Химические технологии. Химическая промышленность и химические технологии Классификация и описание подотраслей

Долгое время необходимые человеку товары повседневного спроса (продукты питания, одежда, краски) производились путем переработки преимущественно природного сырья растительного происхождения. Современные химические технологии позволяют синтезировать из сырья не только естественного, но и искусственного происхождения многочисленную и многообразную по своим свойствам продукцию, не уступающую природным аналогам. Потенциальные возможности химических превращений природных веществ поистине безграничны. Все возрастающие потоки природного сырья: нефти, газа, угля, минеральных солей, силикатов, руды и т.п. – превращаются в краски, лаки, мыло, минеральные удобрения, моторное топливо, пластмассы, искусственные волокна, средства защиты растений, биологически активные вещества, лекарства и различное исходное сырье для производства других необходимых и ценных веществ.

Темпы научно-технических разработок химических технологий быстро растут. Если в середине XIX в. на промышленное освоение электрохимического процесса получения алюминия потребовалось 35 лет, то в 50-е годы XX в. крупномасштабное производство полиэтилена при низком давлении было налажено менее чем за 4 года. На крупных предприятиях развитых стран примерно 25% оборотных средств расходуется на научно-исследовательские работы, разработку новых технологий и материалов, что позволяет примерно через 10 лет существенно обновлять ассортимент выпускаемой продукции. Во многих странах промышленные предприятия выпускают около 50% продукции, которая 20 лет назад вообще не производилась. На некоторых передовых предприятиях ее доля достигает 75–80%.

Разработка новых химических веществ – трудоемкий и дорогостоящий процесс. Например, для нахождения и синтеза всего лишь нескольких лекарственных препаратов, пригодных для промышленного производства, необходимо изготовить не менее 4000 разновидностей веществ. Для средств защиты растений данная цифра может достигать и 10000. В недалеком прошлом в США на каждый внедряемый в массовое производство химический продукт приходилось примерно 450 научно-исследовательских разработок, из которых отбиралось всего лишь 98 для опытного производства. После опытно-промышленных испытаний лишь не более 50% отобранных продуктов находили широкое практическое применение. Однако практическая значимость полученных таким сложным путем продуктов настолько велика, что затраты на исследования и разработку очень быстро окупаются.

Благодаря успешному взаимодействию химиков, физиков, математиков, биологов, инженеров и других специалистов появляются новые разработки, обеспечивающие в последнее десятилетие внушительный рост производства химической продукции, о чем свидетельствуют следующие цифры. Если общий выпуск продукции в мире за 10 лет (1950–1960) увеличился примерно в 3 раза, то объем химической продукции за этот же период возрос в 20 раз. За десятилетний период (1961– 1970гг.) средний годовой прирост промышленной продукции в мире составлял 6,7%, а химической – 9,7%. В 70-е годы прирост химической продукции, составляющий около 7%, обеспечил ее увеличение примерно вдвое. Предполагается, что при таких темпах роста к концу нынешнего столетия химическая промышленность займет первое место по выпуску продукции.

Химические технологии и связанное с ними промышленное производство охватывают все важнейшие сферы народного хозяйства, включающего различные отрасли экономики. Взаимодействие химических технологий и различных сфер деятельности людей условно представлено на рис. 6.1, где введены обозначения: А – химическая и текстильная промышленность, целлюлозно-бумажная и легкая промышленность, производство стекла и керамики, производство различных материалов, строительство, горное дело, металлургия; Б – машино- и приборостроение, электроника и электротехника, средства связи, военное дело, сельское и лесное хозяйство, пищевая промышленность, охрана окружающей среды, здравоохранение, домашнее хозяйство, средства информации; В – повышение производительности труда, экономия материалов, успехи в здравоохранении; Г – улучшение условий труда и быта, рационализация умственного труда; Д – здоровье, питание, одежда, отдых; Е – жилища, культура, воспитание, образование, охрана окружающей среды, оборона.

Приведем несколько примеров применения химических технологий. Для производства современных компьютеров нужны интегральные схемы, технология изготовления которых основана на использовании кремния. Однако в природе нет кремния в химически чистом виде. Зато в больших количествах есть диоксид кремния в виде песка. Химические технологии позволяют обычный песок превратить в элементный кремний. Еще один характерный пример. Автомобильный транспорт сжигает громадное количество топлива. Что нужно сделать, чтобы добиться минимального загрязнения атмосферы выхлопными газами? Частично такая проблема решается с помощью автомобильного каталитического конвертора выхлопных газов. Радикальное же ее решение обеспечивается применением химических технологий, а именно химическими манипуляциями над исходным сырьем – сырой нефтью, перерабатываемой в очищенные продукты, эффективно сгораемые в двигателях автомобилей.

Значительная часть населения земного шара прямо или косвенно связана с химическими технологиями. Так, к концу 80-х годов XX в. только в одной стране – США – в химической индустрии и родственных отраслях было занято более 1 млн. человек, в том числе свыше 150000 ученых и инженеров-технологов. В те годы в США продавали химической продукции примерно на 175–180 млрд. долл. в год.

Химические технологии и связанная с ними индустрия вынуждены реагировать на стремление общества сохранить окружающую среду. В зависимости от политической атмосферы такое стремление может колебаться от разумной осторожности до паники. В любом случае экономическое следствие – рост цен на продукцию, обусловленный затратами на достижение желаемой цели сохранения окружающей среды, на обеспечение безопасности рабочего персонала, на доказательства безвредности и эффективности новых продуктов и т. п. Разумеется, все эти затраты оплачивает потребитель и они существенно отражаются на конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Представляют интерес некоторые цифры, касающиеся выпускаемой и потребляемой продукции. В начале 70-х годов XX в. средний горожанин использовал в повседневной жизни 300–500 разнообразных химических продуктов, из них около 60 – в виде текстильных изделий, примерно 200 – в быту, на рабочем месте и во время отдыха, примерно 50 медикаментов и столько же продуктов питания и средств приготовления пищи. Технология изготовления некоторых пищевых продуктов включает до 200 различных химических процессов.

