Чарушин Е.И. — Почему Тюпа не ловит птиц

- Почему Тюпа не ловит птиц (читать)

Евгений Чарушин

Почему Тюпа не ловит птиц

Видит Тюпа, недалеко от него сидит воробей и песни поёт-чирикает:
«Чив-чив! Чив-чив!»
«Тюп-тюп-тюп-тюп, - заговорил Тюпа. - Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» - и пополз к воробью.
Но его воробей сразу приметил - крикнул по-воробьиному:
«Чив! Чив! Разбойник ползёт! Вот он где прячется! Вот он где!»

И тут, откуда ни возьмись, со всех сторон налетели воробьи, расселись кто по кустам, кто и прямо на дорожке перед Тюпой.
И начали на Тюпу кричать: «Чив-чив! Чив-чив!»
Кричат, галдят, чирикают, ну, никакого терпенья нет.
Испугался Тюпа - такого крику он ни разу не слыхал - и ушёл от них поскорее.
А воробьи вдогонку ещё долго кричали.

Наверно, рассказывали друг другу, как Тюпа полз-прятался, хотел их словить и съесть. И какие они, воробьи, храбрые, и как они Тюпку испугали.
Некого Тюпе ловить. Никто в лапы не даётся. Влез Тюпа на деревцо, спрятался в ветках и поглядывает.
Но не охотник добычу увидел, а добыча охотника разыскала.
Видит Тюпа: он не один, на него какие-то птицы смотрят, не пенки-малышки, не крикуны-воробьишки, вот какие - самого Тюпы чуть поменьше. Это, наверно, дрозды искали местечко, где вить гнездо, и увидали какую-то непонятную зверюшку - Тюпку.

Тюпа обрадовался:
«Вот интересно-то! Тюп-тюп-тюп-тюп! Кто это такие? Тюп-тюп-тюп-тюп! Схвачу! Тюп-тюп-тюп-тюп! Словлю! Тюп-тюп-тюп-тюп! Поймаю! Поиграю!»
Только не знает Тюпа, кого первого ловить.
Один дрозд сзади Тюпки сидит, другой перед Тюпкой - вот тут, совсем близко.
Тюпа то сюда, то туда повернётся - тюпает-тюпает. То на одного, то на другого посмотрит.

Отвернулся от одного, кто был сзади, а другой, передний, как налетит на Тюпку да как клюнет его клювом!
Тюпа сразу перестал тюпать.
Он понять не может, что это такое.
Обидели его! Клюнули!
Спрыгнул Тюпа в кусты - и ходу, где бы только спрятаться.

Конспект НОД по речевому развитию

в средней группе

на тему:

«Почему Тюпа не ловит птиц» Е. Чарушин. Чтение рассказа.

Цель: Познакомить детей с новым рассказом. Учить сопереживать героям . Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

    продолжать учить слушать художественное произведение, правильно воспринимать содержание, сопереживать героям ;

    формировать умение отвечать на вопросы по содержанию, поддерживать беседу.

Развивающие:

    развивать внимание, усидчивость, положительные эмоции;

    развивать слуховое восприятие и память.

Воспитательные:

    воспитывать у детей интерес к чтению, умение внимательно слушать.

    воспитывать интерес и бережное отношение к домашним животным, к природе.

Предварительная работа: Чтение рассказа Е. Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой».

Материал: рассказ Е. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц» , игрушка кот, картинка «Веселый Язычок».

Ход НОД :

Организационный момент :

Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришел Веселый Язычок. Давайте расскажем сказку о нем.

Артикуляционная гимнастика

Жил-был на свете язычок, выглянул он в окошко, (дети высовывают язычок)

Посмотрел вверх на солнышко, вниз на травушку, (поднимают язык вверх, опускают его вниз)

Покатался на качелях, (водят языком влево-вправо)

Поскакал на лошадке, (цокают языком)

Покрасил забор сверху и снизу, (водят языком по верхним и нижним зубам)

Надул шарик и лопнул его (Надувают щеки и лопают их) .

