Презентация "Гипотезы о возникновении земли" (8 класс) по астрономии – проект, доклад. Презентация происхождение жизни на земле Презентация о возникновении

Тема: «Современные представления о возникновении жизни на Земле».

Цель:

  1. продолжить формировать знания учащихся о возникновении жизни на Земле;
  2. познакомить с основными положениями современной теории А.И. Опарина;
  3. развивать умение анализировать предложенную информацию;

Оборудование: презентация Microsoft Office PowerPoint «Современные представления о возникновении жизни на Земле».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие.

– Подготовка аудитории к работе.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Сообщение темы и цели урока.

  1. Проверка знаний учащихся.

Учитель : Проблемы возникновения и развития жизни на Земле с давних пор привлекают внимание всех философов и натуралистов. Каковы же были первые взгляды на вопросы возникновения жизни на Земле?

Учащийся: рассказ о первых взглядах на вопросы возникновения жизни на Земле с использованием материалов презентации.

Презентация. Слайд № 3,4,5,6

Учитель: Как развивались представления о возникновении жизни позже?

Учащийся: Рассказ об опыте Франческо Реди с использованием анимационного видеофрагмента. Презентация. Слайд №7

Учитель: Итак, впервые была предпринята попытка доказать несостоятельность абиогенеза, самозарождения живых организмов, но это не разрушило идею о самозарождении жизни. Кто продолжил развитие идей Ф. Реди в дальнейшем?

Учащийся: Рассказ об опыте Луи Пастера с использованием анимационного видеофрагмента. Презентация. Слайд №8

Учитель: Итак, после достаточно убедительных опытов Ф. Реди и Л. Пастера была окончательно опровержена позиция абиогенеза и подтверждены идеи биогенеза, что вызвало ряд новых вопросов: как и когда, возникла изначально жизнь на Земле.

Какие же гипотезы сформировались об изначальном появлении жизни на Земле?

Учащийся: В поисках ответа на вопрос - «Как и когда, возникла жизнь на Земле?» сформировались следующие основные гипотезы:

1. Жизнь на нашу планету занесена извне, из Вселенной – это Теория панстпермии.

2. Жизнь на Земле существовала всегда, но она претерпевала различные катаклизмы – это теория стационарного состояния.

3. Жизнь возникла на Земле в результате биохимических процессов в условиях еще молодой планеты. Эту современную гипотезу называют теорией биохимической эволюции.

Презентация. Слайд №9

Учитель: Все эти теории возникновения жизни на Земле существуют, каждая из них по-своему интересная и заслуживают внимания. Но мы сегодня обсудим последнюю, современную теорию о возникновении жизни на Земле.

IX. Изучение нового материала.

Итак, тема урока «Современные представления о возникновении жизни на Земле».

Цель: познакомиться с основными положениями современной теории А.И.Опарина

(записать дату и тему урока в тетрадь)

Презентация. Слайд №10,11

Учитель: Современные взгляды на происхождение жизни на Земле формировались на протяжении первой половины XX века. И большой вклад в развитие современной теории – теории эволюции живой материи внёс наш отечественный ученый-биохимик А. И. Опарин.

(Сообщение об Опарине). Презентация. Слайд №12

Учитель: Презентация. Слайд №13

Итак, Опарин предложил теорию – теорию эволюции живой материи, которую позже поддержали многие ученые всего мира. Основными идеями его теории являются:

  1. Первоначально жизнь возникла в Мировом океане как результат химической эволюции, т.е . абиогенно;
  2. Развитие живой материи и появление большого разнообразия форм жизни произошли в процессе биологической эволюции, т.е. биогенно.

Как же появилась жизнь на Земле? В каких условиях шло её формирование и развитие?

Сейчас я предлагаю вам внимательно посмотреть видеофрагмент о возникновении жизни на Земле, после просмотра которого, вам предстоит заполнить таблицу «Условия возникновения жизни на Земле».

Просмотр видеофрагмента. Диск «Основы общей биологии. 9 класс»

Учитель: Заполните таблицу «Условия возникновения жизни на Земле» опираясь на материал фильма и учебника на стр. 122-123

(заполнение таблицы)

Обсуждение таблицы.

Презентация. Слайд №14

  1. Закрепление материала .

Презентация. Слайд №15

  1. Какие же этапы в возникновении жизни на Земле выделил Опарин в своей теории?
  2. Возможно ли сейчас образование жизни небиологическим путем?
  3. Тестирование.
  1. Итог урока.

Презентация. Слайд №16

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание.
  1. § 33.
  2. СОСТАВИТЬ ПЯТЬ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ.

Обобщающий урок по теме: «Основы учения о наследственности и изменчивости»

В – I

Часть «А»

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных

  1. Благодаря митозу число хромосом в клетках тела:
  1. Удваивается;
  2. Уменьшается вдвое;
  3. Оказывается одинаковым;
  4. Изменяется с возрастом.
  1. В процессе деления клетки наиболее существенные преобразования претерпевают:
  1. Рибосомы;
  2. Хромосомы;
  3. Митохондрии;
  4. Лизосомы
  1. В ядре яйцеклетки животного содержится 16 хромосом, а в ядре сперматозоида этого животного:
  1. 24; 2) 8; 3) 16; 4) 32
  1. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма составляет:
  1. Генофонд; 2) Генотип; 3) Фенотип; 4) Код ДНК
  1. Цвет волос у человека контролируют парные гены, которые расположены в гомологичных хромосомах и называются:
  1. Доминантными; 2) рецессивными 3) аллельными; 4) сцепленными
  1. Преобладающий признак, который проявляется у гибридов потомства, называют:
  1. Доминантным; 2) рецессивным; 3) гибридным; 4) мутантным
  1. Укажите генотип человека, если по фенотипу он светловолосый и голубоглазый (рецессивные признаки):

1). ААВВ; 2) АаВв 3) аавв 4) Аавв

  1. При скрещивании морских свинок с генотипами ААвв и ааВВ получится потомство с генотипом:
  1. ААВв 2) АаВв; 3) АаВВ; 4) ааВВ
  1. При скрещивании собак с чёрной и рыжей шерстью появилось 5 щенков, и все - чёрные, что свидетельствует о появлении:
  1. Закона независимого наследования;
  2. Правила единообразия;
  3. Промежуточного характера наследования;
  4. Сцепленного с полом наследования
  1. Если при моногибридном скрещивании во втором поколении гибридов наблюдается расщепление по фенотипу 1:2:1, то это следствие:
  1. Неполного доминирования;
  2. Полного доминирования;
  3. Взаимодействие генов;
  4. Сцепленного наследования

Часть «В»

Выберите несколько правильных ответов:

