление таможенной документации;
  • оценка стоимости, состояния и соответствия таможенным требованиям груза;
  • сопровождение дальнейшего движения груза, прошедшего таможенную границу;
  • обеспечение соответствия валютному законодательству.

Таможенная логистика обязует учитывать правовые таможенные требования и затраты, связанные с их выполнением.

3) Производственная логистика

Когда производственные ресурсы проходят несколько этапов внутри самого предприятия в процессе создания и переработки, необходимо установить контроль за этим процессом с целью его оптимизации.

Этим занимается производственная логистика, путем решения следующих задач:

  • согласование графиков работ, производимых в различных подразделениях производства;
  • соответствие сроков выполнения работ всеми подразделениями процессам закупки ресурсов и продажи продукции;
  • выявление потребностей потребителей с целью эффективного планирования производственного процесса;
  • быстрое реагирование на сбои в работе производства, его корректировка и контроль выполнения поставленных задач в заданные сроки.

4) Логистика запасов

Основной задачей логистики запасов является установление постоянного бесперебойного процесса производства и реализации продукта. Ее решение осуществляется путем контроля за имеющимися запасами товаров и ресурсов производства, с учетом рисков, сезонной специфики и постоянства поставок

5) Закупочная логистика (Логистика снабжения)

Осуществляет контроль движения материальных потоков, обеспечивающих процесс производства необходимыми ресурсами. Включает в себя снабжение производства, поставку материалов, их хранение до отпуска в производство.

Необходимость логистики снабжения обуславливается:

  • Неслаженность процесса снабжения неизбежно влечет за собой простой в производстве. Необходимо контролировать закупки по количеству, качеству, организации поставок, целостности упаковки и ассортименту.
  • Больше половины себестоимости производимого товара создается именно в процессе снабжения.

Для повышения и поддержания нужного уровня конкурентоспособности бизнеса организация логистики снабжения обязательна. Для этого производится постоянный контроль состояния рынка закупаемых материалов и определяется выгодность закупок или самостоятельного изготовления необходимого сырья.

6) Информационная логистика

Это направление логистики занимается контролем и координацией потоков данных, которые идут в дополнение к материальному. По отношению к самому предприятию такие потоки можно разделить на внутренние и внешние , а в рамках организации – горизонтальные и вертикальные .

Положения информационной логистики определяются внутренними распоряжениями о документообороте на предприятии.

В случаях десинхронизации материального и информационного движения, важно , чтобы информационный не шёл впереди материального.

При невозможности синхронизировать материальный и информационный потоки, желательно, чтобы информационный поток несколько опережал материальный.

7) Складская логистика

Данный вид логистики нацелен на контроль работы склада – приемка , хранение , выдача материалов . Также определяются такие вопросы, как оптимальное расположение складов и ведение складского учета, который напрямую влияет на оценку себестоимости продукции в бухгалтерии.

Складская логистика также решает задачи организации складского хозяйства, оптимизации размещения складов. Характер ведения складского учета может влиять на бухгалтерскую оценку себестоимости.

Логистическая компания — основные критерии как выбрать логист. компанию

4. Как выбрать логистическую компанию - ТОП-8 критериев выбора 📝

Российский рынок логистических услуг представлен множеством компаний. На нем нет монополий и высокая конкуренция, однако качество предоставляемых услуг не всегда должного уровня.

Есть несколько критериев , которыми следует пользоваться при выборе такой компании, даже в малоизученном регионе.

Критерий 1. Перевозчик обязательно должен иметь собственный автопарк, иначе это посредник, что повысит стоимость перевозки. Поинтересуйтесь у компании — имеет ли она хотя бы и намерено серьезно предоставлять услуги или компания предоставляет исключительно посреднические услуги.

Критерий 2. Компания-перевозчик обязательно должна обеспечивать гарантии. В договоре должно быть указано точное время доставки товара и время в пути.

Критерий 3. Если предприятие не имеет собственного автопарка или его недостаточно, использование услуг транспортных компаний необходимо. Но, даже при наличии своих средств перевозки имеет смысл оценить затраты, возможно доставка логистической компанией обойдется дешевле.

Дело в том, что те фирмы, которые специализируются на перевозках имеют больше возможностей в этой сфере за счет экономии затрат, путем формирования сборных грузов в одном направлении и преференций при оптовой закупке топлива, обслуживании транспортных средств и прочем.