Около десяти лет назад насчитывалось более 1 млн. разновидностей продукции, выпускаемой химической промышленностью. К тому времени общее число известных химических соединений составляло более 8 млн., в том числе примерно 60 тыс. неорганических соединений. Сегодня известно более 18 млн. химических соединений. Во всех лабораториях нашей планеты ежедневно синтезируется 200–250 новых химических соединений. Синтез новых веществ зависит от совершенства химических технологий и в значительной степени от эффективности управления химическими превращениями.

Химия в современных технологиях

Елпатова Ольга Ивановна,

Преподаватель химии

Цель работы – проанализировать историю создания ЭВМ и показать, какие химические элементы используются в развитии компьютерных технологий.

На протяжении нескольких последних десятилетий компьютерная технология развивается по пути все большей миниатюризации деталей и все большего удорожания их производства. Микропроцессоры последних поколений содержат огромное число транзисторов (10 млн. и более), имеющих размеры в десятую долю микрона (10 -7 метра). Следующий шаг в сторону микромира приведет к нанометрам (10 -9 метра) и миллиардам транзисторов в одном чипе. Еще чуть-чуть - и мы попадем в диапазон атомных размеров, где все начинают действовать законы квантовой механики.

Ричард Фейнман еще лет двадцать назад заметил, что законы физики не будут препятствовать уменьшению размеров вычисляющих устройств до тех пор, «пока биты, не достигнут размеров атомов, и квантовое поведение не станет доминирующим». Другая проблема, указывающая на то, что современная технология создания компьютеров изживает себя - это проблема приближения к пределу быстродействия. Так, современные компьютерные носители способны вмещать миллионы записей, с которыми уже не справляются существующие алгоритмы поиска.

Это привело к повышению производительности ЭВМ в целом. Отправной точкой всех «технологических прорывов» в компьютерной технике являются открытия в фундаментальных науках, таких как физика и химия.

В вычислительной технике существует периодизация развития электронных вычислительных машин. ЭВМ относят к тому или иному поколению в зависимости от типа основных используемых в ней элементов или от технологии их изготовления.

Анализ истории создания ЭВМ показал, что в развитии компьютерных технологий наметилась тенденция к уменьшению размеров ключевых элементов и увеличению скорости их переключения. За основу мы взяли теорию о пяти поколениях компьютеров вместо шести, т.к. мы считаем, что находимся на рубеже четвертого и пятого поколениях.

Одним из первых химических элементов встречающихся в истории ЭВМ является германий. Германий один из самых важных элементов для технического прогресса, так как наряду с кремнием германий стал важнейшим полупроводниковым материалом.

По внешнему виду германий нетрудно спутать с кремнием. Эти элементы не только конкуренты, претендующие на звание главного полупроводникового материала, но и аналоги. Впрочем, несмотря на сходство многих технических свойств, отличить германиевый слиток от кремниевого довольно просто: германий в два с лишним раза тяжелее кремния.

Формально, полупроводник – это вещество с удельным сопротивлением от тысячных долей до миллионов омов на 1 см.

Замечательна чувствительность германия не только к внешним воздействиям. На свойства германия сильно влияют даже ничтожные количества примесей. Не менее важна химическая природа примесей.

Добавка элемента V группы позволяет получить полупроводник с электронным типом проводимости. Так готовят ГЭС (германий электронный, легированный сурьмой). Добавив же элемент III группы, мы создадим в нем дырочный тип проводимости (чаще всего это ГДГ – германий дырочный, легированный галлием).

Напомним, что «дырки» – это места, освобожденные электронами, перешедшими на другой энергетический уровень. «Квартиру», освобожденную переселенцем, может тут же занять его сосед, но у того тоже была своя квартира. Переселения совершаются одно за другим, и дырка сдвигается.

Сочетание областей с электронной и дырочной проводимостью легло в основу самых важных полупроводниковых приборов – диодов и транзисторов.

Создание диодов легло в основу первого поколения компьютеров на основе электронных ламп в 40-х годах. Это электровакуумные диоды и триоды, представляющие собой стеклянную колбу, в центре которой размещалась вольфрамовая нить накала.

Вольфрам причисляют обычно к редким металлам. Он отличается от всех остальных металлов особой тяжестью, твердостью и тугоплавкостью.

В начале XX в. вольфрамовую нить стали применять в электрических лампочках: она позволяет доводить накал до 2200°C и обладает большой светоотдачей. И в этом качестве вольфрам совершенно незаменим в наши дни. Незаменимость вольфрама в этой области объясняется не только его тугоплавкостью, но и пластичностью. Из одного килограмма вольфрама вытягивается проволока длиной 3,5 км, т.е. этого килограмма достаточно для изготовления нитей накаливания 23 тыс. 60-ваттных лампочек. Именно благодаря этому свойству мировая электротехническая промышленность потребляет всего около 100 т вольфрама в год.

Электронную начинку UNIVAC составляло более 5000 вакуумных ламп. Память на ртутных колбах позволяла хранить информацию объемом до полутора килобайт. Наиболее примечательным элементом в конструкции UNIVAC был специальный накопитель, который позволял записывать информацию и считывать ее с магнитной ленты. Использование электронной лампы в качестве основного элемента ЭВМ создавало множество проблем. Из-за того, что высота стеклянной лампы - 7см, машины были огромных размеров. Каждые 7-8 мин. одна из ламп выходила из строя, а так как в компьютере их было 15 - 20 тысяч, то для поиска и замены поврежденной лампы требовалось очень много времени. Кроме того, они выделяли огромное количество тепла, и для эксплуатации "современного" компьютера того времени требовались специальные системы охлаждения.

Появление первого поколения компьютеров стало возможно благодаря трем техническим новшествам: электронным вакуумным лампам, цифровому кодированию информации и созданию устройств искусственной памяти на электростатических трубках.