  1. Чем митоз отличается от мейоза?
  1. Происходят два следующих друг за другом деления
  2. Происходит одно деление, состоящее из четырёх фаз
  3. Образуются две дочерние клетки, идентичные материнской;
  4. Образуются 4 гаплоидные клетки;
  5. К полюсам расходятся и гомологичные хромосомы и гомологичные хроматиды.
  1. Выберите правильное утверждение:
  1. Гаплоидный организм может быть гетерозиготным;
  2. Гаплоидный организм не может иметь гомологичных хромосом;
  3. Гаметы гетерозиготны;
  4. Закон чистоты гамет нарушается для диплоиных организмов;
  5. У диплоидных организмов ген представлен двумя аллелями.
  1. Установите последовательность фаз в митозе:
  1. Профаза
  2. Телофаза
  3. анафаза
  4. Метафаза

Возникновение жизни на Земле История представлений о возникновении жизни. Современные представления о возникновении жизни. Теории происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов. Начальные этапы биологической эволюции. Возникновение жизни на Земле Истории представлений о возникновении жизни Теории происхождения протобиополимеров. Эволюция протобионтов. Представления философов Современные представления о возникновении жизни Начальные этапы биологической эволюции. Образование планетных систем Работы Л.Пастера Первичная атмосфера Земли Теории вечности жизни Источники энергии и возраст Земли Теории происхождения жизни Условия среды на древней Земле Часто утверждают, что в настоящее время имеются все условия для возникновения примитивных живых существ, которые имелись когда-то. Но если бы сейчас в каком-либо водоеме, содержащем все необходимые соли аммония и фосфаты и доступном воздействию света, тепла, электричества и т.п., химически образовался белок, способный к дальнейшим все более сложным превращениям, то этот белок немедленно был бы разрушен или поглощен, что было невозможно в период до возникновения живых существ. Чарльз Дарвин Представления древних и средневековых философов. Общий уровень знаний в древнем мире был невысок, и господствовавшие в то время представления отличались своей фантастичностью. Так, Эмпедокл (5 в. до н.э.) приписывал деревьям способность нести яйца. Неудивительно поэтому, что даже такой крупный ученый, как Аристотель (4 в. до н. э.), высказывал аналогичные, нелепые с нашей точки зрения, взгляды. Например, Аристотель Работы Л.Пастера. Работы Л.Пастера явились переломным моментом в истории учения о происхождении жизни. Вопрос о самозарождении разрешился, и принцип «все живое- из живого» для всех известных существ мог считаться справедливым и не знающим не одного исключения. Наряду с этим вновь появились старые представления о возникновении и вечности Теории происхождения жизни. Все религии, и в частности христианская, учат, что растения животные и люди при “сотворении мира” были созданы богом примерно такими же, каковы они сейчас. Следовательно, по религиозным представлениям, наша планета была с самого начала заселена одними и теми же видами живых существ. Утверждение церкви опроверг великий английский ученый Чарльз Дарвин. Он сумел научно доказать, что все современные нам высокоорганизованные существа произошли от организмов, более просто устроенных, путем эволюции, т. е. путем последовательного развития. Исследование ископаемых остатков, сохранившихся в земной коре от некогда населявших нашу планету живых существ, полностью подтвердило учение Дарвина. Земля не всегда была заселена одними и теми же видами живых существ. Ныне живущие существа возникли в результате последовательного развития сравнительно просто устроенных живых организмов. Чем древнее ископаемые остатки организмов, тем проще устройство этих организмов. Как же возникли тогда первичные организмы - родоначальники всего живого на Земле? Перед таким вопросом остановился в раздумье и сам Дарвин. В конце прошлого века Ф. Энгельс высказал предположение, что подобные примитивные живые существа могли возникнуть только в результате развития безжизненной материи. В конце прошлого века Ф. Энгельс высказал предположение, что подобные примитивные живые существа могли возникнуть только в результате развития безжизненной материи. Однако в то время конкретно представить себе последовательные ступени развития неживой материи в живые организмы ученые еще не могли. Это удалось лишь в XX в., когда было накоплено достаточное количество научных сведений. История углерода. История образования Земли показывает, что при формировании нашей планеты и в первые периоды ее существования на поверхности земного шара возникали громадные количества простейших органических веществ. Сейчас в астрономии считается общепринятым, что Земля и другие планеты солнечной системы образовались из гигантского облака газопылевой материи. Такая газопылевая материя есть в межзвездном пространстве и сейчас. Астрономы научились определять ее состав. В ней обнаружен метан (СН4). Возможно, там имеются и более сложные углеводороды. Когда частички газопылевого облака объединились в большие планеты (Юпитер, Сатурн), метан и другие газы сохранились в первичной атмосфере формировавшихся планет. Там астрономы обнаруживают эти газы и теперь. А в составе Земли - она ведь сравнительно небольшая планета - углерод остался лишь в виде графита и карбидов (соединений углерода с металлами). Из карбидов при их взаимодействии с водой образуются углеводороды, а в состав Земли входила и вода - в виде гидратов различных горных пород. Следовательно, углеводороды и их простейшие производные неизбежно должны были образоваться на Земле задолго до появления на ней живых существ. От углерода к белкам. Возраст Земли определяется наукой различными способами в пределах 5 млрд. лет, жизнь на ней существует более 2 млрд. лет. Таким образом, наибольший период своего существования наша планета была безжизненной. А углеводороды и простейшие органические вещества, возникшие из них стали появляться на земной поверхности с самого начала ее образования. Они послужили исходным звеном той длинной цепи превращений, которые в конце концов привели к возникновению на земной поверхности, в ее водной оболочке и в атмосфере большого числа разнообразных и иногда очень сложных веществ. В самой природе углеводородов уже заложена возможность таких превращений. Но для того чтобы они происходили, нужен достаточный приток энергии извне. Такая энергия на земной поверхности имелась в нескольких формах: лучистая энергия Солнца, в частности ультрафиолетовый свет, Возможность возникновения сложных органических соединений в тех условиях, которые были на поверхности Земли в начальные периоды ее существования, можно доказать даже непосредственными лабораторными опытами. Недавно американский исследователь С. Миллер искусственно воспроизвел обстановку первичной атмосферы Земли: он пропускал тихие электрические разряды через смесь метана, водорода, аммиака и паров воды. В результате получились аминокислоты - основные составные части белковой молекулы. Индийский ученый К. Бахадур в подобном же опыте получил аминокислоты воздействием солнечного света. Этот опыт путем применения ультрафиолетовых лучей значительно уточнили наши ученые в Институте биохимии им. А. Н. Баха Академии наук СССР. Опыты японского ученого Ш. Акабори тоже показали, как в условиях первичных периодов существования Земли из соединения аминокислот точнее, из их ближайших предшественников - могли образоваться белковоподобные вещества. Возраст Земли Возраст Земли определяется наукой различными способами в пределах 5 млрд. лет, жизнь на ней существует более 2 млрд. лет. Таким образом, наибольший период своего существования наша планета была безжизненной. А углеводороды и простейшие органические вещества, возникшие из них, стали появляться на земной поверхности с самого начала ее образования. Они послужили исходным звеном той длинной цепи превращений, которые в конце концов привели к возникновению на земной поверхности, в ее водной оболочке и в атмосфере большого числа разнообразных и иногда очень сложных веществ. В самой природе углеводородов уже заложена возможность таких превращений. Но для того чтобы они происходили, нужен достаточный приток энергии извне. Такая энергия на земной поверхности имелась в нескольких формах: лучистая энергия Солнца, в частности ультрафиолетовый свет, электрические разряды в атмосфере, энергия атомного распада природных радиоактивных веществ. Возникновение первичных организмов Когда на Земле возникли такие белковоподобные вещества, начался новый этап в развитии материи - переход от органических соединений к живым существам. Сначала органические вещества находились в морях и океанах в виде растворов. В них не было какого-либо строения, какой-либо структуры. Но когда растворы белков или других подобных органических соединений смешиваются между собой, из растворов выделяются особые полужидкие, Хотя коацерватные капельки жидкие, но они обладают определенным внутренним строением. Частицы вещества в них расположены не беспорядочно, как в растворе, а с определенной закономерностью. При образовании коацерватов возникают зачатки организации, правда, еще очень примитивной и неустойчивой. Для самой капельки эта организация имеет большое значение. Любая коацерватная капелька способна улавливать из раствора, в котором плавает, те или иные вещества. Они химически присоединяются к веществам самой капельки. Таким образом в ней протекает процесс созидания, роста. Но в любой капельке наряду с созиданием наблюдается и распад. Тот или иной из этих процессов, в зависимости от ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ. Строение этих первичных живых организмов было гораздо совершеннее, чем у коацерватных капелек. Но все же оно было несравненно проще даже самых простых из нынешних живых существ. Естественный отбор, начавшийся в коацерватных капельках, продолжался и с появлением жизни. Проходили века, тысячелетия, и строение живых существ все более улучшалось, приспособлялось к условиям существования. На заре жизни и растения, и животные были мельчайшими одноклеточными существами, подобными живущим в наше время бактериям, сине-зеленым водорослям, амебам. Большим событием в истории последовательного развития живой природы стало возникновение многоклеточных организмов, т. е. живых существ, состоящих из многих клеток, объединенных в один организм. Постепенно, но значительно быстрее, чем раньше, живые организмы становились все сложнее и разнообразнее. The end … Над презентацией работала: Ученица 10 3 класса гимназии №13 Ибрагимова Хазина

