Е.23 Система технического обслуживания и ремонта техники. Эргономические стандарты Е.26 Комплекс стандартов «Информационная технология»

Межгосударственные стандарты, входящие в ССНТ, обозначают по единой схеме, имеющей вид:

ГОСТ 27. Х ХХ - ХХ

код группы стандартов (0, 1, 2, 3 или 4)

код системы стандартов «Надежность в технике» по классификатору стандартов и технических условий

Е.23 Система технического обслуживания и ремонта техники

Система технического обслуживания и ремонта тех-

ники (СТОИРТ) предназначена для нормативного обеспечения системы технического обслуживания и ремонта техники.

Установленные стандартами СТОИРТ требования направлены на:

обеспечение заданного уровня готовности изделий к применению по назначению и их работоспособности в процессе применения;

снижение затрат времени, труда и средств на выполнение технического обслуживания (ТО) и ремонта изделий.

Состав классификационных групп стандартов приведен в таблице Е.9.

Таблица Е.9 - Классификационные группы стандартов СТОИРТ

Наименование группы стандартов

Общие положения

Требования к СТОИР конкретных видов техники, в том числе к

изделиям как объектам ТО и ремонта

Требования к организации ТО и ремонта

Требования к технологическим процессам ТО и ремонта

Требования к средствам ТО и ремонта

Требования к метрологическому обеспечению ТО и ремонта

Правила оценки качества ТО и ремонта изделий

ГОСТ28. 0 01 - 83

последние две цифры года утверждения

порядковый номер стандарта в группе

код группы стандартов

код системы стандартов СТОИРТ по классификатору стандартов и технических условий

Структура комплексов стандартов СТОИР конкретных видов техники в общем случае должна соответствовать структуре комплекса стандартов СТОИРТ.

Обозначение стандартов СТОИРТ строится по классификационному признаку. Номер составляется: из двух цифр, присвоенных классу стандартов (28); одной цифры (после точки), обозначающей классификационную группу стандартов; двузначного числа, определяющего порядковый номер стандарта в данной группе, и двузначного числа (после тире), указывающего год регистрации стандарта.

Пример обозначения стандарта: ГОСТ 28.001-83 СТОИРТ. Основные положения».

Е.24 Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения

Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения содержит стандарты, опреде-

ляющие эргономические39 требования к оборудованию рабочих мест, методы оценки эргономического соответствия оборудования эргономическим требованиям и др.

Пример стандарта: ГОСТ Р 29.05.008-96 Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения. Рабочее место диспетчера служб управления воздушным движением. Общие эргономические требования.

39 Эргономика - [греч. ergon - работа, nomos - закон] - наука, комплексно изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах в целях оптимизации орудий, условий и процессов труда.

Е.25 Комплекс стандартов «Единый российский страховой фонд документации»

Комплекс стандартов «Единый российский страхо-

вой фонд документации» определяет порядок создания страхового фонда документации, являющейся национальным научным, культурным и историческим наследием и технические требования к носителям информации фонда.

Пример стандарта: ГОСТ Р 33.505-2003 Единый российский страховой фонд документации. Порядок создания страхового фонда документации, являющейся национальным научным, культурным и историческим наследием.

Е.26 Комплекс стандартов «Информационная технология»

Комплекс стандартов «Информационная техноло-

гия» содержит стандарты, определяющие:

криптографическую защиту информации;

процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи;

интерфейс между оконечным оборудованием и аппаратурой окончания канала данных и распределение номеров контактов соединений;

спецификации физического уровня интерфейса Фьючебас +;

протокольные комбинации для обеспечения и поддержки услуг сетевого уровня ВОС;

наборы 8-битных кодированных символов;

и другие требования.

Пример стандарта: ГОСТ Р 34.1350-93 Информационная технология. Интерфейсы для сопряжения радиоэлектронных средств. Основные положения.

Е.27 Система сертификации ГОСТ Р

В России, в связи с переходом к рыночной экономике, постоянно идет процесс гармонизации отечественных стандартов с европейскими и международными. Для некоторых групп продукции эта гармонизация составляет почти 100%. Однако, в некоторых областях, которые непосредственно влияют на национальную безопасность России, отечественные стандарты никогда не будут гармонизированы с международными.

В настоящее время Россия участвует в следующих международных системах сертификации:

Системе международной электротехнической комиссии (МЭК) по испытаниям электрооборудования на соответствие стандартам безопасности;

Системе сертификации легковых, грузовых автомобилей, автобусов и других транспортных средств (ЕЭК ООН);

Системе сертификации ручного огнестрельного оружия

и патронов;

Систему сертификации изделий электронной техники

Международной системе сертификации метрологического оборудования и приборов;

Соглашении о взаимном признании результатов испытаний импортируемых летательных аппаратов и сертификации отдельных деталей самолетов;

Международной морской организации при ООН (Конвенция по безопасности мореплавания).

Система сертификации ГОСТ Р содержит стандарты,

определяющие:

правила по проведению сертификации систем качества;

основные положения по регистру систем качества;

порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000);

порядок проведения сертификации производств;

инспекционный контроль сертифицированных систем качества и производств;

Государственная регистрация систем добровольной сертификации и их знаков соответствия.

Пример стандарта: ГОСТ Р 40.001 - 95 Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации.

Е.28 Комплекс стандартов «Единообразные предписания …»

Комплекс стандартов «Единообразные предписания

…» содержит стандарты, определяющие единообразные предписания, касающиеся официального утверждения оснащения транспортных средств.

Пример стандарта комплекса: ГОСТ Р 41.1-99 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автомобильных фар, дающих асимметричный луч ближнего и (или) дальнего света и оснащенных лампами накаливания категории R2 и (или) HS1.

Учёт опыта проектирования, полученного при создании образцов СЧМ, становится важной компонентой обеспечения эффективно­сти практических приложений эргономики и инженерной психо­логии. Реализуется при проведении работ по стандартизации и созданию нормативно-технической и справочной документации.

В состав используемой при эргономическом проектировании документации входят: руководства по разработке техники, го­сударственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятия (СТП), руководящие норматив­ные документы (РД).

Сегодня в России действует система стандартов ССЭТО («Систе­ма стандартов эргономических требований»). Она предусматрива­ет следующие группы нормативных документов:

Общие положения - включают основные положения системы ССЭТО, термины, определения и т.д.;

Показатели и характеристики человека - оператора;

Общие эргономические требования к организации человеко-машинных комплексов;

Общие эргономические требования к организации деятельнос­ти операторов;

Общие эргономические требования к техническим средствам деятельности;

Требования к обитаемости;

Программы и методики эргономической экспертизы.

Основополагающие документы оформлены в виде обязатель­ных к применению на территории России нормативных докумен­тов - государственных стандартов (ГОСТ):

ГОСТ 20.39.108 - перечень эргономических требований к че­ловеко-машинным комплексам;

ГОСТ 26387-84 - Система «человек - машина» (СЧМ). Тер­мины и определения;

ГОСТ 30.001-83 - Система стандартов эргономики и техниче­ской эстетики.