Во втором поколении компьютеров вместо электронных ламп использовались транзисторы, изобретённые в 1948 г. Это был точечно-контактный прибор, в котором три металлических "усика" контактировали с бруском из поликристаллического германия. Поликристаллический германий получали вплавлением индия с обеих сторон пластинки ГЭС. Для всех областей нужен германий очень высокой чистоты – физической и химической. Для достижения ее выращивают монокристаллический германий: весь слиток – один кристалл.

Транзисторы были более надёжны, долговечны, обладали большой оперативной памятью.

С изобретением транзистора и использованием новых технологий хранения данных в памяти появилась возможность значительно уменьшить размеры компьютеров, сделать их более быстрыми и надежными, а также значительно увеличить емкость памяти компьютеров.

Подобно тому, как появление транзисторов привело к созданию второго поколения компьютеров, появление интегральных схем ознаменовало собой новый этап в развитии вычислительной техники - рождение машин третьего поколения .

Интегральная схема, которую также называют кристаллом, представляет собой миниатюрную электронную схему, вытравленную на поверхности кремниевого кристалла площадью около 10 мм 2 . До 1965 г. большая часть полупроводниковых приборов делалась на германиевой основе. Но в последующие годы стал развиваться процесс постепенного вытеснения германия самим кремнием . Этот элемент – второй по распространенности на Земле после кислорода. Не идеальный, а просто высокочистый и сверхчистый кремний стал важнейшим полупроводниковым материалом. При температуре, отличной от абсолютного нуля, в нем возникает собственная проводимость, причем носителями электрического тока являются не только свободные электроны, но и так называемые дырки – места, покинутые электронами.

Вводя в сверхчистый кремний те или иные легирующие добавки, в нем создают проводимость того или иного типа. Добавки элементов третьей группы менделеевской таблицы ведут к созданию дырочной проводимости, а пятой – электронной.

Кремниевые полупроводниковые приборы выгодно отличаются от германиевых, прежде всего лучшей работоспособностью при повышенных температурах и меньшими обратными токами. Большим преимуществом кремния оказалась и устойчивость его двуокиси к внешним воздействиям. Именно она позволила создать наиболее прогрессивную планарную технологию производства полупроводниковых приборов, состоящую в том, что кремниевую пластинку нагревают в кислороде или смеси кислорода с водяным паром, и она покрывается защитным слоем SiO 2 .

Вытравив затем в нужных местах «окошки», через них вводят легирующие примеси, здесь же присоединяют контакты, а прибор в целом тем временем защищен от внешних воздействий. Для германия такая технология пока невозможна: устойчивость его двуокиси недостаточна.

Под натиском кремния, арсенида галлия и других полупроводников германий утратил положение главного полупроводникового материала. В 1968 г. в США производилось уже намного больше кремниевых транзисторов, чем германиевых.

Маленькая пластинка из кристаллического материала размерами примерно 1 мм 2 превращается в сложнейший электронный прибор, эквивалентный радиотехническому блоку из 50-100 и более обычных деталей. Он способен усиливать или генерировать сигналы и выполнять многие другие радиотехнические функции.

Первые интегральные схемы (ИС) появились в 1964 году. Появление ИС означало подлинную революцию в вычислительной технике. Ведь она одна способна заменить тысячи транзисторов, каждый из которых в свою очередь уже заменил 40 электронных ламп. Быстродействие ЭВМ третьего поколения возросло в 100 раз, а габариты значительно уменьшились. В это же время появляется полупроводниковая память, которая и по сей день используется в персональных компьютерах в качестве оперативной.

Появилась идея интегральной микросхемы – кремниевого кристалла, на который монтируются миниатюрные транзисторы и другие элементы. В том же году появился первый образец интегральной микросхемы, содержащий пять транзисторных элементов на кристалле германия. Ученые довольно быстро научились размещать на одной интегральной микросхеме сначала десятки, а затем сотни и больше транзисторных элементов. Компьютеры третьего поколения работали со скоростью до одного миллиона операций в секунду.

Начиная с середины 70-х все меньше становится принципиальных новаций в компьютерной науке. Прогресс идет в основном по пути развития того, что уже изобретено и придумано, - прежде всего, за счет повышения мощности и миниатюризации элементной базы и самих компьютеров.

В начале 70-х годов. была предпринята попытка выяснить, можно ли на одном кристалле разместить больше одной интегральной схемы. Развитие микроэлектроники привело к созданию четвертого поколения машин и появлению больших интегральных схем . Появилась возможность размещать на одном-единственном кристалле тысячи интегральных схем.

Это позволило объединить в единственной миниатюрной детали большинство компонентов компьютера - что и сделала в 1971 г. фирма Intel, выпустив первый микропроцессор. Центральный процессор небольшого компьютера оказалось возможным разместить на кристалле, площадью всего в четверть квадратного дюйма (1,61 см 2 ). Началась эпоха микрокомпьютеров.

Интегральные схемы содержали уже тысячи транзисторов. Каково же быстродействие современной микро ЭВМ? Оно в 10 раз превышает быстродействие ЭВМ третьего поколения на интегральных схемах, в 1000 раз - быстродействие ЭВМ второго поколения на транзисторах и в 100000 раз - быстродействие ЭВМ первого поколения на электронных лампах.

Следовательно, нужны компьютеры с более высокими скоростными характеристиками. Поэтому специалисты во всем мире взялись за решение этой проблемы путем создания вычислительной системы будущего. В настоящее время ведутся экспериментальные разработки квантового компьютера, биокомпьютера , нейрокомпьютера , оптического компьютера, вероятностного компьютера наноэлектроники, нанокомпьютера, нанороботов, молекулярно-механических автоматов, высокотемпературных полупроводниковых материалов.


Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю. Мы привыкли, что на уроке учитель рассказывает, а ученик слушает и усваивает. Слушать готовую информацию – один из самых неэффективных способов учения. Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически (услышал – усвоил). Многим кажется, что нужно только заставить слушать ученика и дело тут же пойдет на лад. Однако ученик, как любая личность, наделен свободой воли, с которой нельзя не считаться. Поэтому нарушить этот природный закон и подчинить их себе даже ради благих целей невозможно. Желательного результата на этом пути добиться нельзя.

Отсюда следует, что необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.

Можно выделить различные виды деятельности по освоению нового материала учеником: материальную, материализованную и интеллектуальную. Под материальной деятельностью понимают деятельность с объектом изучения. Для химии таким объектом является вещество, т.е. материальной деятельностью на уроках химии является проведение опытов. Опыты могут проводить ученики или демонстрироваться учителем.

Материализованная деятельность – это деятельность с материальными моделями, формулами, табличным, цифровым, графическим материалом и т.д. В химии – это деятельность с материальными моделями молекул, кристаллическими решетками, химическими формулами, решение химических задач, сопоставление физических величин, характеризующих изучаемые вещества. Любая внешняя деятельность (деятельность руками) отражается в мозге, т.е. переходит во внутренний план, в интеллектуальную деятельность. Проводя опыты, составляя химические формулы и уравнения, сопоставляя цифровой материал, ученик делает выводы, систематизирует факты, устанавливает определенные взаимосвязи, проводит аналогии и т.д.

Итак, учитель должен организовать на уроке для ученика все виды учебно-познавательной деятельности. Необходимо, чтобы учебно-познавательная деятельность ученика соответствовала тому учебному материалу, который должен быть усвоен. Необходимо, чтобы в результате деятельности, ученик самостоятельно приходил к каким-либо выводам, чтобы сам для себя созидал знание.

Важнейшим принципом дидактики, является принцип самостоятельного созидания знаний, который заключается в том, что знание учеником не получается в готовом виде, а созидается им самим в результате организованной учителем определенной познавательной деятельности.

Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес. Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся способствуют различные виды технологий: компьютерные технологии, технология проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения, использование тестов.

1. Компьютерная технология

Использование компьютера и мультимедийных технологий дают положительные результаты при объяснении нового материала, моделировании различных ситуаций, при сборе нужной информации, при оценке ЗУН и т. д., а также позволяют на практике реализовать такие методы обучения, как: деловые игры, упражнения по решению проблем, презентации и прочее. Компьютерная технология дает возможность располагать таким объемом информации, которым не владеют учителя, опирающиеся на традиционные методы обучения. В мультимедийных обучающих программах используются анимации и звуковое сопровождение, которые, воздействуя сразу на несколько информационных каналов обучаемого, усиливают восприятие, облегчают усвоение и запоминание материала. На своих уроках использую различные программы на компакт дисках, которые помогают мне для объяснения новых или повторения старых тем, закрепить и систематизировать полученные знания. Пример одного урока. Тема: “Подгруппа кислорода, характеристика. Получение кислорода”. В процессе урока использовался мультимедиа проектор, где на экране демонстрировались опыты, которые в школьной лаборатории продемонстрировать невозможно. Так же на экране проектировались несколько таблиц. Ребятам предлагалось проанализировать, сравнить и сделать вывод. Из вышесказанного приходим к выводу, что компьютерная технология повышает уровень обучения и вызывает интерес учащихся к предмету.

2. Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитием мыслительных способностей. Проблемные ситуации на уроке могут возникать самым неожиданным образом. Например, в 8-ом классе при изучении темы “Электроотрицательность” ученик задал вопрос: “Водород отдает электроны литию или наоборот?” Одноклассники ответили, что электроны отдает литий, так как у него радиус атома больше. Тут же другой ученик спросил: “А во что превратится тогда водород?” Мнения разделились: одни посчитали, что атом водорода, присоединяя электрон, превратился в атом гелия, так как у него стало два электрона, а другие не согласились с этим, возразив, что у гелия заряд ядра +2, а у данной частицы +1. Так что же это за частица? Возникла проблемная ситуация, которую можно разрешить, ознакомившись с понятием об ионах. Проблемную ситуацию на уроке может создать и сам учитель. Пример урока. Тема: “Простые и сложные вещества”. Учитель предоставляет ученику широкое поле деятельности: задает проблемные вопросы, предлагает из перечня различных веществ выписать отдельно простые и сложные вещества и подводит к тому, чтобы ученик сам, используя свой жизненный опыт, знания предыдущих уроков, попытался сформулировать понятие простого и сложного вещества. Ученик сам для себя созидает знания, так возникает интерес не просто к предмету, а к самому процессу познания.

3. Технология исследовательского обучения

Исследовательская деятельность школьников – это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Таким путем учащиеся знакомятся с основными методами исследования в химии, овладевают умениями самостоятельно добыть новые знания, постоянно обращаясь к теории. Привлечение опорных знаний для решения проблемных ситуаций предполагает формирование и совершенствование как общеучебных, так и специальных умений учащихся (проводить химические опыты, соотносить наблюдаемые явления с изменениями состояния молекул, атомов, ионов, проводить мысленный химический эксперимент, моделировать сущность процессов и т. п.). Исследование может проводиться с целью получения новых знаний, обобщения, приобретения умений, применять полученные знания, изучения конкретных веществ, явлений, процессов. Так, при изучении темы “Соли азотной кислоты” в 9-ом классе использую элементы исследовательской работы. Исследование включает: проведение теоретического анализа; прогнозирование способов получения веществ и их свойств; составление плана экспериментальной проверки и его выполнение; формулирование вывода. Получается логическая цепочка: теоретический анализ – прогнозирование – эксперимент. Майкл Фарадей говорил: “Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим.” Для систематизации получаемых знаний учащиеся заполняют таблицу:

Соли азотной кислоты

Исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.