Теория жизни

Слайдов: 10 Слов: 482 Звуков: 0 Эффектов: 85

Возникновение жизни. Теории зарождения. Теории зарождения жизни. Научные. Креационизм. Эволюционизм. Промежуточные теории. Кратко о креационизме: Наиболее распространен креационизм был в Древней Греции и Древнем Египте. Древняя Греция. Всё происходило из вечного Хаоса. Древний Египет. НО все еще, в религии Древнего Египта остается множество богов. Вспомним о монотеизме. Монотеизм – одно из направлений креационизма. К монотеистическим религиям можно отнести: Христианство Буддизм Ислам. Концепция монотеизма: Рассмотрим на примере Христианства. Первоначально все существа, включая человека жили в прекрасном мире – рае. - Теория жизни.ppt

Возникновение жизни

Слайдов: 8 Слов: 261 Звуков: 0 Эффектов: 0

Возникновение жизни на земле. Гипотезы возникновения жизни. Креационизм. Рассматривает возникновение жизни как проявление воли бога. Самопроизвольное зарождение. Гипотеза панспермии. Гипотеза биохимической эволюции. Жизнь на земле. Земля как планета, по мнению большинства ученых, существует 5 млрд лет. Влияние космоса на живых существ. Космические излучения также влияют на изменчивость веса и потомства. Опыты показали, что птицы способны ориентироваться по звездам и по магнитному полю. Чайка в полете. - Возникновение жизни.ppt

Происхождение жизни

Слайдов: 13 Слов: 615 Звуков: 0 Эффектов: 52

Теории происхождения жизни. Опыты Луи Пастера. Самопроизвольное зарождение жизни. Опровержение теории самозарождения. Л. Пастер кипятил в колбе различные питательные среды. Несмотря на доступ воздуха, самозарождения не наблюдалось. Однако Пастер проводил опыты не только для опровержения теории самозарождения. Работу готовила ученица 10 «А» класса. Дмитрюкова Екатерина. Креационизм. Теория креационизма говорит о происхождении жизни, как созданном мире Божьем. Теория стационарного состояния. Теория стационарного состояния утверждает, что жизнь на Земле была всегда. Теория панспермии. - Происхождение жизни.ppt

Теория жизни на Земле

Слайдов: 18 Слов: 1006 Звуков: 0 Эффектов: 0

Возникновение жизни на Земле. Теории возникновения жизни на Земле: Теория биохимической эволюции. Теория панспермии. Теория стационарного состояния жизни. Однако гипотеза стационарного состояния в корне противоречит данным современной астрономии. Теория самозарождения. Древний мир. С древних времён человечество решало вопросы происхождения жизни довольно однозначно. В Вавилоне же люди верили, что черви появляются сами по себе в каналах. Античность. Средние века. Эпоха возрождения. К 16-му веку теория самозарождения живых организмов достигла своего апогея. Опровержение теории самозарождения. - Теория жизни на Земле.ppt

Зарождение жизни на Земле

Слайдов: 12 Слов: 358 Звуков: 0 Эффектов: 0

Зарождение жизни на Земле. Теории зарождения жизни на Земле. Теории зарождения жизни. Божественная теория. Космическая теория. Теория самозарождения. Суть теории. Развитие жизни на Земле. Архейская эра. Следы жизни незначительны. Протерозойская эра. Органические остатки редки и малочисленны, но относятся ко всем типам беспозвоночных. Появление первичных хордовых – подтипа бесчерепных. Палеозойская эра. Ордовийский, 60 Кембрийский, 70 Процветают морские беспозвоночные. Широкое распространение трилобитов, водорослей. Силурийский, 30 Пышное развитие кораллов, трилобитов. Появление бесчелюстных позвоночных – щитковых. - Зарождение жизни на Земле.ppt

Теория возникновения жизни

Слайдов: 15 Слов: 1895 Звуков: 0 Эффектов: 0

Теории возникновения жизни на Земле. Введение. Самозарождение жизни. Учёный кипятил в воде различные среды, в которых могли бы образоваться микроорганизмы. Пастер присоединил к S-образной трубке запаянную колбу со свободным концом. Споры микроорганизмов оседали на изогнутой трубке и не могли проникнуть в питательную среду. Теория биопоэза. Опыт Миллера и Юри. Был проведён в 1953 году Миллером и Юри. Были также обнаружены сахара, липиды и предшественники нуклеиновых кислот. Эксперимент повторялся несколько раз в 1953-1954 годах. Последующие дожди растворяли полипептиды. - Теория возникновения жизни.ppt

Теории происхождения жизни

Слайдов: 12 Слов: 261 Звуков: 0 Эффектов: 75

Поговорим о теориях происхождения жизни. Рассмотрим основные теории на примере элементарной схемы. Происхождение жизни на Земле. Биогенез. Абиогенез. Креационизм? Самозарождение. Панспермия. Опровержение с амозарождени я. Эволюционизм. В чем же основные отличия биогенеза от абиогенеза? Итак… Живое из живого. Живое из неживого. Вспомним о панспермии. Слово о креационизме. Биохимическая эволюция. Основоположник: А. И. Опарин (1894-1980). - Теории происхождения жизни.ppt