Эргономическое обеспечение проектирования СЧМ помимо эрго­номических ГОСТов регламентируется требованиями единой сис­темы конструкторской документации (ЕСКД), которая определяет порядок включения требований по эргономике в общие техничес­кие требования к создаваемой продукции.

Кроме того, действует множество отраслевых стандартов, доку­ментов министерств и ведомств, нормирующих требования к СЧМ. Мы не будем приводить в настоящем пособии всех видов нормативной документации из-за их значительного объёма. Чи­татель может самостоятельно познакомиться с ними в процессе проектирования СЧМ. В качестве примеров нормативной доку­ментации в приложениях 1 и 2 настоящего учебного пособия приведены: Межгосударственный стандарт «Единая система конструкторской документации: стадии разработки» - ГОСТ 2.103-68 и Национальный стандарт Российской Федерации «Бе­

зопасность оборудования. Эргономические принципы конструи­рования» - ГОСТ Р ЕН 614-1-2003.

Отметим, что система стандартизации - это не просто собрание на­учно-технических рекомендаций, а живая действующая система, не­прерывно совершенствующаяся под влиянием изменений в научном и практическом содержании эргономики и инженерной психологии.


8.4. Эргономическая экспертиза

Важным инструментом эргономического проектирования являет­ся эргономическая экспертиза - комплекс научно-технических и организационно-методических мероприятий по оценке выпол­нения в проектной, технической и эксплуатационной документа­ции, опытных и серийных образцах системы «человек - маши­на» (СЧМ) эргономических требований, изложенных в техничес­ком задании, нормативно-технических и руководящих докумен­тах. В процессе эргономической экспертизы разрабатываются меры по устранению выявленных несоответствий, даются пред­ложения по дальнейшим шагам проектирования.

Цель экспертизы - повысить эффективность СЧМ и удобство ра­боты с ней оператора. Исходными материалами для экспертизы служат техническое задание на проектирование (разделы, связан­ные с эргономическими требованиями к создаваемому образцу), конструкторская документация, образцы СЧМ, рабочие документы.

Содержание эргономической экспертизы соответствует этапу проектирования. Например, на стадии технического предложе­ния основное - распределение функций в проектируемой сис­теме между оператором и технической частью системы. Опреде­ляется состав операторов будущей системы, их квалификация, формируется состав технических средств деятельности, оцени­ваются факторы рабочей среды.

На стадиях эскизного, технического и рабочего проектов функ­ции системы распределяются между операторами, вырабатыва­ются требования к конкретному содержанию информационной модели, алгоритмам деятельности, реализуемым на каждом ра­бочем месте. Идёт оценка каждого элемента рабочего места вплоть до конструктивных элементов и отдельных систем.

Для эргономической экспертизы составляется программа, в которой детально описываются все работы, которые должны быть выполне­ны в процессе её проведения. Программа согласовывается со всеми участниками экспертизы и утверждается руководителем проекта.

Эргономическая экспертиза проводится на всех этапах реализа­ции проекта. Её результаты оформляются в виде акта эксперти­зы, в котором излагаются отмеченные недостатки, даются пред­ложения по их устранению, назначается ответственный и срок исполнения. При невозможности реализовать в полном объёме те или иные эргономические требования составляется перечень отступлений с аргументацией последствий, вызванных данными отступлениями для системы. Акт экспертизы имеет юридичес­кую силу и является документом, обязательным для исполнения ответственными участниками проекта.

1. Назовите виды документации, используемой при эргономическом проектировании.

2. В чём сущность эргономической экспертизы?

3. Какие документы оформляются по результатам экспертизы?

4. Назовите этапы эргономического обеспечения проектирования.

5. Что такое эргономическое обеспечение проектирования?

6. Назовите виды эргономического обеспечения проектирования.

7. Что такое система ФИ ПРО?

8. Что такое эргономические стандарты?

9. Что такое система эргономического обеспечения разработки и экс­плуатации систем «человек - техника» (СЭОРЭ)?

10. Опишите структуру СЭОРЭ.

11. Какие задачи решает эргономическое обеспечение в научном плане?

12. Какие задачи решает эргономическое обеспечение проектирования в методическом плане?

Темы для групповой дискуссии

1. Пути повышения качества проведения эргономической экспертизы.

2. Как провести эргономическую экспертизу системы виртуальной ре­альности, используемой в тренажёре водителя автомобиля?

3. Создайте проект системы эргономического обеспечения разработки и эксплуатации пультов управления энергетическими системами.

Литература

1. Фрумкин АЛ., Зинченко Т.П., Винокуров J1.B. Методы и средства эр­гономического обеспечения проектирования. СПб: Петербургский госу­дарственный университет путей сообщения, 1999.

2. Человеческий фактор. В 6 т. Т. 4. Эргономическое проектирование деятельности и систем/Пер. с англ./Дж. О"Брайен, X. Ван Котт, Дж. Ве­кер и др. М.: Мир, 1991.

3. Шлаен П.Я. Эргономическое обеспечение разработки и эксплуатации изделий, управляемых и обслуживаемых человеком: Учеб. пособие. М.: МАИ, 1985.


Конечная цель инженерно-психологического проектирования - со­здание человеко-машинной системы, выполняющей определённые функции, при максимальном учёте человеческого фактора. Сте­пень соответствия параметров системы её конечным целям назы­вается эффективностью системы «человек - машина». Эффек­тивная система имеет наилучшие показатели использования ре­сурсов системы. При выборе параметров для оценки системы за­кладываются и критерии оценки эффективности системы в виде облака параметров разной качественной природы, но объединён­ных общим подходом, отражающим опыт проектировщика в созда­нии аналогичных систем.

Оценка эффективности системы заключается в её испытаниях и оценке с точки зрения человеческих факторов, в определении уровня соответствия системы инженерно-психологическим требо­ваниям. Эти требования зафиксированы в инженерно-психологи­ческих и эргономических стандартах. Проведение экспертизы на различных этапах процесса проектирования системы позволяет вести инженерно-психологическое проектирование. Оценке при этом подлежат: соответствие уровня подготовки и квалификации работающих характеру выполняемой работы, инженерно-психоло­гические характеристики техники, социально-психологические факторы деятельности, условия деятельности и их соответствие психофизиологическим возможностям человека - оператора.

Для повышения эффективности работы системы «человек - машина» используется многоуровневый комплекс технико-тех­нологических и организационно-методических решений, отража­ющих текущее состояние развития науки и техники в среде про­ектирования. Рассмотрим ряд специфических методов повыше­ния эффективности систем, использующих психологические и инженерно-психологические знания. Это методы профессио­нального отбора и обучения, использование социологических и социально-психологических методов.

9.1. Надёжность оператора и системы «человек - машина». Ресурсный подход

Оператор как элемент СЧМ характеризуется понятием надёжно­сти - способностью сохранять требуемое качество в установ­ленных условиях работы. В.Д. Небылицин считал, что «надёж­ность человека - оператора» обусловлена тремя основными факторами:

Степенью согласования техники и психофизиологическими возможностями оператора по решению возникающих задач;

Уровнем обученности и тренированности оператора;

Его физиологическими данными, в частности особенностями нервной системы, состоянием здоровья, порогами чувствитель­ности, психологическими особенностями личности.