4. Технология игрового обучения

Интеллектуально-творческие игры (ИТИ) стимулируют развитие познавательных интересов учащихся, способствуют развитию их интеллектуально-творческих способностей, дают возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя в интеллектуально-творческой сфере через игру, помогают восполнить дефицит общения. ИТИ могут быть использованы не только во внеклассной и внеурочной работе, но и на уроках (при изучении нового материала, повторении пройденного, контроля знаний учащихся и т. д.)

Наиболее сложны и трудоемки деловые и ролевые игры. Проведение подобных игр позволяет достигать следующих целей: научить учащихся выделять главное в содержании учебного материала, излагать его в краткой форме; развивать навыки анализа текста, ассоциативное мышление, самостоятельность суждений, способствовать самоопределению учащихся, развивать коммуникативные способности, расширить кругозор, повторять и обобщать изученный материал. В своей практике я систематически использую игровые формы организации контроля знаний и постоянно замечаю, как это повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и предмету в целом, как учащиеся, которые в последнее время так мало читают, вдруг начинают листать книги, справочники, энциклопедии. Так на уроках, при изучении тем, связанных с экологией, например по теме “Природные источники углеводородов и их переработка”, применяю ролевые игры с применением экспертных групп. Класс разбивается на две группы: “специалистов” и “журналистов”. Первые подбирают материал и подготавливают наглядное пособие. Вторые готовят вопросы, которые они должны задавать во время игры.

Для закрепления материалов в 8 – 9 классах использую дидактические игры: “Химические кубики”, “Химическое лото”, “Крестики-нолики”, “Найди ошибку”, “Химический бой”. Так же на внеклассных занятиях провожу зрелищные интеллектуально-творческие игры: “КВН”, “Что, где, когда”, “Звездный час”.

5. Использование тестов на уроках химии

Использование тестов на уроках химии также занимает видное место в процессе внедрения новых технологий. Что дает возможность массовой проверки знаний учащихся. Тестовая методика – универсальное средство проверки знаний, умений. Тесты являются экономной целенаправленной и индивидуальной формой контроля. Систематическая проверка знаний в виде тестов способствует прочному усвоению учебного предмета, воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, то есть повышается объективность проверки знаний. Этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету. Итоговые контрольные работы в 8 – 10 классах провожу в форме теста.

В условиях постоянного развития науки и промышленности химия и химическая технология предлагают миру постоянные инновации. Как правило, их суть заключается в совершенствовании методов переработки сырья в предметы потребления и/или средства производства. Происходит это благодаря целому ряду процессов.

Новые химические технологии позволяют:

  • вводить в хозяйственную деятельность новые виды сырья и материалов;
  • перерабатывать абсолютно все виды сырья;
  • заменять дорогостоящие компоненты более дешевыми аналогами;
  • комплексно использовать материалы: получать из одного вида сырья разные продукты и наоборот;
  • рационально расходов, вторичная переработка.

Можно сказать, что общая химическая технология, во многом перераспределяет и регулирует производственные процессы, что на сегодняшний день очень актуально в силу множества положительных факторов, имеющих значение для людей, связанных с промышленностью.

Классификация и описание подотраслей

Химические технологии можно классифицировать по типам веществ, с которыми ведется работа: органическими и неорганическими. Специфика работы зависит от поставленных задач и особенностей сферы, на которую ориентирован конечный продукт.

Химическая технология неорганических веществ - это например, производство кислот, соды, щелочей, силикатов, минеральных удобрений и солей. Все эти продукты широко используются в разных отраслях промышленности, в частности, металлургии, а также в сельском хозяйстве и др.

В фармацевтике и машиностроении часто используют каучуки, спирт, пластмассы, различные красители и т.д. Их производством занимаются предприятия, использующиетехнологии получения органических веществ. Многие из этих предприятий занимают серьезные позиции в отрасли и совей работой существенно влияют на экономику государства.

Абсолютно все процессы и аппараты химической технологии подразделяются на пять основных групп:

  • гидромеханические;
  • тепловые;
  • диффузионные;
  • химические;
  • механические.

В зависимости от особенностей организации, процессы химической технологии бывают непрерывные и периодические.

Современные задачи химической технологии

В связи с повышением интереса к экологической ситуации в мире возрос спрос на инновации, способные оптимизировать процессы производства, уменьшить объемы расходуемого сырья. Это касается также энергетических затрат. Данный вид ресурсов является очень ценным в рамках производства, потому за его расходованием необходимо следить и по возможности минимизировать. С этой целью сегодня активно разрабатываются и внедряются энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии. С их помощью производство рационализируют, предотвращая чрезмерные затраты расходных материалов разных категорий. Таким образом, уменьшается вредное воздействие технологий химического производства и антропогенных факторов на природу.

Химическая технология в промышленности на сегодняшний день стала неотъемлемой частью процессов изготовления конечного продукта. Сложно оспорить тот факт, что именно эта сфера человеческой деятельности оказывает наиболее пагубное влияние на состояние планеты в целом. Именно поэтому ученые делают все возможное для предотвращения экологической катастрофы, хотя темпы популяризации и внедрения таких разработок все еще недостаточны.

Применение современных химических технологий способствует улучшению состояния природы, минимизируя объемы используемых в производстве материалов, обеспечивая замену токсичных веществ более безопасными и внедрение в производство новых соединений и т.д. В задачей является восстановление ущерба, нанесенного окружающей среде: истощение ресурсов планеты, загрязнение атмосферы. На протяжении последних лет особенно активно проводятся различные исследования в сфере экологии и рационализации влияния производств на окружающую среду. Обязательный характер приобретает совмещение эффективной деятельности предприятия с безопасностью и нетоксичностью конечных продуктов.

Теоретические основы химической технологии

По мере развития смежных отраслей, подвергаются постоянной модернизации и обновлению основные процессы и аппараты химической технологии, глубже изучаются основные аспекты производства, принципы их работы и эксплуатация машин, используемых для выполнения операций. Базу таких дисциплин составляют теоретические основы химической технологии.