Теории возникновения живого

Слайдов: 21 Слов: 868 Звуков: 0 Эффектов: 16

Открытый урок. Мой лучший урок. Гипотезы возникновения жизни. Этапы появления Солнечной системы. Дебаты. Распределение обязанностей. Работа групп на уроке. Структура урока. Регламент игры. Работа судей. Правила судейской этики. Этап урока. Современные гипотезы. История представлений о возникновении жизни. История представлений. Теории происхождения. Схема перехода химической эволюции. Проблема природы. Дополнительный вопрос. Материя. Туманность. - Теории возникновения живого.ppt

Появление живых организмов

Слайдов: 21 Слов: 351 Звуков: 0 Эффектов: 19

Начальные этапы развития жизни. А – ароморфоз И – идиоадаптация Д - дегенерация. Земля – атомарное газовое облако. Земля – раскаленное уплотненное тело (температура поверхности – более 10000 С). Охлаждение планеты. Ливневые дожди. Возникновение водоемов. Комплекс условий. Достаточно высокая температура поверхности планеты. Активная вулканическая деятельность. Грозовые электрические разряды. Ультрафиолетовое излучение. Синтез органических веществ из неорганических соединений, протекающий в водной среде. Коацерватная капля = сгусток органических веществ. Распад единой капли на две или несколько более мелких. - Появление живых организмов.ppt

Как появилась жизнь на Земле

Слайдов: 30 Слов: 1507 Звуков: 4 Эффектов: 28

Возникновение жизни на Земле. Тема: Развитие представлений о возникновении жизни. Сформировать знания об основных гипотезах возникновения жизни на Земле. Сформировать знания о 1 и 2 этапах биохимической эволюции. И Земля и жизнь созданы Высшим Разумом. Микроорганизмы занесены из космоса вместе с метеоритами, а далее – эволюция. Гипотезы абиогенеза. Жизнь возникала неоднократно в результате самозарождения. Гипотезы биогенеза: Основные гипотезы происхождения жизни на Земле. Теории абиогенеза продержались много столетий. Гипотезы абиогенеза: самозарождение. Что случится? - Как появилась жизнь на Земле.ppt

Возникновение жизни на Земле

Слайдов: 42 Слов: 1748 Звуков: 0 Эффектов: 189

Возникновение жизни на Земле. Цели урока. План урока. 1.История представлений о возникновении жизни на Земле. Представление о возникновении жизни на Земле ученых - философов античности и средневековья. Теории биогенеза и абиогенеза. Гипотеза самозарождения жизни. 2.Анализ определения жизни Ф.Энгельсом и современными учеными. Определение жизни по Ф.Энгельсу. Критерии жизни. Определение жизни по современным представлениям. Место биологической формы движения материи среди других форм. 3.Предпосылки возникновения жизни на Земле. Эволюция химических элементов в космическом пространстве. - Возникновение жизни на Земле.ppt

Происхождение жизни на Земле

Слайдов: 15 Слов: 531 Звуков: 0 Эффектов: 43

Интегрированный урок. Происхождение жизни на Земле. Так как же появилась жизнь на нашей планете? Микеланджело Буанаротти: «Сотворение Адама». Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни. Старинные гравюры: слева – превращение плодов в рыб и птиц; справа- в уток. Гипотеза стационарного состояния. Земля и жизнь существовали всегда, вечно. Виды существовали всегда, однако могли вымирать, либо изменять численность. Гипотеза Панспермии («семена повсеместно»). Гипотеза Биохимической эволюции. Этапы возникновения жизни на планете (по Опарину): Геофизический этап. «Большой взрыв». - Происхождение жизни на Земле.ppt

Гипотезы происхождения жизни

Слайдов: 45 Слов: 1386 Звуков: 0 Эффектов: 56

Тема урока: Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Гипотезы о происхождении жизни на Земле. Как возникла жизнь на Земле? Какие существуют взгляды и гипотезы о происхождении жизни на Земле? Что такое жизнь? Фри?дрих Э?нгельс (28 ноября 1820 - 5 августа 1895, Лондон) - немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса. Михаи?л Влади?мирович Волькенште?йн (10 (23) октября 1912, Санкт-Петербург - 18 февраля 1992, Москва) - советский физикохимик и биофизик, член-корреспондент РАН. Валенти?н Никола?евич Парм?н (род. 18 апреля 1948, Бранденбург) - российский учёный. - Гипотезы происхождения жизни.ppt

Гипотезы возникновения жизни

Слайдов: 10 Слов: 295 Звуков: 0 Эффектов: 3

Происхождения человека. Гипотезы. Гипотезы возникновения жизни: Креационизм. Божественное сотворение мира. Самопроизвольное зарождение. Гипотеза пансмермии. Станционарное состояние. Теория опарина-холдина. Гипотеза биохимической эволюции, или «коацерватная гипотеза». Первенство в образовании жизни А.И.Опарин отдавал белкам, а Дж.Холдейн – нуклеиновым кислотам. - Гипотезы возникновения жизни.pptx

Возникновение и развитие жизни

Слайдов: 11 Слов: 159 Звуков: 0 Эффектов: 47

Возникновение и начальное развитие жизни на Земле. Ф а л е с. Вода есть все… А н а к с и м а н д р. Первоначалом всего сущего является «апейрон». Г е р а к л и т. Основой всему является огонь… Д е м о к р и т. Начала Вселенной суть атомы и пустота. Аристотель. Мир состоит из пяти стихий: земли, воды, воздуха, огня, и эфира. Сборка коацерватов. Коацерватные капли, полученные в эксперименте. S Внешняя среда. A Поступает вещество в каплю. B Продукт реакции. Z Внешняя среда. Схема открытой системы. В ы в о д ы. Жизнь возникла на Земле абиогенным путем. Биологической эволюции предшествовала длительная химическая эволюция. - Возникновение и развитие жизни.ppt

Теории возникновения жизни на Земле

Слайдов: 26 Слов: 3535 Звуков: 0 Эффектов: 0

Происхождение жизни на земле. Жизнь заполняет все уголки нашей планеты. Миллиарды лет жизнь шествует по Земле как уникальная самоорганизующаяся система. Сегодня науке известно около 4,5 млн. видов животных и растений. С незапамятных времен происхождение жизни было загадкой для человечества. Предпосылки возникновения жизни на Земле. Такая газово-пылевая материя встречается в межзвёздном пространстве и в настоящее время. Водород - преобладающий элемент Вселенной. Одно из таких условий – размеры планеты. Примером таких планет может служить спутница Земли – Луна. - Теории возникновения жизни на Земле.pptx

Проблемы возникновения жизни на Земле

Слайдов: 16 Слов: 1540 Звуков: 1 Эффектов: 229

Возникновение жизни на Земле. Истории представлений о возникновении жизни. Условия для возникновения примитивных живых существ. Представления древних и средневековых философов. Работы Л.Пастера. Теории происхождения жизни. История углерода. От углерода к белкам. Возможность возникновения сложных органических соединений. Возраст Земли. Возникновение первичных организмов. Коацерватные капельки. Развитие жизни. Возникновение много­клеточных организмов. - Проблемы возникновения жизни на Земле.ppt