Надёжность оператора значительно снижается при нештатных и экстремальных условиях деятельности. Это учитывается при проектировании путём резервирования, дублирования функций, введения контуров разгрузки оператора.

Надёжность оператора характеризуется показателями безоши­бочности, готовности, восстанавливаемости и своевременности.

Безошибочность определяется по вероятности безошибочной работы, которая зависит от психофизиологического состояния оператора и является переменной величиной в течение рабоче­го периода.

Готовность оператора представляет собой вероятность включе­ния оператора в работу в любой произвольный момент времени.

Восстанавливаемость оператора связана с возможностью само­контроля оператором своих действий и исправлением допущен­ных ошибок.

Надёжность оператора обеспечивается при наличии у него ре­сурсов физических, интеллектуальных и иных. Понятие ресурса связано с психофизиологическими затратами, определяющими психофизиологическую «цену деятельности». Каждая задача, возникающая перед оператором в процессе достижения про­фессиональной цели, требует вовлечения в её решение опреде­лённого ресурса - физического, психофизиологического, пси­хологического или их комбинации. Увеличение ответственности за результат ведёт к появлению избыточных степеней контроля, снижению эффективности оператора, развитию психического стресса. Рабочая среда формирует в операторе «функциональ­ное состояние», обеспечивающее работоспособность.

Работоспособность зависит от множества факторов и имеет ста­дийный характер. Первая стадия - врабатывание или стадия нарастающей работоспособности. При этом в трудовую деятель­ность вовлекаются все необходимые ресурсы, организм осво­бождается от не связанных с профессией функций. Вторая ста­дия - устойчивая работоспособность. Наблюдается оптималь­ное сочетание качеств, ведущее к высокой эффективности дея­тельности. Третья стадия связана с нарастающим утомлением и характеризуется ростом напряжённости и перестройкой функци­ональной системы по мере расходования ресурсов. Увеличива­ется число ошибок, сбоев при выполнении деятельности.

Одним из существенных психологических механизмов повыше­ния надёжности оператора в профессиональной деятельности является самоконтроль, который позволяет своевременно пре­дотвратить или обнаружить совершённые в процессе деятельно­сти ошибки.

9.2. Профессиональный отбор и обучение операторов

Профессиональная подготовка оператора протекает в рамках «системы профессиональной подготовки», состоящей из четы­рёх компонент: профессионального отбора, обучения, поддержа­

ния и совершенствования профессионального мастерства, фор­мирования трудовых коллективов.

«Профессиональный отбор» - система мероприятий, направ­ленных на выявление лиц, по своим психофизиологическим ка­чествам и свойствам личности наиболее пригодных к обучению и выполнению конкретной профессиональной деятельности.

Профессиональный отбор необходим в случае, когда требова­ния, предъявляемые к человеку - оператору, столь высоки или специфичны, что не каждый претендент на эту профессию мо­жет их выполнить даже при предварительном обучении. Напри­мер, работать при действии стрессогенных факторов могут только люди с особыми свойствами нервной системы.

Существует две классические задачи профотбора: отбор канди­датов из неограниченного контингента претендентов на ограни­ченное число специальностей (например, отбор в отряд космо­навтов) и задача рационального распределения («профдиффе­ренциация») ограниченного контингента претендентов на ряд специальностей (например, распределение по профессиям мо­лодых солдат, поступивших в воинскую часть).

Эти задачи решаются при использовании процедур психологичес­кого тестирования и определения соответствия психологического профиля претендента профилю профессии. Степень соответствия определяет уровень профессиональной пригодности кандидата.

Эффективность профессионального отбора зависит от «труднос­ти профессии» и от «цены ошибки» при неправильных действиях оператора. Поэтому отбор эффективен при работе человека в экстремальных условиях в системах, где надёжность комплекса «человек - машина» определяется главным образом человечес­ким звеном. Это авиационно-космические системы, системы объ­ектов военной техники и вооружений, системы управления дина­мическими объектами и быстротекущими процессами и т.д.

После отбора кандидатов наступает этап профессионального обучения, цель которого - создать условия для усвоения обуча­емым определённой совокупности знаний, умений и навыков, обеспечивающих его эффективную деятельность в СЧМ. Содер­жание учебных курсов определяется содержанием будущей про­фессиональной деятельности и строится с использованием ме­

тодов обучения, реализующих дидактические принципы - от «простого к сложному», поэтапного формирования навыков, формирующего влияния обучающей среды. Выбор методов обу­чения зависит от типа задач, выполняемых в рамках профессии. Задачи можно условно разделить на «простые» и «сложные». «Простые» не требуют специализированного обучения и могут выполняться оператором без дополнительного обучения. Слож­ные задачи не могут быть освоены без специального обучения. К таким задачам, например, можно отнести вождение автомоби­ля, управление самолётом, энергетической установкой.

Обучение оператора непосредственно на управляемом объекте час­то невозможно из-за сложности алгоритмов управления и высокой цены использования реальной техники в целях обучения. Например, час полёта на современном самолёте-истребителе стоит несколько десятков тысяч рублей, а эффект обучения за это время при на­чальном обучении невысок. Вследствие этого для обучения опера­торов человеко-машинных систем применяются имитационные и тренажёрные системы. «Имитаторы» - технические устройства, ре­ализующие отдельные элементы реального объекта, отражающие определённую степень подобия. Чаще всего это внешнее визуаль­ное подобие. Имитатор внешнего вида объекта или его элементов называют «макетом». Тренажёр реализует отдельный фрагмент ре­альной деятельности и позволяет организовать процесс тренировки в виде многократного повторения изучаемого действия.

Процесс подготовки оператора осуществляется в рамках системы профессиональной подготовки, состоящей из подсистем техни­ческих средств, организационно-методических и средств психоло­го-педагогического обеспечения. Этот комплекс обеспечивает су­ществование обучающей среды, в рамках которой происходит интерактивный процесс взаимодействия инструктора с обучае­мым, направленный на изменение свойств последнего для прида­ния ему профессиональной готовности к решению профессио­нальной задачи. Понятие профессиональной готовности включает в себя наличие у оператора необходимого комплекса знаний, уме­ний, навыков по управлению СЧМ и ряда личностных свойств (мо­рально-психологической устойчивости, умения работать в коллек­тиве, готовности к решению задач в условиях неопределённости), обеспечивающих в целом его эффективную профессиональную деятельность. Очевидно, что это понятие шире, чем понятие обу­ченность, которое содержит в себе только технологическую часть навыков и умений по применению техники.

Основным техническим средством, обеспечивающим реализа­цию дидактических задач по формированию элементов профес­сиональной готовности оператора СЧМ, является тренажёр.

ГОСТ 21036-75 определяет тренажёр как «техническое средство профессиональной подготовки человека - оператора, предназна­ченное для формирования и совершенствования у обучаемых про­фессиональных навыков и умений, необходимых им для управления материальным объектом, путём многократного выполнения обучае­мым действий, свойственных управлению реальным объектом».

ГОСТ 26387-84 определяет тренажёр как «техническое средство профессиональной подготовки оператора СЧМ, отвечающее требованиям методик подготовки, реализующее модель СЧМ и обеспечивающее контроль качества деятельности обучаемого».