Воспитатель. Молодцы, ребята! Веселый Язычок принес нам почитать интересный рассказ. Вы узнаете, о ком этот рассказ, если отгадаете загадку:

В темноте я зорко вижу,

Понапрасну не обижу.

Но дразнить меня опасно -

Я царапаюсь ужасно. Мяу-у! (Кот)

Воспитатель. Отлично! Скажите, ребята, а вы дразните котят? Хорошо так поступать с домашними животными? (ответы детей)

А я вам прочитаю про другого котенка, который пока всех боится. Может, вы догадались, как его зовут? (Тюпа) Этот рассказ написал Е.Чарушин. Называется он «Почему Тюпа не ловит птиц».

Ребята, давайте вместе повторим название рассказа. (ответы детей)

Физминутка : На поляне дом стоит, (руки над головой в виде крыши)

Только вход к нему закрыт, (руки скрещены на груди)

Мы ворота открываем, (руки разводим в стороны)

Всех вас в сказку приглашаем. (движения кистями, приглашая в гости)

Чтение рассказа :

Воспитатель читает рассказ Е.Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц», дает детям возможность обменяться впечатлениями.

Беседа по содержанию рассказа:

Воспитатель. Почему Тюпа не ловит птиц? (он их боится)

Как пели воробьи?

Как Тюпа «говорил»?

Как воробьи напугали Тюпу?

Какие были воробьи? (воробьи были храбрые, смелые)

А Тюпа какой? (боязливый, трусливый, неуклюжий, маленький)

Кто еще прогнал Тюпу? (дрозды)

Расскажите, как они это делали. (если дети затрудняются, зачитать отрывок)

На что обиделся Тюпа? (На то, что его клюнули дрозды)

Воспитатель. А как вы думаете, когда Тюпа вырастет, он будет бояться птиц? Почему? Каким он станет? (большим, сильным, храбрым, смелым)

А сейчас он какой? (маленький, неуклюжий, не дорос еще птиц ловить)

Подвижная игра «Воробышки и кот»

Ребята, давайте покажем, какие мы все ловкие ребята. Вы все будете воробышками, а Ярослав будет котом. Воробышки летают, прыгают, клюют зернышки, жучков и червячков. А кот сидит и караулит их. Как только кот крикнет: «Мяу!», - все птички летят домой – садятся на стульчики. А кот ловит тех, кто не успел вернуться в свой домик.

Дети играют 2-3 раза, выбирая кота считалочкой.

Дидактическая игра «Опиши котенка»

Воспитатель. Ребята, к нам пришел в гости котенок, посмотрите, какой он? (воспитатель достает игрушку кота) Дети называют цвет, материал, его качества и характер: веселый, забавный, задорный и т.д.

Давайте придумаем ему имя.

Что умеет делать наш котенок?

Что любит кушать?

Кто есть в семье у нашего котенка? (ответы детей)

Подведение итогов (рефлексия):

Воспитатель. Ребята, что мы с вами делали сегодня на занятии?

Как называется рассказ, который мы читали?

О ком этот рассказ?

Ребята, есть у вас дома книги с рассказами о животных? Приносите свою самую любимую книгу в садик, и мы все вместе с удовольствием почитаем ее.

Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: "Тюп-тюп-тюп-тюп…"

Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула, - Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает:

"Тюп-тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!"

Вот почему Тюпу прозвали Тюпой.

Слышит Тюпа, кто-то тоненько посвистывает. Видит: в крыжовнике, где погуще, кормятся серенькие вертлявые пичужки - пенки, ищут, нет ли где мошки-букашки.

Ползёт Тюпа. Уж так таится, прячется. Даже не тюпает - боится спугнуть. Близко-близко подполз да как прыгнет - прыг! Как схватит… Да не схватил.

Не дорос ещё Тюпа птицу ловить. Тюпа - ловкач неуклюжий.

Тюпа маленький

Тюпу побили.