Развитие представлений о жизни на Земле

Слайдов: 37 Слов: 1175 Звуков: 0 Эффектов: 77

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. Головы в шапках. Жизнь. Способ существования белковых тел. Свойства живого. Гипотеза. Проблемные вопросы. Демокрит. Ян Ван Гельмонт. Франческо Реди. Готфрид Лейбниц. Антони ван Левенгук. Ладзаро Спалланцани. Луи Пастер. Формы. Советский биохимик. Теория биохимической эволюции. Опыты. Чарльз Дарвин. Процесс существования сложных систем. Божественное сотворение мира. Немецкий ученый. Этапы процесса возникновения жизни. Английский биолог. Гипотеза Опарина. Живое происходит только от живого. Жизнь на Земле. - Развитие представлений о жизни на Земле.ppt

Теория панспермии

Слайдов: 8 Слов: 397 Звуков: 0 Эффектов: 13

Теория панспермии- жизнь на нашу планету занесена извне, из Вселенной. Гипотеза была выдвинута в середине XIX века. Гипотеза. С помощью панспермии объясняли и появление жизни на Земле. Доказательства. Техногенная панспермия. Современные доказательства панспермии. Предложение Фреда Хойла. В результате вселенная остается в среднем неизменной. - Теория панспермии.ppt

Теория большого взрыва

Слайдов: 11 Слов: 291 Звуков: 0 Эффектов: 6

Возникновение жизни на земле. Теория большого взрыва. Креационизм самозарождение теория стационарного состояния теория панспермии биохимическая эволюция. Теории возникновения жизни на земле. Молекулы органических веществ объединялись друг с другом, образуя цепочки нуклеиновых кислот. Видимо такие комплексы были прообразом будущих клеток. Биохимическая эволюция. Теорию Большого взрыва предложили ученые Фридман и Леметр. Пространство быстро расширилось, t разлетающихся частиц, обладающих высокой энергией начала снижаться. Периодом Большого взрыва условно называют интервал времени от нуля до нескольких сот секунд. -

Cлайд 1

КГУ «Зыряновский сельскохозяйственный колледж» ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНИ НА зЕМЛЕ

Cлайд 2

Задачи урока: Обучающие: учащиеся должны -знать условия и этапы возникновения жизни на Земле в ходе биохимической эволюции. - понимать, что жизнь, как способ существования, неповторима - уметь сравнивать и анализировать различные гипотезы, правильно определять их по сущностным характеристикам. -применять полученные знания при работе со схемами, таблицами Развивающие: развивать - умении е сравнивать, анализировать, делать выводы; навыки работы с информацией, таблицами, схемами. Воспитывающие:учащиеся должны: - проявлять такие качества, как собранность, ответственность, внимательность. - воспитывать интерес и позитивное отношение к биологической науке и поиску всеобъемлющей теории по проблеме возникновения жизни на Земле.

Cлайд 3

«О, решите мне загадку жизни, мучительную древнюю загадку, над которой билось уже столько голов,- головы в шапках, расписанных иероглифами, головы в тюрбанах и черных беретах, головы в париках и тысячи других бедных человеческих голов...» Г. Гейне.

Cлайд 4

Проблемные вопросы Как возникла жизнь на Земле? Какие существуют взгляды и гипотезы о происхождении жизни на Земле? Какая из них наиболее убедительна?

Cлайд 5

Жизнь – это… «питание, рост и одряхление» Аристотель «стойкое единообразие процессов при различии внешних влияний» Г. Тревиранус «совокупность функций, сопротивляющихся смерти» М.Биша «химическая функция» А.Лавуазье «сложный химический процесс» И.П.Павлов «особая, очень сложная форма движения материи»А.И.Опарин

Cлайд 6

«Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка» Фри дрих Э нгельс (28 ноября 1820 - 5 августа 1895, Лондон) - немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса

Cлайд 7

«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот» Михаи л Влади мирович Волькенште йн (10 (23) октября 1912, Санкт-Петербург - 18 февраля 1992, Москва) - советский физикохимик и биофизик, член-корреспондент РАН.

Cлайд 8

«Жизнь - это фазово-обособленная форма существования функционирующих автокатализаторов, способных к химическим мутациям и претерпевших достаточно длительную эволюцию за счёт естественного отбора» Валенти н Никола евич Пармóн (род. 18 апреля 1948, Бранденбург) - российский учёный. Специалист в области катализа и фотокатализа, химической кинетики.

Cлайд 9

Критерии – основные свойства живых организмов. – сложность и высокая степень организации живых существ – обмен веществ и энергии. – единство химического состава – дискретность (прерывистость, раздельность). – раздражимость – рост организмов – развитие. – самовоспроизведение (размножение). – способность к саморегуляции.

Cлайд 10

Жизнь - это комплекс свойств: обмен веществ, способность к росту и развитию, воспроизведению себе подобных, раздражимость и подвижность.

Cлайд 11

Гипотеза – предположение, имеющее недостаточное доказательство. Теория – взгляды, имеющие твердые доказательства. Биогенез – научная теория, объясняющая появление жизни только в результате жизнедеятельности живых организмов. Абиогенез – научная теория, объясняющая возникновение жизни путём постепенного образования органических соединений из неорганических. Протобионты – примитивные организмы, впервые появившиеся на Земле. Коацерваты – сгустки в виде многомолекулярной капли с наружной тонкой водной оболочкой. Эволюция – необратимое историческое развитие живой природы. Автотрофы - (др.-греч. αὐτός - сам + τροφή - пища) - организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. Гетеротрофы - (др.-греч. ἕτερος - «иной», «различный» и τροφή - «пища») - организмы, использующие для питания только или преимущественно органические вещества, произведённые автотрофами. Новые понятия

Cлайд 12

И Земля и жизнь созданы Высшим Разумом (Богом) АБИОГЕНЕЗ Жизнь возникала неоднократно в результате самозарождения. Основные точки зрения на происхождение жизни на Земле БИОГЕНЕЗ Живые организмы появились на Земле 3,5 млрд. лет назад в ходе биохимической эволюции. Жизнь занесена из космоса вместе с метеоритами, далее – эволюция. Земля существовала вечно,всегда была способна поддерживать жизнь; если изменялась, то очень мало (гипотеза вечной жизни)

Cлайд 13

Гипотезы происхождения жизни № Название гипотезы Сторонники гипотезы Представления о возникновении жизни 1. Креационизм – Божественное сотворение мира Креационизм– лат. словоcreatio– сотворение

Cлайд 14

Cлайд 15

Жизнь создана Высшим Разумом (Богом, Творцом) Гипотеза креационизма Однако победа теории биогенеза привела к другой проблеме. Для возникновения одного живого существа нужен другой живой организм. Откуда взялся первый живой организм? Иными словами, как и когда впервые возникла жизнь на Земле? В теориях образования Земли и Солнечной системы, возникновения жизни на Земле есть много «белых пятен».