В первом определении сделан упор на педагогический метод по­вторения, что не совсем точно отражает современный уровень развития технических, психологических и педагогических знаний, отражаемых в понятии «тренажёр». Во втором определении утверждается необходимость наличия в тренажёре модели СЧМ, что также не всегда верно. Более точно можно определить трена­жёр как техническую систему, реализующую искусственную обу­чающую среду, деятельность в которой приводит к формированию у обучаемого требуемого уровня профессиональной компетенции.

В приложении к тренажёрам операторов, управляющих динамиче­скими объектами, конструктивно более узкое определение трена­жёра оператора. Это техническая система, моделирующая с опре­делённым уровнем подобия (вплоть до полного) элементы и усло­вия применения реальной СЧМ в обучающей среде, деятельность в которой приводит к формированию и поддержанию у оператора требуемого уровня профессиональной готовности. Отметим в этом определении новое для нас понятие «обучающая среда». Оно со­держит в своей основе специально организованные с учётом пси­хологии обучения и поведения человека искусственные миры, дея­тельность в которых активно формирует качества профессионала, которые могут быть перенесены на реальную деятельность.

В тренажёре формируются физическая или функциональная модели технической части СЧМ (или её функционально закон­ченных элементов) и её взаимодействие с внешней средой. При этом в соответствии со сценарием и этапами обучения из­

бирательно моделируются только те элементы реальной дея­тельности, которые необходимы на том или ином этапе про­фессиональной подготовки.

Тренажёр позволяет реализовать деятельность оператора в мо­дельной ситуации, выполнение которой на реальной технике не­возможно. В ряде случаев тренажёрная подготовка является единственным методом обеспечения профессиональной готов­ности оператора.

Необходимо отличать тренажёры от имитаторов и нагляд­ных пособий, задача которых состоит в воспроизведении от­дельных свойств элементов технической системы, их внешне­го вида, не связанного с операциональным составом деятель­ности оператора. Основным критерием выделения действий, выполняемых на тренажёре, из целостной профессиональной деятельности является критерий их соответствия действиям, по своей психологической структуре одинаковым с выпол­няемым в реальной деятельности (К.К. Платонов). В психоло­гическую структуру действия входят его цель, особенности восприятия, внимания, мышления, особенности движений, ко­торыми реализуется это действие, и т.д. Сложную деятель­ность можно раздробить на отдельные действия, их группы для раздельной тренировки.

В зависимости от решаемых задач выделяют тренажёры для формирования отдельных элементов деятельности операто­ров - парциальные тренажёры и комплексные тренажё­ры - реализующие целостную деятельность оператора. К пар­циальным относятся тренажёры:

По изучению материальной части СЧМ;

По формированию сенсомоторных навыков;

Для формирования навыков работы с приборами управления;

По подготовке и развёртыванию системы;

Решения задач работы в составе рабочей группы поиска и ус­транения неисправностей;

Решения алгоритмических задач.

Комплексные тренажёры вовлекают оператора в решение задач целостной деятельности, близкой по своей психологической структуре реальной боевой деятельности в условиях, порождаю­щих соответствующие эмоциональные состояния. В комплекс­

ных тренажёрах часто моделируются физические условия при­менения СЧМ, не связанные непосредственно с выполняемой задачей управления - механическая вибрация, рабочий объём, звуковые эффекты работы машин и механизмов и т.д.

Тренажёр должен обеспечивать перенос навыков, получаемых в обучающей ситуации, на реальную деятельность. Это сложная за­дача, о решении которой необходимо всегда помнить, так как ра­бота на тренажёре может приводить к появлению ложных навы­ков и их интерференции. Эффективная работа на тренажёре не всегда приводит к столь же эффективной работе в реальной СЧМ. Иногда целесообразно применять корригирующие тренажёры - предназначенные для устранения отдельных, но стойких ошибоч­ных действий.

В общем плане тренажёр оператора состоит из подсистемы сен­сорного моделирования (визуальных, слуховых, тактильных воз­действий), подсистемы моделирования органов управления и ра­бочего места оператора, подсистемы объективного контроля, под­системы моделирования учебных задач и создания обратной свя­зи, подсистемы обеспечения деятельности инструктора, подсисте­мы документирования результатов обучения, подсистемы опера­тивной диагностики состояния оператора. Эти элементы структуры в некоторых тренажёрах могут отсутствовать или заменяться орга­низационно-методическими мероприятиями и приёмами из сооб­ражений технической и экономической целесообразности.

Основной проблемой при создании тренажёра является пробле­ма подобия реализуемой в тренажёре модели реальному объек­ту управления. Максимальное подобие не всегда обеспечивает необходимые дидактические свойства тренажёру как элементу системы подготовки. Высокая сложность и цена реальных объ­ектов управления ведут к низкой пропускной способности сис­тем подготовки с тренажёрами высокой степени подобия. Вмес­те с тем низкая степень имитации, особенно динамических свойств реального объекта управления, ведёт к появлению про­блемы переноса навыков, полученных на тренажёре, на дея­тельность в реальном объекте. В настоящее время строгого на­учного решения проблемы переноса навыков нет. В практике процессы создания тренажёров имеют эмпирический характер. Тренажёр - элемент системы профессиональной подготовки, имеет специфические элементы, позволяющие повысить его эф­фективность:

Систему объективного контроля;

Систему формирования и предъявления учебных задач;

Систему мотивирования.

Система объективного контроля осуществляет оценку действий оператора в учебной задаче, даёт обратную связь инструктору для корректировки управляющих действий, обеспечивает доку­ментирование результатов процесса обучения и тренировки. Ос­новная проблема при проектировании систем контроля - выбор критериев оценки учебной деятельности.

Система формирования и предъявления учебных задач обеспечи­вает создание последовательности учебных задач для реализации учебного процесса. Основная проблема - выбор сложности учеб­ных задач, которые должны иметь степень сложности, обеспечива­ющую реализацию принципа обучения «от простого к сложному».

Система мотивирования служит для обеспечения оптимально­го психического состояния оператора в процессе обучения и тренировки. Создаётся, например, при введении в трениро­вочные задачи игровых элементов, реализующих мотивацию достижения.

Поддержание и совершенствование профессионального мастер­ства операторов обеспечиваются периодической аттестацией и профессиональными тренингами. Используют системы непре­рывного образования, в которых тренировочные модули встраи­ваются в реальные объекты управления.

В процессе реальной деятельности периодически имитируются внештатные и экстремальные ситуации, анализ деятельности в которых является источником корректирующей информации для операторов и тренеров.

9.3. Групповая деятельность операторов

Многие виды технических систем для своего функционирования требуют совместной работы целого ряда специалистов, выполня­ющих функции управления отдельными элементами. Примерами данных систем служат системы управления энергетическими ус­тановками, полётом космических кораблей, перемещением и

функционированием сложных объектов военной техники. Особен­ности работы человека в этих системах связаны с появлением эффектов организационных систем, элементов социальной психо­логии, коллективного принятия решений. Возникают проблемы общения - специализация в рамках сложных систем препятству­ет адекватному общению специалистов работающих с разными моделями и использующих отличающийся понятийный язык.