Критерий 4. Страхование ответственности перевозчика – это важный аспект, позволяющий получить гарантии сохранности груза или возмещения ущерба при наступлении страхового случая.

Критерий 5. Необходимо сравнивать условия и стоимость сразу нескольких перевозчиков.

Критерий 6. Способность логистической фирмы работать с нестандартными заказами говорит о ее серьезности. Возможно заключение дополнительного соглашения на предоставление альтернативного транспорта, в случае экстренной потребности, само собой, что тариф при этом будет выше.

Критерий 7. Важно ознакомиться с отзывами о работе компании посредством интернета.

Критерий 8. Особое внимание нужно уделить при использовании дополнительных услуг таможенного брокера. Погрешности в оформлении документации могут существенно задерживать поставки.

5. Основные проблемы и особенности российской логистики 📊

В России обстановка в сфере логистики не самая благоприятная. Это обуславливается климатическими условиями, большими расстояниями, состоянием дорожного покрытия и техническими возможностями транспорта.

Транспортные расходы в РФ сильно превышают показатели в среднем по миру и составляют около 20% ВВП , это, в первую очередь, связано со спецификой действий РФ на международном рынке в качестве одного из крупнейших поставщиков сырья, а также территориальными размерами.

Россия имеет ряд проблем в сфере логистики:

  • высокий уровень цен на складские и разгрузо-погрузочные услуги;
  • скрытый характер многих затрат;
  • неисполнительность сторон договора;
  • нестабильная обстановка на рынке и неэффективное сбытовое планирование;
  • плохая развитость транспортной инфраструктуры, ограничивающая экономический рост до предела 4% в год, в лучшем случае;
  • ограниченное количество поставщиков;
  • дефицит квалифицированных кадров и, как следствие, ошибочные логистические модели;
  • сложные природные условия в большей части регионов.

В связи с кризисом, многие системы логистики сокращаются, что приводит к снижению рентабельности множества отраслей экономики страны. Однако, в условиях снижения конкуренции остаются более «крепкие» фирмы, способные поддержать соответствующий уровень предоставляемых логистических услуг и занять освобождающиеся ниши на рынке.

6. Кто предоставляет услуги логистики — обзор ТОП-5 компаний на российском рынке логистических услуг 📄

На российском рынке существует множество частных перевозчиков и крупных логистических компаний, способных представлять широкий спектр услуг и работающих по всей стране или большинству регионов.

1) Деловые линии

Наиболее крупная транспортно-логистическая компания в России. Работает по всей стране уже более 12 лет и предоставляет разнообразные услуги в сфере логистики:

  • автомобильные, железнодорожные и авиаперевозки;
  • перевозки отдельным транспортом;
  • наличие филиалов и пунктов выдачи грузов в большинстве регионов России, Казахстана и Белоруссии;
  • перевозки сборных грузов;
  • наличие услуг по быстрой доставке грузов;
  • возможность соблюдения температурного режима перевозки при помощи специализированного оборудования по специальному рейсу;
  • возможность отслеживания груза и система оповещений;

В этой компании заботятся о спокойствии клиентов и контролируют качество обслуживания, предоставляются гарантии и страховые услуги

2) ПЭК

Данная компания работает на территории всей страны и имеет более 100 представительств, постоянно расширяясь.

Уже более 10 лет компания ПЭК повышает качество услуг и их разнообразие:

  • адресная доставка груза и забор от клиента;
  • система информирования клиентов о пересечении ключевых точек в пути следования;
  • разнообразие упаковки перевозимого материала;
  • погрузка и разгрузка доставляемых грузов.

3) Delko

Компания работает более 17 лет, имеет более 1000 единиц автотранспорта и осуществляет доставку любых грузов, весом до 20 т различными транспортными средствами по России и Казахстану:

  • рефрижераторными полуприцепами (режим ±20C);
  • полуприцепами с тентом — 90 м3;
  • тентовыми полуприцепами 110 м3 (16,5 м, 40 паллет) с использованием коников.

4) TTG

Фирма работает около 5 лет по России и СНГ, осуществляя перевозки грузов от 0,5 до 20 тонн, и имеет более чем 5000 единиц различной техники, что позволяет быстро ставить на погрузку транспорт в любом регионе страны и так же оперативно находить замену при необходимости.