Cлайд 16

Гипотеза Панспермии (от греч. «pan» – все, «sperma» – семя) Анаксагор (500-428 до н.э.) - древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы. В V в. до н.э. высказал идею космического посева – панспермии: жизнь возникла из «семени», которое существует «всегда и везде», «зародыши жизни» занесены на Землю метеоритами или космической пылью... Однако победа теории биогенеза привела к другой проблеме. Для возникновения одного живого существа нужен другой живой организм. Откуда взялся первый живой организм? Иными словами, как и когда впервые возникла жизнь на Земле? В теориях образования Земли и Солнечной системы, возникновения жизни на Земле есть много «белых пятен».

Cлайд 17

Юстас Либих (1803-1873), немецкий химик, выдвинул и сформулировал гипотезу панспермии: жизнь переносится с планеты на планету метеоритами. «Семена жизни», попадая на новую планету и найдя здесь благоприятные условия, размножаются, давая начало эволюции от простейших форм к сложным. Гипотеза Панспермии Сторонники гипотезы панспермии: Вернадский Вл. Ив. (1863-1945) Сванте Аррениус (1859-1927)

Cлайд 18

Теория стационарного состояния, или… Рассматривал раскаленные массы формировавшегося земного шара как гигантские живые организмы со своим особым обменом веществ. Остывшие массы выпадали из жизненного круга и составляли неорганическую природу. Гипотеза Вечной Жизни В 1880 г. выдвинута немецким ученым В. Прейером.

Cлайд 19

Витализм (от лат. vitalis - жизненный, животворный, живой) «Жизненная сила» присутствует всюду достаточно лишь «вдохнуть» её, и неживое станет живым

Cлайд 20

Cлайд 21

В Средние века «удавалось» наблюдать зарождение живых существ, таких как насекомые, черви, угри, мыши, в разлагающихся или гниющих остатках организмов Считалось, что есть деревья, из плодов которых, упавших на землю, образуются птицы, из упавших в воду – рыбы. Самозарождение ягнят Самопроизвольное зарождение Бернакельских гусей САМОЗАРОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ

Cлайд 22

Бельгийский врач Ван Гельмонт (1579 – 1644 г.г.) предлагал рецепт для зарождения мышей: «Положи в горшок зерна, заткни его грязной рубашкой и жди. Что случится? Через 21 день появятся мыши: они зародятся из испарений слежавшегося зерна и грязной рубашки…» Гипотеза самозарождения Аристотель (384 – 322 г.г. до н. э.), которого называют основателем биологии, писал, что «лягушки и насекомые заводятся в сырой почве…» В Европе вплоть до середины XVI в. господствовало мракобесие, нетерпимое отношение к развитию наук, особенно естественных. В это время расцвела алхимия. Среди алхимиков было множество наивных и невежественных людей, но были и другие – прекрасные ученые, имена которых вошли в историю. Среди них бельгийский врач Ван Гельмонт и швейцарский врач Парацельс – величайший реформатор эпохи Возрождения, отец современной медицины. Алхимики мечтали найти философский камень и получить золото. Но были и другие... Уставив свои столы банками, ретортами, соорудив перегонные кубы и прочие приборы, они кипятили, перегоняли, настаивали, процеживали... В колбы лили все, что попадалось под руку. Старались изо всех сил. Одни призывали на помощь Бога, другие были готовы отдать душу черту, только бы увидеть, как завертится в колбе какой нибудь головастик, лягушонок, мышонок. Увы, ничего не получалось. Видимо, вся суть в рецепте. За дело взялся Ван Гельмонт.

Cлайд 23

«Возьми известную человеческую жидкость (мочу), оставь гнить ее сперва запечатанной в тыкве, потом в лошадином желудке 40 дней, пока не начнет жить, двигаться и копошиться, что легко заметить… потом ежедневно, в тайне и осторожно, с благоразумием, питать его человеческой кровью и сохранять в продолжении 40 седмиц в постоянной и равномерной теплоте желудка, то произойдет настоящий живой ребенок, имеющий все члены, как дитя, родившееся от женщины, но только весьма маленького роста». Такого человечка из пробирки алхимики называли ГОМУНКУЛ (гомункулус) Теофраст Парацельс (1493 – 1541) Швейцарский врач, алхимик, писал: Свой рецепт предложил и Парацельс. Возиться с получением мышей, лягушек, скорпионов – слишком мелко. Если уж браться за дело, то так, чтобы в пробирке возник гомункулус. Вам, не изучавшим латынь, это слово непонятно. Но вы не раз слышали слово «гомо» – человек. Уменьшительное от слова «человек» – «человечек», а на латинском языке – «гомункулус». Но «гомункулусом» называли фантастическое существо, которое должно было быть создано в лаборатории, пусть это будет хоть великан. Гомункулус – это память о фантазерах, мечтавших создать живое из неживого. Великий маг в своей лаборатории, тускло освещенной, со сводчатым потолком, столами, заставленными колбами с разноцветными жидкостями, перегонными кубами и ретортами. На стенах – связки летучих мышей, облезлых, изъеденных молью чучел зверей и птиц. Под потолком – крокодил. Он пишет рецепт: «Возьми известную человеческую жидкость. (мочу) оставь гнить ее сперва в запечатанной тыкве, потом в лошадином желудке сорок дней, пока не начнет жить, двигаться и копошиться, что легко заметить. То, что получилось, еще нисколько не похоже на человека, оно прозрачно и без тела. Но если потом ежедневно, втайне и осторожно, с благоразумием питать его человеческой кровью и сохранять в продолжение сорока седмиц в постоянной и равномерной теплоте лошадиного желудка, то произойдет настоящий живой ребенок, имеющий все члены, как дитя, родившееся от женщины, но только весьма маленького роста». Налить в тыкву «известную человеческую жидкость» просто, перелить потом в лошадиный желудок тоже труда не составит. А вот «питать осторожно и с благоразумием» то невидимое и прозрачное, что должно закопошиться в гниющей жидкости, – это весьма не просто. В составленном рецепте столько лазеек, что всегда можно уйти от ответа. Давайте представим, что к нему в лабораторию входит ученик-алхимик, почтительно склоняется перед Учителем и с дрожью говорит. Ученик. Учитель, я сделал все, о чем написано в твоем рецепте. Но у меня ничего не получилось! Парацельс. Да? И ты сделал все точно? Ученик. Да-да, Учитель. Парацельс. Нет, нет и нет! Ты не все указания соблюдал! Ты был благоразумен и осторожен? Ты дал жидкости достаточно загнить? Ты вовремя перелил ее из тыквы в желудок? Ты сохранил тайну? Ученик опускает голову. Да, насчет тайны – не утерпел, похвастался в таверне перед товарищами, что скоро появится у него в лаборатории «нерожденный» человечек. Парацельс. Ну? Сознавайся! Ученик. Ты прав, Учитель. Снова несчастный ученик наполняет тыкву и ждет. Каждый день смотрит: гниет или не гниет. В положенное время переливает загнившую жидкость в лошадиный желудок, отворачивая нос в сторону. Пахнет весьма неприятно. Да, Парацельс ловко всех одурачил. Появлялись новые «творцы» фантастических историй. Никто не знал, откуда берутся черви, мухи, лягушки, улитки. Почему они появляются иногда в огромном количестве? Никто не видел их рождения, их яиц, развития. Вот и вывод: они самозародились из грязи, гниющих частей растений, животных, да мало ли из чего. Однако появлялись скептики, никому и ничему не верящие. Иногда они пытались протестовать. Но... (пауза) неколебим был авторитет греческих ученых и мудрейшего из них – Аристотеля. Кто посмеет противоречить ему! Тут же раздавался грозный окрик.