Групповая деятельность предполагает наличие организационной структуры, построенной по иерархическому принципу: наличие руководителя, осуществляющего координирующие и целепола­гающие функции и исполнителей, решающих локальные задачи управления. Цель групповой деятельности: обеспечить деятель­ность системы. Управление группой предполагает наличие ад­министративной системы, которая осуществляется с помощью систем коммуникации и является дополнительным фактором, влияющим на поведение оператора в процессе выполнения за­дачи управления. Наличие высокой концентрации власти у руко­водителя приводит к особым формам управления в форме при­каза. Задача руководителя сводится к созданию обстановки, в которой операторы системы строят своё поведение в наиболее рациональном виде. При этом разрешаются конфликты, возни­кающие в процессе деятельности, снимается неопределённость, связанная с недостаточной информацией, рационально распре­деляются ресурсы системы.

Планирование и создание организационных структур выходит за рамки инженерной психологии в её классическом варианте и ре­шается в основном средствами социальной психологии. Тем не менее, разработчики СЧМ не должны недооценивать значение этого фактора в своей практической деятельности.

9.4. Психологические аспекты эксплуатации че­ловеко-машинных систем

Основными задачами обеспечения эксплуатации СЧМ являются:

Задачи обеспечения безопасности работы обслуживающего персонала;

Поддержания требуемого уровня качества функционирования человеческого звена.

Безопасность включает проведение ряда мероприятий для пре­дупреждения возможных ситуаций в работе системы, ведущих к несчастным случаям. Это комплексная задача, решаемая как на стадиях проектирования СЧМ, так и в процессе учёта личност­ного фактора. Существует четыре основных подхода к учёту че­ловеческого фактора для обеспечения безопасности:

Применение методов проектирования СЧМ, создающих рабо­чую обстановку, в которой квалификация операторов использу­ется с максимальной эффективностью;

Планирование организационных структур, ведущих к безопас­ной работе;

Обучение специалистов распознавать факторы риска, рабо­тать в нештатных ситуациях;

Тренировка действий в нештатных ситуациях.

Поддержание качества функционирования человеческого звена включает комплекс методов по обеспечению условий труда и от­дыха, психологической реабилитации, исключения монотонных и экстремальных условий деятельности.

Контрольные вопросы по главе

1. Сформулируйте содержание понятия «эффективность системы диспет­черского управления энергоблоком тепловой электростанции».

2. Что оценивается при инженерно-психологической экспертизе тренажёра водителя автомобиля?

3. Когда возникает необходимость в профессиональном обучении оператора системы управления?

4. Чем отличается тренажёр от имитатора?

5. Перечислите инженерно-психологические проблемы, возникающие при комплексном применении средств спасения при чрезвычайной ситуации.

6. Какие подходы используются для обеспечения безопасности СЧМ?

7. В чём может проявиться «проблема понимания» оператором инструкций?

8. В чём состоят основные задачи руководителя управляющего рабочей группой?

9. Чем обеспечивается надёжность человека - оператора в СЧМ?

10. Что обеспечивает готовность оператора к работе в СЧМ?

11. Опишите стадии работоспособности человека в процессе трудовой дея­тельности.

12. Что такое профотбор?

13. В каких случаях профотбор не имеет смысла?

14. Назовите признаки организационной структуры.

15. Что такое система профессиональной подготовки?

16. Что такое обученность?

17. Что такое профессиональная готовность?

Темы для групповой дискуссии

1. Разработайте требования к системе коммуникации группы операторов, решающих общую задачу управления межпланетным зондом.

2. Сформулируйте требования к тренажёру расчёта комбинированной систе­мы управления боевым самолётом.

Литература

1. Вудсон У., Коновер Д. Справочник по инженерной психологии для инжене­ров и художников-конструкторов. M., 1968.

2. Хрестоматия по инженерной психологии / Под ред. Б.А. Душкова. М.: Выс­шая школа, 1991.

3. Суходольский Г.В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятель­ности. Л., 1976.

4. Суходольский Г.В., Скалецкий Е.К., Гусев Г.И. Метод оптимальной компо­новки рабочего места человека - оператора: Препринт доклада. М., 1971.

5. Практикум по инженерной психологии и психологии труда: Учебное посо­бие / Зинченко Т.П., Суходольский Г.В., Дмитриева М.А. и др. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.

6. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. С. 142-169.

7. Небылицин В.Д. К изучению надёжности работы человека - оператора в автоматизированных системах// Вопросы психологии. 1961. № 6.

8. Сергеев С.Ф. Средо-ориентированное обучение // Новые ценности образо­вания: тезаурус для учителей и школьных психологов / Редактор-состави­тель Н.Б. Крылова. М., 1995.

9. Платонов К.К. Психологические вопросы теории тренажёров // Вопросы психологии. 1961. № 4.

Заключение

В настоящем курсе лекций автор попытался дать слушателям начальную информацию о структуре и содержании эргономиче­ского и инженерно-психологического знания. Этого, конечно, далеко не достаточно, чтобы успешно работать в области учёта человеческого фактора. Сферы приложений инженерной психо­логии и эргономики непрерывно расширяются в связи с разви­тием компьютерных коммуникационных сред, повышением уровня интеллектуальности окружающих нас бытовых прибо­ров, техники и технологий. Практика требует от инженерного психолога серьёзной непрерывной работы над собой и содер­жит элементы искусства и творчества. Вместе с тем это широ­кий рынок приложения способностей, знаний и умений, в котором могут быть удовлетворены любые Ваши потребности и амбиции. Желаю успехов!

Список сайтов по инженерной психологии и эргономике:

1. Human Factors and Ergonomics - English URL: http://www.user-nomics.com/hf.html - Ресурсы Интернет no человеческим факто­рам и эргономике.

2. Ergoworld - English URL: http://www.interface-analysis.com/ergoworld/ -

Обеспечивает информацией об эргономике, промышленной эр­гономике, проектировании интерфейсов и юзабилити.

3. Bad Human Factors Designs - English URL: http://www.badde-signs.com/ Альбом иллюстрированных примеров вещей, которые трудно использовать, потому что они не учитывают человечес­кий фактор.

4. Юзабилити в России http://usability.ru/ - Эргономика, инже­нерная психология, usability engineering. Статьи, библиотека, глоссарий, форум.

5. Хроники Юзабилити http://www.gui.ru - Юзабилити и дизайн интерфейсов: события, идеи, методы, обсуждения.

6. HCI, эргономика http://www . hci.ru - статьи и библиография по исследованиям в области человеко-компьютерного взаимо­действия (Human - Computer Interaction (HCI).

7. Межрегиональная эргономическая ассоциация http://www.ergo-org.ru/ . - Объединение российских специалистов по эргономике.

8. http://www.usability.gov - портал по web-usability (США).

9. Human Factors and Ergonomics Society (HFES) http://www.hfes.org/web/Default.aspx - Крупнейшая в мире ассо­циация эргономистов. Новости, публикации, общение, трудоуст­ройство, образование.

10. Ресурсы по HCI http://oldwww.acm.org/perlman/service.html - подборка информационных и обучающих материалов по HCI, профессиональный сервис от Гарри Перлмана (Gary Perlman).