В государствах, признанных мировыми лидерами, обучение студентов на технических специальностях именно в этом направлении считается наиболее важным. Причиной тому, во-первых, определяющая роль процессного инжиниринга в деятельности химической промышленности. А во-вторых, растущее значение данной дисциплины на межотраслевом уровне.

Несмотря на существенные отличия между разными отраслями промышленности, в их основе лежат одни и те же принципы, вписываются различные физические закономерности, химические процессы, тесно взаимосвязанные с современными инженерными отраслями, в том числе материаловедением. Химические технологии за последние годы глубоко проникли даже в те сферы, где допустить их присутствие никому не приходит в голову. Таким образом, на современных рынках все чаще заходит речь о роли процессного инжиниринга в более глобальном смысле, нежели в рамках операций одной отрасли.

Основы химической технологии в отечественном образовании

Успешное развитие той или иной отрасли невозможно при отсутствии качественных учебных заведений, выпускающих квалифицированных специалистов. Поскольку химическая промышленность является важной составляющей экономики страны, требуется создать все необходимые условия для подготовки ценных кадров в этой сфере. На сегодняшний день основы химической технологии являются частью обязательной программы по смежным специальностям во многих высших учебных заведениях по всему миру.

К сожалению, принципы обучения техническим направлениям в России и некоторых странах СНГ кардинально отличаются от методик, принятых в европейских странах и Америке. Это, как правило, негативно сказывается на качестве высшего образования. Например, основные акценты все еще делаются на узких химико-технологических специальностях, а также много внимания уделяется конструкторско-эксплуатационным отраслям механики. Столь узкопрофильные характеристики высшего образования стали основной причиной отставания отечественных производств от зарубежных по таким критериям, как качество продукции, ресурсоемкость, экологичность и т.д.

Основная ошибка состояла в недооцененности процессного инжиниринга как системообразующей и всесторонне применимой дисциплины, и на данный момент основная задача отечественной промышленности - уделять намного больше внимания ее освоению и развитию. На сегодняшний день вопросы подготовки квалифицированных кадров, а также налаживания и оптимизации производства - наиболее насущные проблемы на территории СНГ и РФ в частности.

  1. 1. Введение3
  2. 2. Химическая промышленность3
  3. 3. Химическая технология7
  4. 4. Заключение8

Список литературы9

Введение

Химическая промышленность — вторая после электронной ведущая отрасль индустрии, которая наиболее быстро обеспечивает внедрение достижений научно-технического прогресса во все сферы хозяйства и способствует ускорению развития производительных сил в каждой стране. Особенность современной химической промышленности — ориентация главных наукоемких производств (фармацевтического, полимерных материалов, реагентов и особо чистых веществ), а также продукции парфюмерно-косметической, бытовой химии и т.д. на обеспечение повседневных нужд человека и его здоровья.

Развитие химической промышленности обусловило процесс химизации народного хозяйства. Он предполагает повсеместное широкое использование продукции отрасли, всемерное внедрение химических процессов в разные отрасли хозяйства. Такие отрасли промышленности, как нефтепереработка, тепловая энергетика (кроме АЭС), целлюлозно-бумажная, черная и цветная металлургия, полу-чение строительных материалов (цемент, кирпич и т.д.), а также мно-гие производства пищевой промышленности основаны на использо-вании химических процессов изменения структур исходного веще-ства. При этом они зачастую нуждаются в продукции самой хими-ческой промышленности, т.е. тем самым стимулируют ее ускоренное развитие.

Химическая промышленность

Химическая промышленность — отрасль промышленности, включающая производство продукции из углеводородного, минерального и другого сырья путём его химической переработки. Валовый объём производства химической промышленности в мире составляет около 2 трлн. долл. Объем промышленного производства химической и нефтехимической промышленности России в 2004 году составил 528156 млн. рублей.

Химическая промышленность выделилась в отдельную отрасль с началом промышленного переворота. Первые заводы по производству серной кислоты — важнейшей из минеральных кислот, применяемых человеком, были построены в 1740 (Великобритания, Ричмонд), в 1766 (Франция, Руан), в 1805 (Россия, Подмосковье), в 1810 (Германия, Лейпциг). Для обеспечения потребностей развивающихся текстильной и стекольной промышленности возникло производство кальцинированной соды. Первые содовые заводы появились в 1793 (Франция, Париж), в 1823 (Великобритания, Ливерпуль), в 1843 (Германия, Шёнебек-на-Эльбе), в 1864 (Россия, Барнаул). С развитием в середине XIX в. сельского хозяйства появились заводы искусственных удобрений: в 1842 в Великобритании, в 1867 в Германии, в 1892 в России.

Сырьевые связи, раннее возникновение индустрии способствовали становлению Великобритании, как мирового лидера в химическом производстве, на протяжении трёх четвертей XIX в. С конца XIX в. с ростом потребности экономик в органических веществах лидером в химической промышленности становится Германия. Благодаря быстрому процессу концентрации производств, высокому уровню научно-технического развития, активной торговой политике Германия к началу XX в. завоёвывает мировой рынок химической продукции. В США химическая промышленность начала развиваться позже, чем в Европе, но уже к 1913 по объёму производства химической продукции США заняли и с тех пор удерживают 1-е место в мире среди государств. Этому способствуют богатейшие запасы полезных ископаемых, развитая транспортная сеть, мощный внутренний рынок. Лишь к концу 80-х годов химическая индустрия стран ЕС в общем исчислении превысила объёмы производства в США.