Cлайд 24

Cлайд 25

Реди взял 4 горшка с широким горлом, поместил в один мертвую змею, в другой – немного рыбы, в третий – угрей, в четвертый – кусок телятины, плотно закрыл. Затем поместил то же самое в 4 других горшка, оставив их открытыми. Вскоре мясо и рыба в открытых сосудах зачервивели, и можно было видеть, как мухи свободно залетают в сосуды и вылетают из них. В закрытых горшках не оказалось ни одного червяка, хотя прошло много дней, после того как был начат опыт. Опыты Франческо РЕДИ, 1668 г. «Мухи не родятся из гниющего мяса. Черви не заводятся сами собой в гниющем мясе. Они выводятся из яичек, отложенных туда мухами…» 1668 год. Реди взял четыре горшка с широким горлом, поместил в один из них мертвую змею, в другой – немного рыбы, в третий – угрей из Арно, в четвертый – кусок телятины, плотно закрыл их и опечатал. Затем поместил то же самое в четыре других горшка, оставив их открытыми. Таким образом, ученый решил проконтролировать ход своего опыта. За окном была середина июня. Вскоре мясо и рыба в открытых сосудах зачервивели, и можно было видеть, как мухи свободно залетают в сосуды и вылетают из них. В закрытых же горшках не оказалось ни одного червяка, хотя прошло много дней, после того как был начат опыт. Реди: «Мухи не родятся из гниющего мяса. Черви не заводятся сами собой в гниющем мясе. Они выводятся из яичек, отложенных туда мухами.» Это был блестящий эксперимент. Реди доказал невозможность самозарождения мух. Его данные подтверждали мысль о том, что «жизнь может возникнуть только из предшествующей жизни». Нанеся удар по теории абиогенеза, Реди заложил фундамент теории биогенеза.

Cлайд 26

Лаццаро Спалланцани, итальянский аббат, математик и натуралист: «…Стоит только запаять бутылочки и прокипятить настой в течение часа – и там не появится ни одного микроба, сколько бы настой ни простоял…» Идеи биогенеза: Идеи абиогенеза Жорж-Луи Леклерк, граф де Бюффон, французский писатель, натуралист, биолог, математик, художник: «…Микробы зарождаются из настоек и подливок!..» …И у микробов должны быть родители!.. 1729 - 1799 1707 - 1788 По вопросу происхождения микроорганизмов ученые разделились на два лагеря, одни утверждали, что микроорганизмы самозарождаются, другие – утверждали, что самозарождение невозможно. Француз Бюффон и ирландец Нидгем были представителями одного лагеря, другой представлял итальянец аббат Лаццаро Спалланцани.