11. Проектирование интерфейсов http://uidesign.ru/ - корпора­тивный сайт компании UIDesign Group.

12. The Usability Professionals" Association (UPA) http;//u passoc.org - сайт профессиональной юзабилити ассоциации.

Библиография

1. Адаме Д. Поведение человека - оператора в процессе сле­жения // Инженерная психология. М., 1964.

2. Акишиге И. Перцептивное пространство и закон сохранения перцептивной информации // Восприятие пространства и време­ни. Л., 1969.

3. Алякринский Б.С. Зрительное восприятие в условиях дефици­та времени: Автореф. дисс. М., 1953.

4. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л., 1961.

5. Андерсон Дж. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002.

6. Аруин А.С., Зациорский В.М. Эргономическая биомеханика. М.: Машиностроение, 1989.

7. Багрова Н.Д. Фактор времени в восприятии человека. Л.: На­ука, 1980.

8. Береговой Г.Т., Пономаренко В А. Психологические основы обучения человека -оператора готовности к действиям в экстре­мальных условиях// Вопросы психологии. 1983. С. 23-32. № 1.

9. Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и физиоло­гии активности. М.: Медицина, 1966.

10. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947.

11. Бодров В А., Зазыкин В.Г., Чернышев АЛ. Компенсаторное слежение за гармоническим сигналом // Инженерная психоло­гия.М. 1977. С. 285-302.

12. Бодров В.А. Психологическая оценка подготовленности опе­раторов к действиям в проблемных ситуациях при тренажёрной подготовке // Принципы и методы повышения эффективности тренажёрной подготовки (психологические аспекты). М., 1990.

13. Бойко М.И., Реброва НЛ. и др. К вопросу об оптимизации органов ручного управления. Материалы Всесоюзного совеща­ния по робототехническим системам. Владимир, 1978.

14. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.

15. Величковский Б.М. Зрительная память и модели переработ­ки информации человеком // Вопросы психологии. 1977. № 6.

16. Венда В.Ф. Системы гибридного интеллекта: Эволюция, пси­хология, информатика. М.: Машиностроение, 1990.

17. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950.

18. Ганюшкин А.Д. Исследование состояния психической готов­ности к деятельности в экстремальных условиях. Автореф. дисс. Л., 1972.

19. Гэрбов Ф.Д., Лебедев В.И. Психоневрологические аспекты труда операторов. М.: Медицина, 1975.

20. Гэрдеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действий. М., 1982.

21. Дикая Л.Г., Салманина ОМ. Изучение психофизиологичес­ких механизмов регуляции функциональных состояний в экстре­мальных условиях// Системный подход к психофизиологической проблеме. М., 1982. С. 135-140.

22. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л., 1979.

23. Душков Б.А., Королёв А.В., Смирнов Б.А. Основы инженер­ной психологии. М., 2002.

24. Забродин ЮМ., Зазыкин В.Г. Основные направления иссле­дований деятельности человека - оператора в особых и экстре­мальных условиях // Психологические проблемы деятельности в особых условиях/ Под ред. Б.Ф. Ломова и Ю.М. Забродина. М.: Наука, 1985. С. 5-16.

25. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в сис­теме психологической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986.

26. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Принцип ак­тивного оператора и распределение функций между человеком и автоматом // Вопросы психологии. 1971. № 3. С. 3-12.

27. Зазыкин В.Г. Применение принципа инвариантности к анали­зу и проектированию систем «человек - машина» // Психологи­ческие проблемы деятельности в особых условиях / Под ред. Б.Ф. Ломова и Ю.М. Забродина. М.: Наука, 1985. С. 17-38.

28. Зараковский Г.М. Психологический анализ трудовой дея­тельности. М., 1966.

29. Зараковский Г.М., Павлов В.В. Закономерности функциони­рования эргатических систем. М.: Радио и связь, 1987.

30. Зинченко ВЛ. Теоретические проблемы восприятия // Инже­нерная психология / Под ред. А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко, Д.Ю. Панова. М.: МГУ, 1964.

31. Зинченко В Л. Микроструктурный анализ перцептивных процессов // Психологические исследования. Вып. 6. М., 1976. С. 19-31.

32. Зинченко ВЛ., Мунипов В.М. Эргономика. М.: Тривола, 1996.

33. Зинченко ТЛ. Методы исследования и практические занятия по психологии памяти. Душанбе, 1974.

34. Зинченко ТЛ. Опознание и кодирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.

35. Зинченко Т.П., Фрумкин А.А. Новая технология в профессио­нальной психодиагностике // Психологические исследования. Вып. 1. СПб., 1997.

36. Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО Модэк, 2000.

37. Ильин ЕЛ. Нейродинамические особенности личности и эф­фективность деятельности // Личность и деятельность: Межвуз. сб. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. С. 74-91.

38. Ительсон Л.Б. Парадоксы восприятия и экстраполяционные механизмы перцепции // Вопросы психологии. 1971. № 1.

39. Кеннон У. Физиология эмоций. Л.: Прибой, 1927.

40. Клацки Р. Память человека. М., 1978.

41. Кондюрин В.Д., Сизов В.Е. О вероятности визуального опо­знания различных контуров // Проблемы инженерной психоло­гии. М., t968.

42. Коротеев Г.Л., Чернышев АЛ. Профессиональная пригод­ность и способности обучаемого // Психологический журнал. 1989. № 3.

43. Котик М.А. Курс инженерной психологии. Таллин: Валгус, 1978.

44. Кремень М.А. Психологическая структура деятельности опе­ратора в режиме слежения // Вопросы психологии. 1977. № 6.

45. Крылов А. А. Человек в автоматизированных системах управ­ления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.

46. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984.

47. Ломов Б.Ф. Человек и техника. М.: Советское радио, 1966.

48. Ломов Б.Ф. О структуре процесса опознания. 18-й междуна­родный психологический конгресс. М., 1966.

49. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятель­ности. М., 1980.

50. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

51. Методология инженерной психологии, психологии труда и уп­равления: Сб. статей. М.: Наука, 1981.

52. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человеко-ориенти-рованное проектирование техники, программных средств и сре­ды: Учебник. М.: Логос, 2001.

53. Найсер У. Познание и реальность. М., 1981.

54. Нафтульев А.И. Инженерно-психологическая концепция тре­

нажёров для подготовки оперативного персонала // Техника, эко­номика, информация. Сер. Эргономика. 1986. Вып. 1-2. С.62-66.

55. Небылицин В.Д. Надёжность работы оператора в сложной сис­теме управления // Инженерная психология. М., 1964. С. 358-367.

56. Никифоров Г.С. Самоконтроль как механизм надёжности че­ловека - оператора. Л., 1977.

57. Основы инженерной психологии / Б.А. Душков, Б.Ф. Ломов, В.Ф. Рубахин и др. М.: Высшая школа, 1986.

58. Ошанин Д.А., Кремень М.А., Кулаков ВЛ. О динамике опера­тивных образов в процессах слежения с экстраполяцией // Но­вые исследования в психологии. 1973. № 2. С. 50-52.

59. Пископпель А. А., Вутетич ГГ., Сергиенко С.К., Щедровиц-кийЛЛ. Инженерная психология. М., 1994.