В электронной базе перевозчиков АТИ компания TTG имеет самый высокий рейтинг и несколько сотен положительных отзывов от клиентов. Компания удостоена премии «Гарант качества и надежности»-2014 и представляет свои услуги множеству крупных клиентов на постоянной основе

5) ДА-ТРАНС

Данная компания предоставляет как логистические, так и экспедиторские услуги в полном объеме. Перевозки осуществляются по всей территории РФ, включая Крымский полуостров, а также странам СНГ – Армения, Казахстан, Белоруссия. Есть возможность доставки «до двери» клиента. К перевозке принимаются грузы от 500 кг или 2м³ по объему и доставляются как отдельным транспортом, так и сборной машиной. Негабарит и грузы с требованием соблюдения режима температуры также принимаются в работу.

Специалисты компании оптимизируют маршруты следования груза, обладая полными данными о состоянии трассы, дорожно-ремонтных работах и пробках, что помогает снизить затраты на перевозку.

Расчет величины оплаты за перевозку в любом из направлений рассчитывается за 15 минут.

7. В чем отличие экспедиторской деятельности от логистики 📎

Экспедиторская деятельность является неотъемлемой частью работы логиста, но она ограничивается лишь координацией перемещения грузов, сопровождением и доставкой до места назначения.

Логистика же, сама по себе, более широкое понятие. Она подразумевает оптимизацию материальных и информационных потоков параллельно с экспедиторской деятельностью.

Полный объем услуг транспортной экспедиции включает в себя:

  • забор груза, перевозку и доставку до места назначения
  • погрузку и выгрузку товара;
  • контроль оплаты перевозки;
  • оформление необходимых документов;
  • возможные услуги таможенного брокера;
  • информирование сторон договора о маршруте и этапе перемещения груза
  • и прочее.

То есть, экспедиторская деятельность – это лишь одна составная часть логистики.

8. Логистик — что это за профессия или кто такой логист 📄

Человек, занимающийся логистической деятельностью, именуется как «логист» (логистик) .

Логистик отвечает за оптимизацию потоков продуктовой реализации, посредством исполнения различных задач для рационализации и повышения эффективности следования материальных и информационных потоков в условиях ограниченного времени и конкретизации начального и конечного пункта.

Сферы работы специалиста (менеджера) по логистике следующие:

  • перевозки, осуществляющиеся более чем одним транспортным средством, в рамках одного договора, называемые мультимодальными;
  • экспедирование грузов;
  • складское управление и контроль хранения материалов;
  • контроль материально-технической базы;
  • заполнение и предоставление необходимых таможенных документов;
  • планирование и управление в рамках корпоративной логистики;
  • обеспечение контроля над услугами, связанными с информационной, справочной и сервисной деятельностью;
  • сбытовой контроль распределения товарно-материальных ценностей;
  • прочее.

Преуспевающий логист обязательно должен освоить свободное использование компьютерных программ , таких как: , Банк-клиент и прочие , а также уметь оперативно находить качественную и достоверную информацию, актуальную в данный момент.

Обязательным условием деятельности логиста является умение составлять прогнозы продаж, закупок и возможных транспортных затруднений, усваивать и применять данные статистики в ежедневной работе.

9. Заключение + видео по теме 🎥

Важность правильной организации доставки товаров при реализации, координирования закупочных процессов и контроль над складскими операциями, неоспорима. При этом, важно понимать какие именно услуги может предоставить логистическая фирма , а также чем должны заниматься логисты внутри предприятия.

Эффективность любого бизнеса напрямую зависит от издержек, в том числе на транспортные операции . Например, при ведении , важно понимать какая часть затрат придётся на доставку товара, так как, как правило, покупателям китайских «трендовых» товаров (обычно товары со стоимость около 10-20 $) приходится тратить треть стоимости на доставку.

В наше время российский рынок представлен широким выбором партнёров по транспортным перевозкам и ассортиментом предоставляемых услуг. Не менее важны гарантии, которые может обеспечить экспедитор.

Логистика, как отдельная отрасль бизнеса, появилась сравнительно недавно , однако уже прочно укрепилась на рынке. При этом существует множество ее видов и направлений, с которыми Вы уже ознакомились в статье.

Теперь Вы знаете, как важно правильно выбрать партнера для перевозок, какими умениями должен обладать логист и какие компании занимают топовые позиции на рынке логистических услуг.

Уважаемые читатели журнала «РичПро.ru», будем Вам благодарны, если поделитесь своими пожеланиями, опытом и замечаниями по теме публикации в комментариях ниже.