Это Непунька, Тюпкина мамка, его отшлёпала. Сейчас ей не до него. Непунька ждёт-пождёт, скоро ли у неё будут другие, новые маленькие сосунки. Она и местечко приглядела - корзинку. Там она будет их кормить, песни петь.

Тюпа теперь её боится. И близко не подходит. Никому неохота получить шлепка.

У кошки обычай: маленького кормит, а взрослого гонит. Но у Непуньки-кошки новых сосунков отобрали. Непунька ходит, котят ищет, зовёт. Молока у Непуньки много, а кормить некого.

Искала она их, искала и как-то невзначай увидела Тюпку. Он от неё в это время прятался, боялся трёпки. И тут Непунька решила, что Тюпа - это не Тюпа, а её новый маленький сосунок, который потерялся.

И обрадовалась Непунька, и мурлычет, и зовёт маленького, и хочет покормить, приласкать. А Тюпа - учёный, он близко не подходит. Его ещё вчера так приласкали - до сих пор помнит!

А Непунька поёт: "Иди, покормлю", - легла на бочок. Молочко у Непуньки тёплое. Вкусное! Тюпа облизнулся. Он давно сам научился есть, а помнит. Уговорила Непунька Тюпу. Насосался он молочка - заснул.

И тут начались другие чудеса. Ведь Тюпа взрослый. А для Непуньки он маленький. Она перевернула Тюпку и моет его, вылизывает. Тюпка проснулся, удивился: зачем это, для чего это? Он сам может. Хотел уйти. А Непунька уговаривает: "Лежи, ты маленький, запнёшься, потеряешься"…

Песни пела-пела и сама заснула. Тут Тюпа выбрался из корзинки и занялся разными своими делами. То да сё. Бабочек пошёл ловить. К воробью подкрадывается.

Проснулась Непунька. Ах, где же её Тюпонька? Выбежала на двор, зовёт.

А Тюпа взобрался на крышу и там ползает, бегает - пугает какую-то пичужку.

Непунька скорее к нему: "Не упади! Не свались!"

А Тюпа не слушает. Взяла Непунька Тюпку за шиворот и понесла, как маленького, с крыши. Тюпа отбивается, упирается, не желает с крыши идти.

Никак не может понять Непунька, что Тюпа уже не маленький.

Почему Тюпа не ловит птиц

Видит Тюпа, недалеко от него сидит воробей и песни поёт-чирикает:

Чив-чив! Чив-чив!

Тюп-тюп-тюп-тюп, - заговорил Тюпа. - Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю! - и пополз к воробью.

Но его воробей сразу приметил - крикнул по-воробьиному:

Чив! Чив! Разбойник ползёт! Вот он где прячется! Вот он где!

И тут, откуда ни возьмись, со всех сторон налетели воробьи, расселись - кто по кустам, кто и прямо на дорожке перед Тюпой. И начали на Тюпу кричать:

Чив-чив! Чив-чив!

Кричат, галдят, чирикают, ну, никакого терпенья нет.

Испугался Тюпа - такого крику он ни разу не слыхал - и ушёл от них поскорее.

А воробьи вдогонку ещё долго кричали. Наверно, рассказывали друг другу, как Тюпа полз-прятался, хотел их словить и съесть. И какие они, воробьи, храбрые, и как они Тюпку испугали.

Некого Тюпе ловить. Никто в лапы не даётся. Влез Тюпа на деревцо, спрятался в ветках и поглядывает. Но не охотник добычу увидел, а добыча охотника разыскала.

Видит Тюпа: он не один, на него какие-то птицы смотрят, не пенки-малышки, не крикуны-воробьишки, вот какие - самого Тюпы чуть поменьше. Это, наверно, дрозды искали местечко, где вить гнездо, и увидали какую-то непонятную зверюшку - Тюпку.

Тюпа обрадовался:

Вот интересно-то! Тюп-тюп-тюп-тюп! Кто это такие? Тюп-тюп-тюп-тюп!

Схвачу! Тюп-тюп-тюп-тюп! Словлю! Тюп-тюп-тюп-тюп! Поймаю! Поиграю!