Таблица 1

Подотрасли химической промышленности

Подотрасль

Неорганическая химия

Производство аммиака, Содовые производства, Сернокислотные производства

Органическая химия

Акрилонитрил, Фенол, Окись этилена, Карбамид

Керамика

Силикатные производства

Нефтехимия

Бензол, Этилен, Стирол

Агрохимия

Удобрения, Пестициды, Инсектициды, Гербициды

Полимеры

Полиэтилен, Бакелит, Полиэстер

Эластомеры

Резина, Неопрен, Полиуретаны

Взрывчатые вещества

Нитроглицерин, Нитрат аммония, Нитроцеллюлоза

Фармацевтическая химия

Лекарственные препараты: Синтомицин, Таурин, Ранитидин...

Парфюмерия и косметика

Кумарин, Ванилин, Камфора

Все отмеченные специфические особенности химической промышленности оказывают в настоящее время большое влияние на структуру отрасли. В химической промышленности увеличивается доля наукоемкой продукции высокой стоимости. Получение многих видов массовой продукции, требующей боль-ших затрат сырья, энергии, воды и небезопасной для окружающей среды, стабилизируется или даже сокращается. Однако, процессы структурной перестройки идут по-разному в отдельных группах го-сударств и регионов. Это оказывает заметное воздействие на геогра-фию тех или иных групп производств в мире.

Наибольшее воздействие на развитие хозяйства мира и условия повседневной жизни человеческого общества оказали во второй по-ловине XX в. полимерные материалы, продукция их переработки.

Промышленность полимерных материалов. На нее и производство исходных для синтеза видов углеводородов, полупродуктов из них при-ходится от 30 до 45% стоимости продукции химической промышлен-ности развитых стран мира. Это — основа всей отрасли, ее ядро, тесно связанное практически со всеми химическими производствами. Сырье для получения исходных углеводородов, полупродуктов и самих полимеров — главным образом нефть, попутный и природный газ. Их потребление для производства этого широкого круга продук-тов сравнительно невелико: всего 5-6% добываемой в мире нефти и 5—6% природного газа.

Промышленность пластмасс и синтетических смол. Синтетические смолы в основном идут для получения химических волокон, а пластмассы чаще всего являются исходными конструкционными матери-алами. Это предопределяет использование их во многих сферах промышленности, строительства, а также изделий из них в быту. Мно-жество видов пластмасс, еще большее количество их марок создано в последние десятилетия. Выделяется целый класс пластмасс про-мышленного назначения для самых ответственных изделий в маши-ностроении (фторопласты и др.).

Промышленность химических волокон революционизировала всю легкую промышленность. В 30-е гг. роль химических волокон в струк-туре текстильных была ничтожна: 30% их составляла шерсть, около 70% — хлопок и другие волокна растительного происхождения. Химические во-локна все шире используются в технических целях. Сфера их применения в хозяйстве и бытовом потреблении непрерыв-но растет.

Промышленность синтетического каучука. Спрос на резинотехнические изделия в мире (одних только автомобильных покрышек производится ежегодно 1 млрд.) все в большей степени обеспечиваете использованием синтетического каучука. На его долю приходится 2/3 всего получения натурального и синтетического каучуков. Производ-ство последнего имеет целый ряд преимуществ (меньше затраты средств на сооружение заводов, чем на создание плантаций; меньше затрат труда на его заводское получение; более низкая цена по срав-нению с натуральным каучуком и т.д.). Поэтому его выпуск сложился более чем в 30 государствах.

Промышленность минеральных удобрений. Использование азотных, фосфорных и калийных удобрений во многом определяет уровень раз-вития сельского хозяйства стран и регионов. Минеральные удобрения являются самой массовой продукцией химической промышленности.

Фармацевтическая промышленность приобретает исключительно большое значение для охраны здоровья увеличивающегося населения планеты. Растущая потребность в ее продукции обусловлена:

1) быстрым старением населения, прежде всего во многих про-мышленных государствах мира, что требует внедрения новых слож-ных препаратов в лечебную практику;

2) увеличением сердечно-сосудистых и онкологических заболева-ний, а также появлением новых болезней (СПИД), для борьбы с ко-торыми требуются все более эффективные препараты;

3) созданием новых поколений лекарств ввиду приспособления микроорганизмов к старым их формам.

Резинотехническая промышленность. Продукция этой отрасли все более ориентируется на обеспечение потребностей населения.

Помимо множества бытовых резиновых изделий (коврики, игрушки, шланги, обувь, мячи и т.д.), которые стали обычными потребительскими товарами, растет спрос на комплектующие детали из резины для очень многих видов продукции машиностроения. Сюда относятся средства наземного безрельсового транспорта: покрышки для автомобиля, велосипеда, тракторов, шасси самолетов и т.д. Резиновые изделия, такие как трубопроводы, прокладки, изоляторы и другие, необходимы для многих видов продукции. Этим объясняется обширнейший ассортимент резинотехнических изделий (он превыша-ет 0,5 млн. наименований).

Среди наиболее массовых изделий отрасли выделяется производ-ство покрышек (шин) для разных видов транспорта. Выпуск этих из-делий определяется количеством изготавливаемых в мире транспорт-ных средств, исчисляемых многими десятками миллионов единиц каждого из них. На производство покрышек расходуется 3/4 нату-рального и синтетического каучуков, значительная часть синтетичес-ких волокон, идущих на производство кордной ткани — каркаса шин. Кроме того, для получения резины в качестве наполнителя необхо-димы различные виды сажи — также продукта одной из отраслей хи-мической промышленности — сажевой. Все это определяет тесную взаимосвязь резиновой промышленности с другими отраслями хими-ческой.

Об уровне развития экономики страны можно судить по уровню развития химической промышленности. Она снабжает хозяйство сырьем и материалами, дает возможность применять новые технологические процессы во всех отраслях хозяйства. Внутриотраслевой состав химической промышленности очень сложный:

1) основная химия,

2)химия органического синтеза.