60. Пономаренко В. А., Лапа В.В. Психофизиологические основы подготовки оператора к действиям в аварийных ситуациях // Техника, экономика, информация. Сер. Эргономика. 1987. Вып.1. С.166-171.

61. Потапова А.Я. Об условиях, затрудняющих протекание опо­знавательных процессов // Вопросы психологии. 1969. № 4.

62. Розе НА. Психомоторика взрослого человека. Л., 1970.

63. Рок И. Введение в зрительное восприятие: Кн. 1-2. М.: Педа­гогика, 1980.

64. Рубахин В.Ф. Психологические основы обработки первичной информации. Л., 1974.

65. Сергеев С.Ф. Инженерно-психологическое проектирование системы профессиональной подготовки операторов систем сле­жения, работающих в экстремальных условиях: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Л., 1987.

66. Соловьёва И.Б. Экспериментальное моделирование и иссле­дования деятельности оператора в условиях эмоционального стресса // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 3.

67. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, Либерея, 2002.

68. Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б.Ф. Ломо­ва. М.: Машиностроение, 1982.

69. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2005.

70. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятель­ности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.

71. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1985.

72. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные исследования по психоло­гии установки. Тбилиси, 1963.

73. Фаерман М.А. Влияние контраста и углового размера объек­та на скорость зрительных задач обнаружения и опознания // Светотехника. 1966. № 5.

74. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследо­вания. СПб.: Питер, 2001.

75. Цибулевский И.Е. Ошибочные реакции человека - операто­ра. М., 1979.

76. Чернышев А.Л. К вопросу об инженерно-психологическом проектировании полуавтоматических систем управления // Пси­хологический журнал. 1980. № 5. С. 105-117.

77. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.

78. Шехтер М.С Зрительное опознание. Закономерности и ме­ханизмы. М.,1981.

79. Шкуратова ИЛ. Исследование особенностей общения в свя­зи с когнитивным стилем личности: Дисс... канд. психол. наук. Л., 1982.

80. Штейнбух К. Автомат и человек. Кибернетические факты и гипотезы / Пер. с нем. М.: Советское радио, 1967.

81. Экман Г.Р., Линдман В. Психофизическое изучение карто­графических символов//Инженерная психология. М.: Прогресс, 1964.

82. Энгельс И.Л. Формирование субъективных эталонов резуль­татов в процессе регуляции деятельности. М., 1983.



стр. 1



стр. 2



стр. 3



стр. 4



стр. 5



стр. 6



стр. 7



стр. 8



стр. 9



стр. 10



стр. 11



стр. 12



стр. 13



стр. 14



стр. 15

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ И ЭРГОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ОБЩИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ


Издание официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москк

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации «Эргономика» (ТК 201)

3 В настоящем стандарте реализованы нормы «Основ законодательства Российской Федерации об охране труда» от 6 августа 1993 г. № 5600-1 и постановления Правительства Российской Федерации «Об обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты» от 6 мая 1994 г. № 485

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© ИПК Издательство стандартов, 1997

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России

1 Область применения.................................1

3 Определения.......................................2

4 Общие положения..................................4

5 Требования к элементам и организации РМ...............5

5.1 Средства отображения информации..................5

5.2 Органы управления..............................5

5.3 Пульт управления................................6

5.4 Рабочее кресло..................................9

5.5 Подставка для ног..............................10

5.6 Освещение....................................10

5.7 Шум.........................................11

5.8 Микроклимат..................................11

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения

РАБОЧЕЕ МЕСТО ДИСПЕТЧЕРА СЛУЖБ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Общие эргономические требования

System of ergonomic requirements and ergonomic assurance standards. Air traffic control service operator"s workplace. General ergonomic requirements

Дата введения 1998-01-01

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на рабочее место (РМ) диспетчера служб управления воздушным движением (УВД), осуществляющего управление движением самолетов на аэродроме, управление воздушным движением в районе аэродрома, на трассах, вне трасс, местных воздушных линиях в составе модернизируемых и вновь создаваемых автоматизированных и неавтоматизированных систем УВД, а также РМ тренажеров диспетчеров УВД.

Стандарт устанавливает общие эргономические требования к элементам рабочего места диспетчера УВД, параметрам следующих факторов внешней среды на рабочем месте: освещению, шуму, микроклимату.

Орган управления - техническое средство в СЧМ, предназначенное для передачи управляющих воздействий от оператора СЧМ к машине (по ГОСТ 26387).

Средство отображения информации - устройство в системе «человек-машина», предназначенное для восприятия оператором СЧМ сигналов о состоянии объекта воздействия, системы «человек-машина» и способов управления ими (по ГОСТ 26387).

Моторное поле - часть рабочего места оператора СЧМ, в котором размещены используемые оператором СЧМ органы управления и осуществляются его двигательные действия по управлению СЧМ (по ГОСТ 26387).

Физиологически рациональная рабочая поза - рабочая поза, соответствующая критериям функционального комфорта, а именно: характеризующаяся выпрямленным положением позвоночного столба с сохранением его естественных изгибов;

минимальной нагрузкой на мышечную систему тела человека; отсутствием болезненных ощущений в результате воздействия элементов кресла на тело сидящего человека;

значением угла наклона таза, близким к его значению в положении стоя (около 40 "-45 ");

углом сгибания рук в локтевых суставах 70 ‘-90 *; углом сгибания ног в коленном и голеностопном суставах 95"-135"(по ГОСТ 21889).

Перцентиль - сотая часть объема измеренной совокупности, которой соответствует определенное значение антропометрического признака. Значения перцентилей определяются арифметически с учетом среднего арифметического значения антропометрического признака М и коэффициента среднего квадратического отклонения, что для 5-го перцентиля составляет М - 1,645а, а для 95-го перцентиля М + 1,645а (по ГОСТ 21889).

Диспетчер - человек, осуществляющий трудовую деятельность, основу которой составляет взаимодействие с объектом воздействия, машиной и средой на рабочем месте при использовании информационной модели и органов управления.

Информационная модель - условное отображение информации о состоянии объекта воздействия, системы «человек-машина» и способов управления ими (по ГОСТ 26387).

Рабочее место диспетчера УВД - часть пространства пункта управления воздушным движением, оснащенная пультом управления, на котором размещены средства отображения информации, оконечные устройства средств коммуникации, органы управления, а также рабочим креслом и предназначенная для осуществления деятельности по УВД.

Пульт управления диспетчера - элемент рабочего места диспетчера, на котором размещены средства отображения информации, оконечные устройства средств коммуникации и органы управления.

Поле зрения - выраженное в угловой мере пространство, в пределах которого предмет может быть воспринят, если голова и оба глаза неподвижны.

Прямая блескость - блескость, проявляющаяся при наличии светящихся поверхностей (светильников, окон и пр.) в направлениях, близких к направлению зрения.

Отраженная блескость - блескость, проявляющаяся при наличии в поле зрения элементов зеркального отражения светящихся поверхностей.

Расстояние наблюдения - расстояние между глазом диспетчера и отображаемым на средствах отображения информации знаком.

Часто используемые средства отображения информации - средства отображения информации, требующей безошибочности и своевременности считывания и неоднократно используемой диспетчером при выполнении основных задач управления.