Только не знает Тюпа, кого первого ловить. Один дрозд сзади Тюпки сидит, другой перед Тюпкой - вот тут, совсем близко. Тюпа то сюда, то туда повернётся - тюпает-тюпает. То на одного, то на другого посмотрит.

Отвернулся от одного, кто был сзади, а другой, передний, как налетит на Тюпку да как клюнет его клювом! Тюпа сразу перестал тюпать.

Он понять не может, что это такое.

Обидели его! Клюнули!

Спрыгнул Тюпа в кусты - и ходу, где бы только спрятаться.

И если теперь Тюпа видит птицу, он никакого внимания на неё не обращает.

Вот почему Тюпа не ловит птиц.

Вы можете или написать свой.

анятие №2.

Пересказ рассказа "Почему Тюпа не ловит птиц" Е. Чарушина

Цель: учить детей последовательно, логично, без повторов передавать содержание рассказа; воспитывать интонационную выразительность речи; развивать процессы мыслительной деятельности и памяти.

Предварительная работа Читает рассказ "Почему Тюпу прозвали Тюпой". Рассказывает о писателе и художнике Е.И. Чарушине, показывает его книги с рисунками автора.

Ход занятия.

Сегодня я прочту Вам рассказ про Тюпу - он называется так: "Почему Тюпа не ловит птиц". Интересное название, не правда ли? Все кошки охотятся за птицами, а Тюпа их почему-то не ловит. Почему, как Вы думаете?

Выслушав мнение детей, она читает первую часть рассказа до слов: "Не кого Тюпе ловить…". Спрашивает, понравился ли рассказ и что особенно в нем понравилось. Зачитывает 2-3 названных детьми отрывка.

Напоминает:

Вначале воробей сидел и песни чирикал. Как он пел свое "Чив-чив"? Да, весело. Спойте-ка все вместе эту веселую песенку… теперь спойте чуть тише, но звонче.

А потом как и о чем заверещал воробей? (сердито, с негодованием: "Чив-чив! Разбойник ползет"! Вот он где прячется! Вот он где!" - 1-2 хоровых ответа и индивидуальные повторения).

Услышали этот крик воробьи и …слетелись на помощь. Кто на куст сел, а кто…прямо на дорожку, перед Тюпой.

И стали кричать, галдеть, чирикать. Что стали делать?

О чем они потом друг другу рассказывали?

Как итог занятия повторяется драматизация.

Занятие №3.

Рассказывание детям русской народной сказки "Лисичка-сестричка и серый волк"

Цель: вспомнить с детьми известные им русские народные сказки, попросить назвать любимые; предложить охарактеризовать героев новой сказки (особенно подробно - лису) и сравнить их с персонажами других сказок, развивать операции сравнения и систематизации, развивать произвольную память.

Ход занятия.

Детям предлагается перечислить известные им русские народные сказки (отмечает похвалой тех, кто вспомнил про главные - "Заяц - хваста", "У страха глаза велики"), затем назвать самые любимые из них.

Очень часто героям русских народных сказок является лиса. Вспомните и назовите эти сказки. Сказка, с которой я познакомлю вас сегодня, тоже про лису. Она называется "Лисичка-сестричка и серый волк". Как вы думаете, какою будет лиса в этой сказке? Интересуется, что в сказке детям особенно понравилось. Зачитывает по их просьбе 2-3 отрывка.

Затем дети дают характеристике лисе (хитрющая, ловкая, умная, из любого положения находит выход) и отвечают на вопрос, на какую лису похожа героиня сегодняшней сказки. (на лису из сказки "Лисичка со скалочкой", только эта еще хитрее и изворотливее.)

Детям предлагается драматизировать концовку сказки. Следит, чтобы они с правильной информацией произносили фразу "Так, милая, так!". Драматизация повторяется 2-3 раза.

Занятие №4.

Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение "Угадайте, где мы были?". Повторение сказки "Крылатый, мохнатый, да масляный".