Фармацевтика, фотохимия, бытовая химия, парфюмерия относятся к тонкой химии и могут использовать как органическое, так и неорганическое сырье. Межотраслевые связи химической промышленности обширны - нет такой отрасли хозяйства, с которой она не была бы связана. Научный комплекс, электроэнергетика, металлургия, топливная промышленность, легкая промышленность - химия - текстильная промышленность, сельское хозяйство, пищевая промышленность, строительство, машиностроение, ВПК. Химическая промышленность может использовать разнообразное сырье: нефть, газ, уголь, лес, полезные ископаемые, даже воздух. Следовательно, располагаться химические предприятия могут повсеместно. География химической промышленности обширна: производство калийных удобрений тяготеет к районам добычи сырья, производство азотных удобрений - к потребителю, производство пластмасс, полимеров, волокон, каучука - к районам переработки нефтяного сырья. Химическая промышленность — одна из передовых отраслей научно-технической революции, наряду с машиностроением эта самая динамичная отрасль современной индустрии.

Основные черты размещения сходны с чертами размещения машиностроения; в мировой химической промышленности сложились 4 главных региона. Самый крупный из них — Западная Европа. Особенно быстрыми темпами во многих странах региона химическая промышленность стала развиваться после Второй Мировой войны, когда в структуре отрасли стала лидировать нефтехимия. В результате, центры нефтехимии и нефтепереработки располагаются в морских портах и на трассах магистральных нефтепроводов.

Второй по значению регион — США, где химическая промышленность характеризуется большим разнообразием. Основным фактором размещения предприятий стал сырьевой фактор, что во многом способствовало территориальной концентрации химических производств. Третий регион — Восточная и Юго-Восточная Азия, особенно важную роль играет Япония (с мощной нефтехимией на базе привозной нефти). Растет также значение Китая и новых индустриальных стран, которые специализируются в основном на производстве синтетических продуктов и полуфабрикатов.

Четвертый регион — страны СНГ, располагающие разнообразной химической промышленностью, ориентированной как на сырьевой, так и на энергетический фактор.

Химическая технология

Химическая технология — это наука о процессах и методах химической переработки сырья и промежуточных продуктов.

Оказывается, все процессы, связанные с переработкой и получением веществ, несмотря на их внешнее многообразие, делятся на несколько родственных, однотипных групп, в каждой из них применяются сходные аппараты. Всего таких групп 5 — это химические, гидромеханические, тепловые, массообменные и механические процессы.

В любом химическом производстве мы встречаем одновременно все или почти все перечисленные процессы. Рассмотрим, например, технологическую схему, в которой получают продукт С из двух исходных жидких компонентов А и В по реакции: А + В—С.

Исходные компоненты проходят через фильтр, в котором очищаются от твердых частиц. Затем насосом они подаются в реактор, предварительно нагреваясь до температуры реакции в теплообменнике. Продукты реакции, включающие в себя компонент и примеси непрореагировавших компонентов, направляются на разделение в ректификационную колонну. По высоте колонны происходит многократный обмен компонентами между стекающей жидкостью и поднимающимися из кипятильника парами. При этом пары обогащаются компонентами, имеющими меньшую температуру кипения, чем продукт. Выходящие из верхней части колонны пары компонентов конденсируются в дефлегматоре. Часть конденсата возвращается в реактор, а другая часть (флегма) направляется на орошение ректификационной колонны. Чистый продукт выводится из кипятильника, охлаждаясь до нормальной температуры в теплообменнике.

Установление закономерностей каждой из групп процессов химической технологии открыло зеленый свет перед химической промышленностью. Ведь теперь расчет любого, самого нового химического производства выполняется по известным методикам и почти всегда можно использовать серийно выпускаемые аппараты.

Быстрое развитие химической технологии стало основой химизации народного хозяйства нашей страны. Создаются новые отрасли химического производства, а главное, процессы и аппараты химической технологии широко внедряются в другие отрасли народного хозяйства и в быт. Они лежат в основе производства удобрений, строительных материалов, бензина и синтетических волокон. Любое современное производство, независимо от того, что оно выпускает — автомобили, самолеты или детские игрушки, не обходится без химической технологии.

Одна из наиболее интересных задач, которая может быть решена с помощью химической технологии в недалеком будущем,— использование ресурсов Мирового океана. Вода океана содержит практически все элементы, необходимые человеку. В ней растворены 5,5 млн. т золота и 4 млрд. т урана, огромные количества железа, марганца, магния, олова, свинца, серебра и других элементов, запасы которых на суше истощаются. Но для этого необходимо создать совершенно новые процессы и аппараты химической технологии.

Заключение

Химическая промышленность, как и машиностроение, — одна из самых сложных по своей структуре отраслей промышленности. В ней четко выделяются полупродуктовые отрасли (основной химии, органи-ческой химии), базовые (полимерных материалов — пластмасс и син-тетических смол, химических волокон, синтетического каучука, мине-ральных удобрений), перерабатывающие (синтетических красителей лаков и красок, фармацевтическая, фотохимическая, реактивов, быто-вой химии, изделий резинотехники). Ассортимент ее продукции — около 1 млн. наименований, видов, типов, марок продукции.

Хими́ческая техноло́гия — наука о наиболее экономичных и экологически целесообразных методах и средствах переработки сырых природных материалов в продукты потребления и промежуточные продукты.

Подразделяется на технологию неорганических веществ (производство кислот, щелочей, соды, силикатных материалов, минеральных удобрений, солей и т. д.) и технологию органических веществ (синтетический каучук, пластмассы, красители, спирты, органические кислоты и др.);

Список литературы

  1. 1. Доронин А. А. Новое открытие американских химиков. / Коммерсантъ, №56, 2004г.
    1. 2. Килимник А. Б. Физическая химия: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 80 с.
    2. 3. Ким А.М., Органическая химия, 2004
      1. 4. Перепелкин К. Е. Полимерные композиты на основе химических волокон, их основные виды, свойства и применение / Технический текстиль №13, 2006
    3. 5. Травень В.Ф. Органическая химия: Учебник для вузов в 2-х томах. - М.: Академкнига, 2004. - Т.1. - 727 с., Т.2. - 582 с.