Менее часто используемые средства отображения информации - средства отображения информации, к которой предъявляют ограничения на точность и своевременность считывания и которую использует оператор при выполнении основных задач управления.

Редко используемые средства отображения информации - средства отображения информации для контроля отдельных параметров при редко возникающих ситуациях в процессе выполнения задач управления.

Часто используемые органы управления - органы управления, предназначенные для ввода непрерывных параметров или важных для процесса управления дискретных параметров и используемые диспетчером при выполнении основных задач управления.

Менее часто используемые органы управления - органы управления, предназначенные для включения отдельных узлов системы, переключения режимов функционирования, отображения и используемые диспетчером при выполнении основных задач управления.

Редко используемые органы управления - органы управления, используемые диспетчером при редко возникающих ситуациях в процессе выполнения задач управления.

4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1 Конструкция РМ диспетчера УВД должна обеспечивать возможность выполнения трудовой деятельности в положении сидя, не создавая при этом перегрузки костно-мышечного аппарата и обеспечивая условия зрительного и слухового восприятий информации и передачи управляющих воздействий.

4.2 Конструкция элементов РМ должна обеспечивать необходимое пространство для диспетчера в соответствии с антропометрическими характеристиками для мужчин в диапазоне от 5 до 95 перцентиля по ГОСТ 12.2.049 . Обеспечение указанного диапазона

должно достигаться регулированием высоты сиденья рабочего кресла и подставки для ног либо высоты рабочей поверхности.

4.3 Основными элементами РМ диспетчера УВД являются:

средства отображения информации (СОИ),

органы управления (ОУ),

пульт управления,

рабочее кресло диспетчера.

Вспомогательным элементом РМ диспетчера является подставка для ног.

4.4 Контроль эргономических требований, установленных настоящим стандартом, осуществляется по ГОСТ Р 29.08.004 .

5 ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕМЕНТАМ И ОРГАНИЗАЦИИ РМ

5.1 Средства отображения информации

5.1.1 Требования безопасности и эргономические требования к параметрам и характеристикам экранов СОИ на электронно-лучевых трубках - по ГОСТ Р 50948 .

5.1.2 Эргономические требования к отсчетным устройствам СОИ шкальным, типа механический «счетчик», - по ГОСТ 22902 .

5.1.3 Эргономические требования к цифровым знакосинтезирующим индикаторам - по ГОСТ 29.05.002 .

5.1.4 Поверхности экранов СОИ должны иметь антибликовые покрытия или антибликовые фильтры.

5.2 Органы управления

5.2.1 В зависимости от особенностей организации человеко-машинного взаимодействия в системе УВД в качестве устройств ввода и редактирования информации могут использоваться: клавиатура, манипулятор типа «мышь», шаровой кнюппель, панели с сенсорными датчиками, выключатели и переключатели поворотные типа «тумблер», клавишные и кнопочные. В качестве устройства переключения канала связи на передачу может использоваться ножная тангента (педаль).

5.2.2 Общие эргономические требования к клавиатуре - по ГОСТ 27016 .

5.2.3 Общие эргономические требования к выключателям и переключателям поворотным - по ГОСТ 22613 ; клавишным и кнопочным - по ГОСТ 22614 ; типа «тумблер» - по ГОСТ 22615 .

5.2.4 Шаровой кнюппель должен вращаться легко, плавно, без срывов и заеданий. Усилие вращения шарового кнюппеля не должно превышать 1 Н.

5.2.5 Для предотвращения проскальзывания и заедания манипу-

лятора типа «мышь» следует предусматривать горизонтальное поле размером не менее 25 х 12,5 см.

5.2.6 Панель с сенсорными датчиками (индикатор касания), являясь одновременно и средством отображения информации, и органом управления, должна отвечать общим требованиям ГОСТ Р 50948 , иметь размер между центрами соседних кнопок не менее 20 мм. При нажатии кнопки должна обеспечиваться обратная связь (в виде изменения цвета или яркости свечения кнопки, или звукового сигнала). Поверхность экрана панели должна иметь антибликовое покрытие.

5.2.7 Поверхности корпусов и самих органов управления, попадающих в поле зрения диспетчера, должны быть матовыми с коэффициентом диффузного отражения 0,15-0,75.

5.2.8 Ножная тангента должна иметь:

длину - 200-250 мм;

ширину - 80-100 мм;

ход педали - 30-50 мм;

усилие нажатия - 45-90 Н;

угол наклона в отпущенном положении - 15 *-20 *;

рифленую рабочую поверхность педали;

возможность сенсорного контроля момента нажатия.

Должна быть предусмотрена возможность перемещения ножной тангенты относительно пульта в пределах пространства для ног.

В рабочем положении ножная тангента должна быть фиксирована на поверхности пола или подставки для ног, не должна скользить или качаться. Масса тангенты не должна доставлять неудобств при ее перемещении.

5.3 Пульт управления

5.3.1 Пульт управления должен соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 23000 . На пульте управления диспетчера должно быть расположено оборудование, необходимое для выполнения всех предусмотренных для этого РМ задач по УВД.

5.3.2 Для обеспечения удобства работы с органами управления и ведения записей столешница пульта управления должна иметь свободную горизонтальную часть шириной не менее 600 мм, глубиной - не менее 300 мм.

5.3.3 Размеры пространства для ног, определяемые исходя из антропометрических характеристик мужчин 95-го перцентиля, должны составлять:

расстояние от пола до внутренней поверхности столешницы - не менее 700 мм;

ширина пространства для ног - не менее 580 мм; глубина на уровне колен - не менее 450 мм (рекомендуемое значение 460 мм);

глубина на уровне пола - не менее 650 мм (рекомендуемое значение 750 мм).

5.3.4 Конструкция пульта диспетчера, обслуживающего воздушные суда при вылете или на конечном этапе захода на посадку, должна обеспечивать возможность видеть взлетно-посадочные полосы и воздушные суда, за которые он несет ответственность. Диспетчеру руления должен быть обеспечен максимальный обзор летного поля для наблюдения за перроном, стоянками воздушных судов, рулежных дорожек и контроля маршрутов движения воздушных судов и спецавтотранспорта.

5.3.5 Средства отображения информации должны быть размещены на пульте в соответствии с требованиями к углам обзора:

часто используемые СОИ - в оптимальном поле обзора; менее часто используемые СОИ - в периферийном поле обзора; редко используемые СОИ - в максимальном поле обзора (таблица 5.3.1). Если основная задача для диспетчера требует обзора пространства за пультом, инструментальные средства отображения информации следует размешать в периферийных и максимальных полях обзора.

Таблица 5.3.1

Поле обзора

Углы обзора, отсчитанные от горизонтальной линии взгляда

Оптимальное

Периферийное

Максимальное

5.3.6 Расположение на пульте средств отображения информации должно обеспечивать оптимальный угловой размер знаков на экране - 20"-22" при расстоянии наблюдения в пределах от 400 до 800 мм.

Для индикаторов касания расстояние наблюдения может быть уменьшено до 300 мм.

5.3.7 Лицевые поверхности экранов индикаторов на электроннолучевых трубках должны быть расположены таким образом, чтобы

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.