Цель: совершенствовать речь детей; активизировать мышление; развивать воображение, чувство юмора; повторить с детьми сказку "Крылатый, мохнатый, да масляный" (вспомнить сними название, начало сказки, организовать чтение в лицах какого-либо отрывка).

Ход занятия.

"На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца", - начинает рассказывать педагог. Предлагает детям продолжить "Воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масляный", - заканчивают фразу дети.

Дети участвуют в рассказывании, не громко договаривая отдельные слова и короткие фразы.

Воробей. Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!

Блин. А я, блин масляный, окунусь в горшок да вылезу - вот щи и жирные!

Воробей. Ах, каша, ну и каша - горазд горяча!

Мышь. А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю - хорошо в печи огонь горит - вот, каша и горяча!

Воробей . Да и я не промах: соберу грибов, натащу бобов - вот вы и сыты!

Все так они жили, друг друга хвалили, да и себя не забывали.

Чтение в лицах повторяется 2-3 раза.

Вы любите сказки? За что вы их любите? А как отличить сказку от рассказа? Сейчас я прочту вам короткое стихотворение, послушайте и скажите, что в нем не так.

Дым столбом валил в трубу,

Месяц с неба выл на пса,

Птицы пугало пугали,

Ела кошку колбаса.

А теперь придумайте веселые и добрые небылицы о том, как сороки взяли у лисиц взаймы хвосты и что из этого вышло, - говорит педагог. - Начните так: Однажды сорокам вздумалось полетать с лисьими хвостами…

Видит Тюпа, недалеко от него сидит воробей и песни поёт-чирикает:

«Чив-чив! Чив-чив!»

«Тюп-тюп-тюп-тюп, - заговорил Тюпа. - Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» - и пополз к воробью.

Но его воробей сразу приметил - крикнул по-воробьиному:

«Чив! Чив! Разбойник ползёт! Вот он где прячется! Вот он где!»

И тут, откуда ни возьмись, со всех сторон налетели воробьи, расселись кто по кустам, кто и прямо на дорожке перед Тюпой.

И начали на Тюпу кричать:

«Чив-чив!

Чив-чив!»


Кричат, галдят, чирикают, ну, никакого терпенья нет.

Испугался Тюпа - такого крику он ни разу не слыхал - и ушёл от них поскорее.

А воробьи вдогонку ещё долго кричали.

Наверно, рассказывали друг другу, как Тюпа полз-прятался, хотел их словить и съесть. И какие они, воробьи, храбрые, и как они Тюпку испугали.

Некого Тюпе ловить. Никто в лапы не даётся. Влез Тюпа на деревцо, спрятался в ветках и поглядывает.

Но не охотник добычу увидел, а добыча охотника разыскала.

Видит Тюпа: он не один, на него какие-то птицы смотрят, не пенки-малышки, не крикуны-воробьишки, вот какие - самого Тюпы чуть поменьше. Это, наверно, дрозды искали местечко, где вить гнездо, и увидали какую-то непонятную зверюшку - Тюпку.

Тюпа обрадовался:

«Вот интересно-то! Тюп-тюп-тюп-тюп! Кто это такие? Тюп-тюп-тюп-тюп! Схвачу! Тюп-тюп-тюп-тюп! Словлю! Тюп-тюп-тюп-тюп! Поймаю! Поиграю!»

Только не знает Тюпа, кого первого ловить.

Один дрозд сзади Тюпки сидит, другой перед Тюпкой - вот тут, совсем близко.

Тюпа то сюда, то туда повернётся - тюпает-тюпает. То на одного, то на другого посмотрит.

Отвернулся от одного, кто был сзади, а другой, передний, как налетит на Тюпку да как клюнет его клювом!

Тюпа сразу перестал тюпать.

Он понять не может, что это такое.

Обидели его! Клюнули!

Спрыгнул Тюпа в кусты - и ходу, где бы только спрятаться.

И если теперь Тюпа видит птицу, он никакого внимания на неё не обращает.

Вот почему Тюпа не ловит птиц.