Cлайд 27

Я могу изготовить настои из гороха и миндаля, из листьев желтофиоли или цветка гвоздики. А состав анималькулей будет везде одинаковым. Но только при условии, что все настои будут приготовлены на одной и той же воде. Отсюда следует простой вывод: анималькули попадают вместе с водой. В этом нет ничего удивительного. Ведь в природе эти крошки живут в воде: болотной, прудовой, озерной, морской и даже колодезной. А при высыхании они погибают. Опровержение самозарождения… М.М. Тереховский 1740-1796 Союзником Спалланцани оказался русский ученый Мартын Матвеевич Тереховский. В десятках книг можно прочесть про спор Спалланцани с Бюффоном и Нидгемом, но редко можно встретить имя Тереховского, нашего соотечественника, экспериментально доказавшего невозможность самозарождения практически одновременно со Спалланцани. В Страсбургском университете Тереховский написал и защитил работу «Зоолого-физиологическая диссертация о наливочном хаосе Линнея». «Наливочный хаос» – название для нас мало понятное. «Хаосом» в своей системе животных Линней назвал раздел, к которому отнес самые разнообразные существа, имеющие одно общее свойство – мельчайшие размеры. Например, инфузорий, само название которых происходит от латинского «настой, наливка». Тереховский в отличие от Спалланцани не спорил с Бюффоном. Он работал только с инфузориям и жгутиковыми, которые через некоторое время появляются в настоях из семян, плодов и трав. Но откуда они там берутся? Тереховский. Причина в воде. Я могу изготовить настои из гороха и миндаля, из листьев желтофиоли или цветка гвоздики. А состав анималькулей будет везде одинаковым. Но только при условии, что все настои будут приготовлены на одной и той же воде. Отсюда следует простой вывод: анималькули попадают вместе с водой. В этом нет ничего удивительного. Ведь в природе эти крошки живут в воде: болотной, прудовой, озерной, морской и даже колодезной. А при высыхании они погибают. Был еще один путь попадания этих крошек в настои – воздух. Однако врач решил, что такая вероятность слишком мала. Вода вызывала наибольшие подозрения. Тереховский стал ставить опыты с водой. Тереховский. Для начала я возьму чистую воду – сырую и кипяченую, налью в сосуды и оставлю их открытыми. Посмотрю, что получится. Итак, в сосуде с сырой водой анималькули появились, в кипяченой их нет. Прибавлю в сосуд с кипяченой водой сырую. Вот, теперь и в нем появились «милые крошки». Следовательно, в настои они попадают именно с сырой водой! Проделаю еще и такой опыт: одну банку с анималькулями нагрею выше 35 оС, другую заморожу. Что получится? В обеих банках анималькули погибли. Теперь оставлю сосуды с остывшей и растаявшей водой надолго. Анималькули не появились! Так, проварю-ка я траву, залью ее сырой и кипяченой водой. Вот теперь анималькули появлись в банке с сырой водой. А в банке с кипяченой их нет, хотя она простояла много дней. А если я заварю чай, чем не настой? Но и в нем никто не завелся. Нет никакого самозарождения! Тереховский проделал много опытов. Результат получался один и тот же. Анималькули появлялись в настоях, сделанных на сырой воде, и тогда, когда сырую воду добавляли в отвар после остывания. Теперь мы с вами знаем, что могло случиться и по-другому – в сосуды с кипяченой водой цисты простейших могли попасть из воздуха. Но этого не произошло: сосуды стояли в комнатах, а цист простейших, в отличие от спор микробов, в чистом воздухе очень мало – 1–2 в кубическом метре воздуха. Однако во времена Тереховского о цистах простейших просто ничего не знали, и для своего времени он убедительно доказал, что анималькули не зарождаются в настоях. Парижская Академия наук решила положить конец этим спорам и назначила премию за окончательное экспериментальное решение вопроса, обговорив, что «никакие неясности в постановке опытов не должны затемнять их результатов». Пастер, знаменитый «охотник за микробами», узнав о конкурсе, принялся за работу. Пастер. Глупцы! Они думают, что если в воздухе не видно микробов, то их там нет. Как бы не так! Докажу я им! Это и не трудно. Я возьму стеклянную трубку, положу в нее кусочек ваты. К одному концу трубки приделаю насосик, другой выставлю в окно и начну насасывать наружный воздух. Прошло четыре часа, в трубке ватка потемнела. Промою ее в часовом стеклышке и отожму над другим. Проделаю эту операцию несколько раз. Ватка стала чистой, всю пыль с нее удалось смыть. Ну, посмотрим, посмотрим, что есть в смыве с ватки. Капельку воды помещу на предметное стеклышко и посмотрю ее содержимое под микроскопом. Здесь споры грибков, споры плесеней, микробы и их споры! Теперь нужно было научиться ловить микробов. Пастер – прекрасный микробиолог. В колбочки ученый наливал питательные растворы, кипятил их. Потом нагревал горлышко колбы, оттягивал его в длинную трубку и запаивал кончик. С такой колбой можно было начинать охоту. Выйдя во двор, Пастер обламывал запаянный кончик. Воздух врывался в колбу и заносил туда микробы и их споры. После этого Пастер снова запаивал горлышко. Пастер. Так и есть, попавшие в колбу микробы размножились. Это видно по образовавшемуся на поверхности бульона мутному облачку. О, это тучи микробов! Пастер не ограничился этим. Теперь ему нужно было выяснить, в каком воздухе микробов больше. С колбами в руках он бродил по парижским помойкам. Потом спотыкался о корни и пни деревьев в лесу, вяз в болотах, бродил по берегу моря, карабкался на высокие горы, поднимался даже на ледники Монблана. Всюду он открывал и запаивал колбы. А затем в лаборатории занимался бухгалтерией: под микроскопом вел тщательный учет микробов. Пастер. Ну так и есть, микробы везде. Правда, их в одних местах много, в других мало. В воздухе ледников их меньше всего. Да и не всегда мне удавалось здесь заловить одного-единственного микробика. Так была решена первая часть задачи – микробы и их споры носились в воздухе везде и могли попасть куда угодно. Но вторая часть была гораздо сложнее – доказать, что именно микробы, попадая из воздуха в колбу, вводят исследователей в заблуждение. Известное правило «Прогрей воздух, убей в нем микробов» никуда не годится. Еще Нидгем утверждал, что прогретый воздух не пригоден для жизни, поэтому в нем не происходит самозарождение. Воздух нельзя прогревать, значит, в нем могут остаться микробы, и... начинается сказка про белого бычка. Как решить эту задачу? Какой заслон поставить на пути микробов в колбу? Пастеру повезло. Он встретил человека, давшего хороший совет. Вот так и появилась знаменитая «пастеровская колба». Горлышко в такой колбе вытянуто в длинную трубочку и изогнуто, как шея у лебедя. Пастер поставил новую серию опытов: в колбы наливал различные питательные среды (раствор дрожжей с добавлением сахара, сок сахарной свеклы, настой перца, мочу), приготовленные в обычных условиях. Над огнем вытягивал горлышко колбы в длинную трубку, пинцетом тянул за кончик вытянутого горлышка вниз, а затем – вверх. В результате получался изгиб. Жидкость кипела в колбе несколько минут. Пар во время кипения свободно выходил через длинный узкий конец колбы. После того как колба остывала, питательные растворы оставались прозрачными. На первый взгляд может показаться, что микробы могли бы попасть в остывающую колбу обычным путем – через горлышко, вместе с воздухом. На самом же деле вся пыль и микробы из воздуха оседают во влажных местах изгиба трубки и до питательного раствора не добираются. Если через несколько месяцев хранения настоя в такой открытой колбе изогнутое горлышко отломить, то в настое очень быстро появятся различные микроорганизмы. Пастер. Видите? Нет самозарождения! В колбе есть и питательный раствор, и воздух! Где же ваша производящая сила? Где самозарождение? Покажите мне его. Пуше и его единомышленники – два профессора из Тулузы – насовали в карманы запаянные пастеровские колбы с прокипяченным сенным настоем и полезли в горы. Результаты экспедиции показали, что в колбах всегда появлялись микробы. Даже в пробах воздуха, взятых на горе Младетта, которая значительно выше Монблана. Пуше. Господин Пастер! Что же, есть самозарождение или нет? Пастер не сомневался в чистоте своих опытов и сомневался в точности опытов Пуше и его сторонников. Ему, испытавшему много разных сред, не хотелось повторять всю работу и проверять еще и сенной настой. Зачем тратить драгоценное время на чепуху? Пастер. Пусть комиссия разбирается! И найдет ошибку Пуше. Академия наук решила по-своему. Комиссия? Комиссия была назначена. Но разбираться в опытах Пуше? Нет! Решение таково: в присутствии членов комиссии Пастер и Пуше должны поставить свои опыты. Пуше отказался. Возможно, он сомневался в своих исследованиях. Ходили слухи и о том, что комиссия придиралась к французскому ученому, заранее отдав предпочтение Пастеру. Что было на самом деле – нам не узнать. Но Пуше отказался, и комиссия вынесла вердикт: опыты Пастера убедительны. Однако спустя 10 лет в Англии врач Бастиан провел новую серию опытов с сенным настоем. И действительно, в колбах каждый раз появлялись микробы, хотя экспериментатор в точности воспроизводил опыт Пастера. Так что же, Пастер ошибся, прав Пуше? Пастер. Я думал, что Пуше что-то напутал. Но и у Бастиана подобный результат... Все равно тут что-то не так! Нужно найти причину. Пастер разгадал и эту загадку. И Пуше, и Бастиан были неправы: самозарождения в сенном настое не было. Микробы попадали в настой в этом случае не из воздуха. Они присутствовали в сене, из которого приготовляли настой. Есть такой микроб – «сенная палочка». Споры этого микроба не погибают при кипячении, выдерживая температуру в 100 С. Поэтому просто прокипяченный сенной настой кишит спорами сенной палочки. До тех пор пока колба запаяна, в ней нет кислорода, микробы не развиваются. Но стоит обломить горлышко колбы, в нее проходит воздух, и микробы начинают размножаться. Это-то и наблюдали Пуше и Бастиан. Пастер нашел сенную палочку и догадался, как ее убить: нужно кипятить настой не менее 20 мин при температуре 120 С и при высоком давлении в закрытых сосудах. Чтобы добиться таких условий, Пастер придумал то, что теперь называется «автоклав». В автоклавах теперь проводят стерилизацию медицинских инструментов. А тогда возражения Пуше и Бастиана были опровергнуты. Пастер. Премия моя! И он получил ее. Спор, длившийся сотни лет, окончился победой теории биогенеза. Это было в 1862 г.